100-лет АМО ЗИЛ
Столичный автогигант отпраздновал вековой юбилей без помпы.
Возможно ли праздновать смерть? В Москве можно этому даже радоваться. Именно такое ощущение возникло на конференции в празднование 100-летия заложения первого камня завода АМО.
Как можно из трагического события закрытия предприятия сделать праздник? Но на ЗИЛе, где по народной пословице «руки в масле, жопа в мыле», и где уже нет трудовых подвигов и эпохальных свершений, было просто необходимо сделать свой маленький мальчишник. Гости оценили внимание к событию и даже простили, что к круглой дате было устроено хоть какое-то мероприятие с показом техники. Никто не хотел вдаваться в детали о настоящем положении завода и перспективах развития некогда могущественного концерна. В доме повешенного не говорят о верёвке.
Среди участников и гостей конференции не оказалось ни представителей действующей администрации АМО «ЗИЛ», ни столичной мэрии, ни Минпромторга. Ощущение, что официальные лица давно предали забвению всё, что связано со столичным автогигантом. Хотя это даже к лучшему: иначе бы личные бодигарды ВИП-персон быстренько ввели режим ФСО и прощай свободный вход.
На жарком асфальте томились исторические машины: отреставрированные правительственные лимузины разных лет (бронированный ЗИС-115, ЗИЛ-117, ЗИЛ-41041 и др.), кабриолет ЗИЛ-111Д, репликар спортивного родстера ЗИС-101-Спорт. Показали и грузовые автомобили из в мастерской Евгения Шаманского и известные многим фанатам по ретро-выставкам: пожарная линейка на шасси АМО-4, полугусеничные ЗИС-22 и ЗИС-42М, один из последних внутризаводских ЗИС-5 (УралЗИС) и аварийный бортовой ЗИЛ-431610 1987 года (с демонтированным штатным ГБО), до сих пор эксплуатируемый в ПАО «МОЭСК» (филиал «Московские кабельные сети»).
Однако самый главный экспонат АМО Ф-15 не привезли, но плакат обещал, что может появиться и он – главный юбиляр. Тут бы вмешаться итальянскому концерну и проанонсоровать показ исторического автомобиля – АМО Ф-15, Где ещё можно в Европе посмотреть на лицензионный FIAT15? Но на открытой экспозиции было слишком свободно.
Конференция, устроенная в конференц-зале культурного центра ЗИЛ на Восточной, по идее могла предполагать лишь скучные отчёты и брюзжание – «как молоды мы были». Действительность превзошла скептические ожидания. Взрослые дядьки уже воспитывающие внуков жаловались как дети. Ветераны завода выходили и рубили свою правду-матку. Им было жаль завода: жаль что так быстро ушла их юность и что уже на носу 100-летие начало выпуска. Рассказы напоминали краткий срез всех событий и исторических трагедий, которые пережил завод и вся страна в XX веке. Возле гардероба можно было набрать совершенно бесплатно ворох заводской многотиражки за разные годы (самый старый -- 1995 года).
Среди гостей обнаружилось немало авторов знакомых читателям по публикациям в журнале «Грузовик Пресс»: Валерий Васильев, Дмитрий Дашко, Денис Дементьев, Александр Климнов, Леонид Кузнецов, Вячеслав Мамедов, а также Максим Шелепенков, который в соавторстве Владимиром Мазепа подготовил к юбилею трёхтомник под названием «Завод и люди» (своеобразная попытка по-новому расшифровать «ЗИЛ»).