Опубликовано:

 

Олег Бодня и Михаил Денщик представляют свой фолиант "Атлас городского электротранспорта Российской Федерации" в стенах редакции журнала «Грузовик Пресс»"Атлас городского электротранспорта Российской Федерации"

424 страниц. От Тильзита до Владивостока

Вышел "Атлас городского электротранспорта Российской Федерации".

Юрий Петров, фото автора

Подобного события отчизна, оказывается, ждала 121 год, с того самого момента как была пущена первая конка в... Тильзите. Вам нравится такой канон для вступления?

Первый форзац уже интересен. Полюбуйтесь на него:

Второй форзац задней обложки уже содержит дополнительную информацию: он также продублирован картой европейской территории России и сопровождён информационными пиктограммами.

Вступительное слово в начале книги кажется слишком затянутым, но как можно было бы поступить иначе, выпустив атлас без собственного ИМХО?

Главный зачинатель идеи книги – Олег Бодня, которого я ещё помню молодым 25-летним юношей, меня просто ошарашил – для выпуска книги пришлось задействовать 200 человек!

Cобрать под своё крыло двести человек! Я смотрю на дотошную вёрстку, тщательный отбор иллюстраций и редактуру карт и даже замерзаю от тихого ужаса: ведь эту книгу предлагалось сверстать мне! И я даже чего-то там пообещал предварительно начертать... Но у меня за год пролетает пятилетка автобусов, на носу лихорадочная сборка свежего журнала. Куда уж мне бодаться с темпераментом Олега?

Михаил Денщик – второй автор, без которого этот проект мог бы запросто укатиться с откоса вёрстки под колёса истории. Он лихо откликнулся на мою просьбу составить презентационный портрет авторов в антураже офиса «Грузовик Пресс». Для этого к центру коридора в редакции были стащены выставочные стойки... и вуаля! Миша лихо сдернул свои шпионские тёмные очки, а Олег поразмыслив над своим солидным образом решил остаться в кепке.

Снимаю шляпу!

Книга на зависть всему миру! Здесь охвачен практически весь период развития рельсового и электрического городского транспорта в России, но является лишь срезом эпохи.

Эта книга – настоящий скандал, который ломает извилины мозга и позволяет рассмотреть историю городов и целых регионов через матчасть и развитие страны.

Меня привлёк один разворот, где именно с 1895 года выбрана хронология развития российского городского транспорта, который решили очень кратко рассмотреть два исследователя без попытки нырнуть в омут истории. Таблица в виде красно-синей вавилонской башни завораживает: слева и справа представлены запуски и прекращения линий движения трамваев и троллейбусов. Даже при беглом прочтении таблиц можно лишь убедиться, что в перспективе массовые перевозки ГЭТ (горэлектротранспорт) ждут глобальные перемены. И это будет ломка всей системы, свидетелями которой мы станем.

Идея о подобном издании витала в воздухе давно, благо зарубежных примеров уже было множество. Но результат, сделанный двумя молодыми и талантливыми авторами просто поражает. Книга впитала самые лучшие образцы. Над такими фолиантами в советское время корпели целые институты и их результат никогда никто не видел в продаже. А теперь – бери, покупай! Сколько бы такой справочник стоил в 1986 году за ту цену что я его взял?

Докладываю: в конце года по курсу доллара это бы мне встало в 16 рублей 80 копеек, а по курсу рубля в «Берёзке» – около 20 рублей. У спекулянтов журнал «Америка» и «Автоэкспорт информирует» стоил от 5 до 10 рублей (в зависимости от ценности наполнения), а миллионотиражный «За рулём» был только по подписке... от 80 копеек до 1рубль 20 копеек. Фотоальбом «ВДНХ» или «Ташкент» на 200 страниц тогда стоил 10 рублей. Справочник НИЦИАМТ 1978-го на газетной бумаге ценится 2,10 рэ. А тут 4 краски с лаком, жёсткой крышкой обложки, с запечаткой на форзаце. Нет, братцы, это не демпинг! Это своя цена!

Одно «но»: такая книга даже во времена Перестройки была немыслима в принципе, поскольку там бы раскрылся весь подвижной состав, схемы городов, маршруты...

А теперь вот оно – всё как на блюдечке с каёмочкой! Не хватает только координат GPS – хотя зачем они, если сейчас свою карму можно увидеть из космоса с фотографиями и картами местности на телефоне, через который можно ловить покемонов в метро и остановках трамваев...

Вот за последнюю фразу в 1980-м году меня не поняли бы даже самые передовые фантасты.

Новое издание не растрачивает своё содержание на изложение ранней истории и инкунабул, чем грешат маститые авторы, пытаясь нарастить объём с целью встать впереди классиков книгопечатания. Здесь нет попыток уместить в статьи своё мнение относительно полезности изобретения колеса и рассказать о конструкции электротранспорта.

Для пытливого и политехнически подкованного читателя это не просто великий справочник, цель которого – срез эпохи. Это и досужий эстетический отдых. Визуальный фоторяд подобран безукоризненно. Известно, где эти снимки найти, но как они заиграли в книге. Сколько людей потратят часов и минут на их поиски среди сетевого шума?

Почему справочник великий? Ну тогда найдите ему замену! Огромное значение книги понимаешь после двух часов изучения содержимого. И это лишь предварительное ознакомление! А ведь здесь дан срез эпохи десятых годов XXI века.

09.jpg

Срез эпохи – это очень жёсткий журналистский жест. Наряду с российскими городами здесь представлен транспорт Крыма. Я огорчу мировую общественность: Крым здесь тоже представлен как транспорт Российской Федерации. На моей памяти это первая книга после Рассела, где Крым вообще представлен формальными таблицами и статистическими данными. Формальность соблюдена даже здесь – авторы дали срез нескольких лет.

Можно ли использовать книгу как источник? А то! Вы как миленькие будете сверять сведения почерпнутые из Википедии с печатным вариантом. Можно сверяться и с википедиями, но там то их всегда можно исправить! А в бумаге факты вырубать топорами уже поздно. Это называется зафиксированным фактом.

Комментировать ... >>
Loading...