Опубликовано: ГП 07-2016

Мир автобусов: новинок не стало меньше
Качественная экспозиция выставки «Мир автобусов-2016»

Андрей Филиппов, фото автора

В былые годы фестиваль «Мир автобусов» был своего рода культовым мероприятием, посетить который старался и каждый производитель, и каждый транспортник – первые везли свои перспективные модели, вторые ехали познакомиться с новинками. Получалось или нет – это уже другой вопрос, но всем было интересно и полезно, благо, программа фестиваля щедро разбавлена профильными конференциями. Однако начавшийся в прошлом году кризис, болезненно ударивший по автобусному рынку, отразился и на фестивале.

В первую очередь «отпали» те, кто не определился до конца со своими планами – прожектам в кризис не место. Затем отказались от экспозиций китайцы и корейцы – перевозчики оказались не готовы брать «китай» по цене «европы». И непрофильные шоу-кары покинули стены Автоколонны-1417. Что же осталось к 2016 году?!

Четыре направления

А осталась хоть и сжатая, но весьма качественная экспозиция, которую я бы разделил на четыре части в соответствии с предстоящей для автобусов задачей.

Самая яркая премьера нынешнего года – туристский Setra TopClass S 516 HDH. Ввиду фантастической цены на Setra топовую версию решено было продемонстрировать в виде автобуса для сохранившей финансы целевой аудитории – различных спортивных клубов. Поэтому в машине длиной 13 325 мм удалось разместить всего 29 мест, зато с большим комфортом
В салоне применена трёхрядная планировка (одно кресло по левому борту и два по правому), а в кормовой части расположена «зона брифинга» на 6 человек со столом в центре и мини-барами по бокам. Дополнительный комфорт автобусу обеспечивает и значительно увеличенная панорамная крыша TopSky. О туалете и мини-кухне и говорить не стоит

Первое направление – автобусы для туристских и междугородных перевозок. Когда-то эти красавцы задавали тон фестивалю, теперь же они лишь часть экспозиции – цены однако… Впрочем, и в этом году нашлось место подвигу, который совершила «Даймлер Камаз Рус», украсившая свой стенд красавцем Setra TopClass S 516 HDH в клубном исполнении. Итог: постоянный поток посетителей на стенде весь первый день выставки, и как следствие – попутное внимание к стоящему рядом Mercedes-Benz Intouro в комплектации, учитывающей пожелания российских перевозчиков.

Отмечу и газовый CRUISE на шасси Scania. Машина изготовлена по заказу компании «Газпромнефть» и предназначена для роли шаттла по доставке сотрудников компании из городов на перерабатывающие заводы. При таком раскладе багажное отделение автобусу не нужно, а вот 100-километровый вояж в комфортабельном лайнере – дополнительный позитив для рабочего персонала предприятия.

С внешностью CRUISE на шасси Scania K 320 IB4х2NB знакомы практически все. А вот с багажным отделением выставочного образца – вряд ли. В связи с тем, что автобус укомплектован 320-сильным двигателем Scania OC09 106, работающим на газу, всё пространство под полом заняли 8 баллонов с метаном, позволяющие автобусу преодолевать до 600 км

Второе направление – работа на городских и пригородных маршрутах. В этом сегменте выделились белорусы: МАЗ и МЗКТ. Первый представил вариант низкопольника МАЗ-203088 с двигателем Euro 6 и сенсорной панелью управления, а второй – старый добрый «Неман-5201» с перелицованным экстерьером и улучшенной передней панелью в кабине. Подобные машины работают в Белоруссии уже несколько лет, но их главный козырь – выносливость – для страны с неплохими дорогами всё менее актуален. Может, в нашей бескрайней России с её специфическими «трассами» ему найдётся достойное применение?

Городской МАЗ-203088 можно было не включать в число новинок, если бы не мотор. Долгосрочное отрудничество с Mercedes-Benz вылилось в итоге в установку в моторном отсеке 320-сильного OM 936 LA, отвечающего эконормам… Еuro 6!!! Похоже, это первая серийная машина такого класса в Таможенном союзе. Характерная черта машины – «горб» на крыше и большая «моторная шахта»
Рестайлинговый «Неман-520123-260» до этого времени в России широко не представляли. Хотя он и позиционируется как междугородный, но с учётом возможности перевозить 44 пассажира сидя и ещё 26 стоя, а с небольшим багажником – это, скорее, машина для дальнего пригорода. Силовой тандем здесь из 290-сильного Deutz TCD2013 L06 4V и 6-ступенчатой МКП ZF 6S-1200

В третье направление я бы выделил «каркасники» на шасси IVECO. Тема, долгое время остававшаяся непривлекательной, вдруг заиграла новыми красками, и не в последнюю очередь благодаря активному интересу со стороны IVECO. Теперь сразу три компании демонстрировали свои модели на фестивале: «Инновационные технологии» (Foxbus), МЗКТ («Неман-420234») и «СТ Нижегородец» (семейство VSN).

Представитель нового семейства «каркасников» – «Нижегородец VSN700» на шасси IVECO Daily IS70C12BA. Кузов с начинкой является самостоятельной разработкой, установленной на импортную ходовую. В настоящий момент машины выпускают в двух исполнениях: городском (VSM700) и пригородном (VSM800). Они различаются планировкой салона, количеством служебных дверей и конструкцией заднего свеса

И если белорусский вариант вот-вот ждёт замена на новую разработку, а Foxbus – всего лишь городская версия известных «междугородников» и «туристов», то творение «Нижегородца» – это прорыв. Судите сами: завод изучил сербский Fenix, внёс необходимые корректировки с учётом наших реалий, построил новый цех для изготовления «каркасника» и уже передал крупную партию VSN700 «Мосгортрансу». Зачёт? Безусловно!

Foxbus в этом году был представлен в городском исполнении. По сути, это та же машина, что демонстрировалась ранее, только с перекомпонованным салоном. Теперь сзади вместо «галёрки» над багажным отсеком расположилась накопительная площадка с низким полом, двумя страпонтенами и местом для инвалидной коляски. Кормовая служебная дверь заменена на двустворчатую с пандусом в проёме

Впрочем, не будем забывать и каркасный ГАЗ-A64R45. Машина, безусловно, менее вместительная и не обладает такой разнонаправленностью линейки, но конкурентом она является весьма серьёзным. К тому же в этот раз демонстрировалась заводская версия с двигателем на… пропане. Да-да, такие машины в реальном, а не придуманном Минтрансом мире, пожалуй, пользуются даже бóльшим спросом, чем «метановые» варианты.

Как и было обещано на презентации цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT», во II квартале модельный ряд пополнился микроавтобусами. Стенд  ГАЗа украшали сразу три варианта исполнения «фургонбусов»: городской, междугородный и для перевозки детей. Интересный момент: классическая маршрутка уже сертифицирована и несёт собственный индекс – ГАЗ-A65R32

Ну, и четвёртое направление – классические «фургонбусы». От былой россыпи разномастных «букашек» не осталось и следа, а полноценный стенд организовала только «СТ Нижегородец». 16-местный микроавтобус для пригородных перевозок на базе Ford Transit и междугородник на «метановом» шасси IVECO Daily дополняли экспозицию вышеупомянутых «каркасников». Кроме того, на стенде «Авилона» красовался Ford Transit, который «Нижегородец» укомплектовал всё для того же «Мосгортранса». Получилось неплохо – 18 кресел при общей пассажировместимости 22 человека. Запомнилось место водителя, по количеству дополнительных приборов типа рации, дисплея, камеры, маршрутоуказателя и т.п. ставшее напоминать, скорее, самолёт, чем классическую маршрутку.

Исполнение «Дети» обычно вызывает больше всего вопросов, ибо попытка уложиться в требования перевозок младшего поколения связана с целым рядом спорных компромиссов. Однако представленный образец оказался «ловко скроен»: кресла с 4-точечными ремнями и стандартным шагом, стационарная подножка, высокий потолок. Тенденция к акселерации явно учитывалась Классический «междугородник»: удобные кресла с подлокотниками, багажные полки с блоками индивидуальной подсветки и вентиляции, наличие трёх сдвижных форточек. Даже стоять можно в полный рост. Единственный недостаток – отсутствие полноценного багажника. Крупные сумки деть будет просто некуда, а значит, «на дальнобое» машине пока не место,  скорее, это пригородная машина повышенной комфортности

А вот остальные бодибилдеры, по новым веяниям либо перестали посещать фестиваль вовсе, либо предоставили право показа компаниям, на базе чьих кузовов построены маршрутки. В этом году в данной номинации выступал «Луидор» – его продукция присутствовала одновременно на стенде ГАЗа, «Русбизнесавто» и компании «Авилон». И если Mercedes-Benz Classic – продукция уже известная, то линейка микроавтобусов на базе «ГАЗель NEXT» привлекла заслуженное внимание. Впрочем, до сих пор непонятно, будет ли ГАЗ самостоятельно собирать пассажирские версии или же, как и с «ГАЗель Бизнес», отдаст это на откуп «Луидору».

Лакмус

Традиционно в конце фестиваля были подведены итоги конкурса на звание лучший в «Мире автобусов». В 2016 году они выглядят так:

  • номинация «Лучший микроавтобус»: «ГАЗель NEXT» компании «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ»;
  • номинация «Лучший городской автобус»: МАЗ-206085 от ООО «АвтоМазВосток» (дилер МАЗ);
  • номинация «Лучший междугородный туристический автобус»: Setra S 516 HDH, компания «Даймлер Камаз Рус»;
  • номинация «Лучший стенд»: компания «Даймлер Камаз Рус».

У вас тоже дежавю? Бывает, но ничего не поделаешь – МАЗ опять увозит «городской» приз, а Setra «междугородный»…

Как видите, фестиваль жив, здоров и то, что планы на проведение выставки «Мир Автобусов-2017», кстати, уже 8-го по счёту, никто не отменял – яркое тому подтверждение. Возможно, он стал менее весёлым и бесшабашным, но на профессиональной стороне это, пожалуй, не особо и сказалось. Количество новинок не только не уменьшилось по сравнению с прошлым годом, а наоборот – выросло. То, что экспозиция «сжалась» по количеству демонстрируемой техники, тоже, как выяснилось, неплохо – меньшие площади проще обойти и можно сконцентрироваться только на новинках. Да и стало более понятно, кто готов пойти до конца в борьбе за перевозчика, что тоже немаловажно…

Комментировать ... >>