Опубликовано: ГП 06-2016

Надежды и разочарования
Автопром России в I квартале 2016 года

Александр Трохачёв, фото автора

Продажи новых коммерческих автомобилей по-прежнему остаются важным индикатором транспортной отрасли и всей экономики. Старт 2016 года в прогнозах был многообещающим. Но едва наступил календарный январь, как пришло отрезвление: чуда не случилось, и показатели продаж в России снова пошли вниз. Год к году в «минус» ушёл февраль. Только в марте появился лучик надежды на то, что пресловутое дно будет достигнуто, а следом начнётся если не подъём, то хотя бы наступит долгожданная стабилизация.

Новые LCV падают...

В декабре минувшего года был отмечен почти 38-процентный рост продаж новых LCV к ноябрю, но январский спад по отношению к декабрю превысил 111%. Январь 2016-го к январю 2015-го показал отрицательную динамику в 35,2% (–2,3 тыс. ед.), причём иномарки просели на 51,4%, или более чем на 1,5 тыс. ед., а российские бренды упали на 22,2%, или более чем на 800 ед. В «минус» ушли все федеральные округа без исключения, от 12,1% в Южном до 42,2% в Северо-Кавказском.

В сравнении с результатами января годичной давности все марки LCV в январе 2016-го оказались в минусе, за исключением бренда Changan, который ранее в торговых сетях РФ не присутствовал. Проданные 28 ед. техники позволили китайскому производителю занять 12-е место вслед за Renault и перед Toyota.

Другим представителям КНР повезло меньше: BAW уменьшил продажи на 29 ед. (–78,4%), FAW снизился на 11 ед. (–84,6%) и только Juejin остался при своих: нашёлся единственный желающий выложить деньги за малотоннажник из Поднебесной.

Продажи новых LCV (<6 т) в РФ по маркам в январе–марте 2016 г.
Марка нового LCV Январь–март Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
ГАЗ 7243 7563 –320 –4,2
УАЗ 3813 3924 –111 –2,8
Mercedes-Benz 1240 1864 –624 –33,5
Volkswagen 1139 1078 61 5,7
Ford 744 1382 –638 –46,2
Fiat 547 917 –370 –40,3
IVECO 319 279 40 14,3
Hyundai 262 328 –66 –20,1
Renault 235 413 –178 –43,1
Peugeot 222 443 –221 –49,9
ИТОГО в топ-10 15 764 18 191 –2427 –15,4
Citroёn 217 478 –261 –54,6
Changan 126 0 126 999,0
Toyota 50 36 14 38,9
FAW 40 35 5 14,3
BAW 30 77 –47 –61,0
ИТОГО в топ-15 16 227 18 817 –2590 –16,0
Другие бренды 50 306 –256 –512,0
ВЕСЬ РЫНОК 16 277 19 123 –2846 –14,9
Всего российских 11 065 11 504 –439 –3,8
Всего иномарок 5212 7619 –2407 –31,6

Анализ структуры сбыта по моделям показал уменьшение спроса в январе по отношению к декабрю в два-три раза. Это касается как лидеров в лице «ГАЗель NEXT», УАЗ-3741 и «ГАЗель Бизнес», так и тех, кто за пределами топ-10: ГАЗ-2705 «ГАЗель», УАЗ-3303 и ГАЗ-2217 «Соболь». По некоторым моделям падение менее чем двукратное, но тоже в рамках общей тенденции – строго вниз.

Лучшим месяцем по сбыту LCV в I квартале стал март. Половина участников в лёгкой весовой категории улучшила показатели годичной давности. Это даёт надежду на стабилизацию: не исключено, что рынок близок к достижению дна. Обнадёживающим фактором стал рост мировых цен на нефть и укрепление рубля по отношению к доллару США и евро. Правда, по итогам I квартала 2016 г. первая тройка брендов снова в «минусе», как и большинство других участников. Положительную динамику в топ-10 показали только Volkswagen (4-е место) и IVECO (7-е место).

За первые три месяца 2016 года в России продано 5212 ед. LCV иностранного производства, что на 31,6% меньше такого же периода годичной давности. Сбыт российских LCV составил 11 065 ед., что на 3,8% скромнее объёмов января–марта 2015-го. Замедление темпов падения вселяет оптимизм. Во II квартале сегмент LCV «Сделано в России» имеет шанс стабилизироваться, а от иномарок подобного подвига никто не ждёт.

Грузовые тренды

Российский рынок средних и тяжёлых грузовиков в I квартале 2016 г. тоже дал просадку, хотя в марте появились признаки оздоровления. По данным аналитического агентства «Автостат Инфо», сегмент машин полной массой свыше 6 т испытал падение на 2958 ед. (–23,1%). За три месяца продано 2542 ед., почти наполовину меньше, чем за три месяца прошлого года. Сбыт российских грузовиков упал не так существенно: на 416 ед., или на 5,4%.

Рынок грузовиков полной массой свыше 6 т начал расти в марте. Правда, результат более чем скромный – 10 ед., или 0,3%. Реализация автомобилей российской сборки выросла почти на четверть (+24,4%, или +562 ед.). Быстрее конкурентов к былым объёмам возвращается КАМАЗ – его продажи поднялись на треть. Но аналитики не спешат менять тональность пессимистических прогнозов: определяющими являются не месячные, а квартальные итоги, а по ним свет в конце тоннеля пока не виден.

Продажи новых грузовых автомобилей (>6 т) в РФ
по маркам в январе–марте 2016 г.
Марка нового грузового а/м Январь–март Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
КАМАЗ 4458 4547 –89 –2,0
ГАЗ 1641 1643 –2 –0,1
«Урал» 551 546 5 0,9
MAN 513 446 67 15,0
МАЗ 493 761 –268 –35,2
Isuzu 346 682 –336 –49,3
Scania 323 675 –352 –52,1
Hyundai 270 730 –460 –63,0
Volvo Trucks 223 358 –135 –37,7
Hino 206 535 –329 –61,5
ИТОГО в топ-10 9024 10 923 –1899 –21,0
Mercedes-Benz 157 438 –281 –64,2
МАЗ-MAN 127 285 –158 –55,4
FUSO 116 300 –184 –61,3
IVECO 103 100 3 3,0
DAF Trucks 68 118 –50 –42,4
ИТОГО в топ-15 9595 12 164 –2569 –26,8
Другие бренды 245 634 –389 –158,8
ВЕСЬ РЫНОК 9840 12 798 –2958 –23,1
Всего российских 7221 7637 –416 –5,4
Всего иномарок 2619 5161 –2542 –49,3

Три стартовых месяца 2016 г. оставили КАМАЗ в лидерах российского рынка с объёмом продаж 4458 ед. (–2%). Вторую позицию сохранил ГАЗ со сбытом 1641 ед. (–0,1%). Третья позиция за техникой МАЗ в количестве 617 ед. (–40,6%). Догоняет лидеров «Урал» с реализацией 551 ед. (+0,9%). Хорошие продажи лидеру обеспечили две модели: КАМАЗ-43118 в количестве 1039 ед. и КАМАЗ-65115 в объёме 1001 ед. Весóм и вклад семейства КАМАЗ-5490 на агрегатной базе Daimler Trucks: за год продажи выросли в четыре раза и достигли 482 ед.

У Горьковского автозавода хитом продаж в количестве 877 ед. стал «ГАЗон NEXT», превысивший значения I квартала 2015 г. в 2,5 раза. МАЗ не смог выехать из кризисной полосы даже за счёт популярных магистральников: динамика его падения оказалась ниже средней по рынку. Догоняющим первую тройку миассцам помогла модель «Урал NEXT», которую первыми облюбовали производители кранов и КМУ.

По убывающей в I квартале строился сбыт и за пределами первой пятерки. Динамика пикирования удручающая: –63% по бренду Hyundai, –61,5% по Hino и –61,3% по Fuso. Количественные потери тоже существенные: 460 ед. Hyundai, 336 ед. Isuzu, 329 ед. Hino. У остальных представителей топ-15 тоже нет повода для радости, а про нижнюю часть списка и говорить не приходится...

Успех в продажах в I квартале 2016 г. способствовал импортёрам бюджетных средних и тяжёлых грузовиков. Здесь вне конкуренции могли оказаться заводы КНР, воспользовавшись обрушением курса рубля и повышением цен на европейскую технику. Но «китайцы» оказались за пределами топ-15, их доля тоже сокращалась. Нулевую динамику сбыта при 33 проданных грузовиках показал Dongfeng, за ним расположились FAW с 22 ед. (–68,6%) и Shaanxi с 18 ед. (–58,1%).

Большая семёрка

Престижный сегмент грузовиков европейского производства массой более 6 т тоже хлебнул рыночных проблем. На старте 2016 г. «минус» «украсил» отчётность всех семи брендов.

В январе текущего года по отношению к январю 2015-го минимальные количественные потери в 19 ед. понёс Renault Trucks. Продажи новых французских грузовиков сошли на ноль, а в G7 марка заняла последнее место. Максимальную пробоину в объёмах сбыта получила Scania: уменьшение продаж на 160 ед. отбросило шведский бренд на пятое место. Менее болезненный процентный спад в январе пережили лидирующий MAN (–18,2%) и шедший четвёртым IVECO (–25,6%). Ниже среднего значения по Большой семёрке просели Renault Trucks (–100%) и Scania (–74,1%). Неважно обстояли дела у DAF: уменьшение объёмов на 41 ед. эквивалентно потере 69,5% значений годичной давности. Столько же единиц техники (или 36,6%) не досчитался Volvo Trucks, что не помешало ему занять третье место. На второе месте по итогам января вышел Mercedes-Benz: минус 61 ед. (–44,2%).

В феврале сбыт MAN увеличился до 171 ед. (+69 ед., или 67,6%). Такой рост перекрыл январские потери и вывел дебет величиной 21 ед., или 6,7% (по итогам двух месяцев продано 335 ед.). Доля MAN на рынке РФ выросла с 2,3 до 5,2%. А вот Scania продолжила снижение, и в феврале в годовом сравнении её минусовая дельта составила 134 ед., или 51,1%. За два месяца потери достигли 293 ед., или 60,9%, а рыночная доля усохла с 6,0 до 3,9%.

Продажи новых грузовых автомобилей EU7 (>6 т) в РФ в январе–марте 2016 г.
Марка нового грузового а/м Январь–март Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
MAN 513 446 +67 +15,0
Scania 323 675 –352 –52,1
Volvo Trucks 223 358 –135 –37,7
Mercedes-Benz 157 438 –281 –64,2
DAF 68 118 –50 –42,4
IVECO 103 100 +3 +3,0
Renault Trucks 6 53 –47 –88,7
ИТОГО в EU7 1393 2188 –795 –57,1

Февральские продажи Volvo Trucks уменьшились вдвое, на 62 ед. Итоги января–февраля 2016 г. к аналогичному периоду прошлого года проиграли 106 ед., или 44%, а рыночная доля в грузовом сегменте упала с 2,8 до 1,8%. Под занавес календарной зимы замёрз и спрос на технику Mercedes-Benz. В годовом исчислении февральская «недостача» по «звёздам» составила 125 грузовиков, а за два месяца выросла до 228 ед., или двух третей от прежних объёмов. Доля Mercedes-Benz за год растаяла с 3,5% до 0,8%. В этот период удача повернулась лицом к IVECO и DAF Trucks, хотя о коренном переломе тенденции на снижение говорить пока не приходится. И только французский «ромб» остался за пределами конкурентной схватки.

Март 2016 г. поправил статистику продаж MAN к марту 2015-го на 46 ед., или на 34,8%, а итоги I квартала вывели в «плюс» 67 грузовиков, или 15%. В течение марта Scania уступила лидерство немецкому импортёру, заняла вторую строчку в G7 и шестую в общем зачёте. По отношению к марту прошлого года месячные продажи снизились на 59 ед., или на 30,4%, а квартал обрушил результативность продаж более чем наполовину (–352 ед., или –52,1%). Несмотря на третье место в Большой семёрке, усугубилось положение Volvo Trucks. В марте просадка «шведов» отмечена цифрами 29 ед., или 24,8%, а за I квартал – 135 ед., или 37,7%.

По отношению к марту прошлого года отрицательными значениями отмечена результативность Mercedes-Benz (–53 ед., или –53,5%), DAF (–7 ед., или –19,4%) и Renault Trucks (–8 ед., или –75%). Чисто символически, но всё-таки в плюс вышел бренд IVECO (+2 ед., или +7,7%). Квартальные итоги трёх европейских марок за призовой тройкой тоже ощутили на себе тяжесть потерь: Mercedes-Benz величиной –281 ед., или –64,2%, DAF в объёме –50 ед., или –42,4%, Renault Trucks значением –47 ед., или –88,7%. Исключением стали «итальянцы», чуть-чуть даже улучшив показатель января–марта на 3 ед., или 3%. Впрочем, II квартал наверняка расставит в Большой семёрке новые акценты.

Автобусы

Данные регистраций в ГИБДД показывают, что по итогам января–марта 2016 года прирост сегмента новых автобусов (без учёта микроавтобусов) в России по отношению к такому же периоду прошлого года снизился на 23,5%. За три месяца на учёт было поставлено только 1693 ед. (–521 ед.). По динамике падения это близко к ситуации по новым грузовикам (–23,1%). Автобусный рынок показал признаки выхода из стагнации: март 2016-го к марту 2015-го вырос на 8,3%, хотя рынок ещё не стабилизировался.

В феврале 2016-го продажи новых автобусов в России по отношению к январю упали на 22%. Неожиданно для многих в марте сбыт вырос на 3,7% к январю и на 32,8% – к февралю. Поставки пассажирских машин отечественной сборки в марте выросли на 10,3%, а продажи лайнеров иностранных брендов рухнули на 45%. Доминирование российских брендов в структуре продаж достигло 98% (годом ранее – 95,7%). Зарубежные марки в общем пироге составляют только 2% (год назад было 4,3%). Но количественные потери сильнее всё-таки по российским маркам, чьи потери объясняются резким снижением закупок внутри страны.

Март 2016-го добавил оптимизма: ПАЗ поднял продажи к марту 2015-го на 8,6% (330 ед.), НефАЗ – на 18,2% (91 ед.), МАЗ – на 3,6% (29 ед.). Из первой квартальной тройки только ЛиАЗ ушёл в минус на 25,3% (62 ед.). В 2,8 раза, до 58 ед., увеличил продажи вахтовых автобусов АЗ «Урал». Мартовские продажи КАвЗ выросли на 53,8%, до 20 ед. На 10% (до 22 ед.) поправил отчётность «Волжанин». Лидеры процентного роста среди автобусных иномарок в марте – Yutong (в 8 раз, 8 ед.) и King Long (100%, 1 ед.). IVECO показал нулевую динамику (продан только один автобус), а замыкающим в топ-10 стал Higer, чьи продажи сократились наполовину, до одного лайнера.

Продажи новых автобусов (>6 т) в РФ по маркам в январе–марте 2016 г.
Марка нового LCV Январь–март Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
ПАЗ 924 1187 –263 –22,2
НефАЗ 239 297 –58 –19,5
ЛиАЗ 206 237 –31 –13,1
МАЗ 116 203 –87 –42,9
«Урал» 88 60 28 46,7
КАвЗ 56 54 2 3,7
«Волжанин» 29 54 –25 –46,3
Yutong 12 1 11 1100,0
Higer 6 7 –1 –14,3
Irisbus 6 1 5 500,0
ИТОГО в топ-10 1682 2101 –419 –24,9
MAN 3 3 0 0,0
Hyundai 2 28 –26 –1300,0
Mercedes-Benz 2 16 –14 –700,0
King Long 1 6 –5 –83,3
«Богдан» 1 6 –5 –83,3
ИТОГО в топ-15 1691 2160 –469 –27,7
Другие бренды 2 54 –52 –2600,0
ВЕСЬ РЫНОК 1693 2214 –521 –23,5
Всего российских 1659 2119 –460 –21,7
Всего иномарок 34 95 –61 –64,2

По итогам I квартала автобусный сегмент всё равно ушел в «минус»: реализация новых отечественных машин снизилась на 460 ед. (–21,7%), а иномарок – на 61 ед. (–64,2%). Величина пугающая, но прошлым летом, в июле 2015-го, автобусы зарубежных брендов теряли больше: –73,6% продаж. Из-за низких объёмов сбыта иномарок лидер меняется из месяца в месяц, кто станет следующим сказать трудно. И ситуация осложняется. Если в марте прошлого года нулевые продажи были по девяти автобусным брендам, то в марте нынешнего года – уже по пятнадцати.

Лидерство по сбыту в I квартале сохранил Павловский автобусный завод, хотя и он торпедирован рыночными реалиями: сбыт упал до 924 ед. (на 263 ед., –22,2%). Идущий следом Нефтекамский автозавод снизил обороты на 58 ед. (–19,5%), до 239 автобусов. Третий по числу регистраций Ликинский автобусный завод по отношению к I кварталу прошлого года не досчитался 31 ед. (–13,1%) и поставил 206 ед. Четвёртым стал МАЗ с потерей 87 ед. (–42,9%), продано всего 116 пассажирских машин.

Все другие производители автобусов смогли реализовать в I квартале менее 100 ед. по каждому бренду. Например, автозавод «Урал» передал заказчикам 88 «вахтовок», почти удвоив реализацию против значений годичной давности. «Волжанин» почти столько же растерял в процентах, отгрузив 29 ед. Курганский автобусный продал 56 ед., что на 3,7% больше значений I квартала 2015 г.

За тот же период иностранные бренды вывели на вершину Yutong (12 ед. против 1 ед. годом ранее). Снижение на 14,3%, до 6 ед., позволило Higer удержаться на втором месте, которое он теперь делит с Irisbus, чьи квартальные продажи выросли наполовину и тоже составили 6 ед. Чувствительными оказались потери второй тройки: Hyundai реализовал всего два автобуса (–93,8%), столько же у Mercedes-Benz (–87,5%) и только один лайнер куплен под брендом «Богдан» (–95,5%). Целый ряд остальных импортёров также довольствовался штучными продажами и рокировками с соседями по итоговой таблице.

Комментировать ... >>