Опубликовано:
Чемпионат СССР по ипподрому в Калинине (Тверь). 1980-е годы. Фото из архива Михаила Горбачёва.

Ушёл из жизни Николай Больших

На 68-м году закончилось жизненное ралли Большого гонщика СССР.


Его жизнь с 14 февраля 1949 года до  22 марта 2016-го невозможно уложить в казённые строки метрики. Как вообще можно цифры перевести в судьбу, и вместить факты в короткую биографию? Как можно описать тернии обычного гонщика, который в СССР на собственном опыте перевернул представление о гонках в головах зрителей и становился иконой для подражания?

Братья Больших открыли для себя профессиональный спорт, когда войти в него можно было через чёрный ход.

Если раньше почти все были уверены, что ралли -- это дорогостоящая техническая забава для избранных, как чемпионат по хоккею, то Николай Больших даже спустя 20 лет в 1990-х был верен обратному коммунистическому упорству: спорт для всех! А технический спорт -- недешёвое временное неудобство для всех, кто умеет думать. А уж клюшка, рубанок, стамеска и машина приложатся.

Так он гонял по молодости на "космичах" и "копейках"в 1970-х. Но именно так он же выступал на BMW в 1990-х не считаясь ни с брендом, ни с соперниками, что даже вызывало трепет у журналистов. Он рвал медали и коробки передач у иномарок и доказал, что даже  за самой захудалой медалью стоит адов труд подготовки матчасти. Да и поди найди эту машину! И он находил!

Всё это проходило без показухи в СССР (статья в "За рулём" не в счёт!). Но когда Николаю выпала доля ездить за медалями на BMW, то вкатываться в машину нужно было как в первый раз. До измождения. Вторую такую уже не подарят!

Начав спортивную карьеру в 1969 году, Николай выступал в кольцевых и в раллийных гонках. Начав с «Москвичей» и перейдя на «Лады», он прошёл путь от мастера спорта международного класса, до чемпиона СССР по ралли в 1976 году. Золото на ипподромных гонках в 1978 году привело его в международный спорт.

Двукратная победа в кольцевой гоночной серии НГСА-АСПАС в классе «Супертуризм» стала заявкой братьев Больших на то, что бы автоспорт в России возродился как техническая дисциплина. И этот механизм успеха был запущен. Позади были самодельные пластиковые крылья для ВАЗ-2105, которую для медали вылизывали на свои кровные.

Успехи Николая с братом Игорем Больших в 1980-х были показаны на телевидении. Тогда и родилась легенда феномена братьев Больших. Большая и громкая фамилия обязывала к чемпионству. Какой машины не касалась рука Больших -- она должна была стать победной партией. Громкие старты, тяжёлые сходы -- это рутина спорта. И всё это владеет гонщиком. Неудачи ведь тоже обвалакивают уютом проигрыша. Средняя позиция тоже усыпляет бдительность.

Фраза Николая: «Ралли – это не шахматы, здесь думать надо...» родилась в 1990-х и могла быть в действительности произнесена. Но она так и осталась неразделённой формулой в споре между своим эго и чиновниками ДОССАФ, которые разглядывали гонки через призму значков ГТО, но не сумели монетизировать спорт как зрелище. Говорят, что Николай эту фразу вспоминал лишь, как самую нелюбимую, потому то он её не произносил. Её дописали в журнале.

Николай Больших умел зрелищно подать себя на трассе и брать призы , но так и не научился продаваться. Гонщики действительно не дружат с шахматами -- в ралли требуется думать быстро. Жизнь коротка.

Статья из журнала "За рулём"

 Памяти своего товарища Владимир Щигельский успел сделать короткий и трогательный видеоролик.

 

Комментировать ... >>
Loading...