![](/article/7920-mashinostroitelniy-zavod-tonar-rasshiryaet-granitsy-postavok-svoey-tehniki-tovary-narashvat/Images/00f.jpg)
ТОвары НАРасхват
Машиностроительный завод «ТОНАР» расширяет границы поставок своей техники
Встречая своё 25-летие, машиностроительный завод «ТОНАР» отметил его весьма оригинальным способом. Теперь вместо прежней эмблемы – круг, рассечённый диагональными и горизонтальными линиями, – технику этого предприятия будет отстаивать рычащий медведь. Новый символ, по мнению автозаводцев, должен показать, насколько серьёзное техническое перевооружение было проведено на заводе за последние годы.
Россия – северная страна, и выпускаемая техника априори должна быть приспособлена к работе в суровых климатических условиях. Понятно, что выживать и развиваться здесь могут только самые стойкие компании. В этом смысле пример «Тонара» является показателем успеха: как из небольшого кооператива можно сделать передовое предприятие.
Сейчас на заводе в Губино планируется запустить участок сборки карьерных самосвалов и тягачей, после чего начнётся период технологий. В частности, запущена программа роботизации производства, предусматривающая внедрение 26 роботов. Построят покрасочный участок с двумя покрасочными камерами и двумя сушильными. В духе времени интенсивное импортозамещение, причём в этой гонке «Тонар» стартовал с хороших позиций – с собственным производством осей.
От импортозамещения к экспорту
![Помимо прицепной техники «Тонар» выпускает и самосвалы](/article/7920-mashinostroitelniy-zavod-tonar-rasshiryaet-granitsy-postavok-svoey-tehniki-tovary-narashvat/Images/01f.jpg)
В условиях сузившегося рынка стратегия широкого охвата, развивавшаяся на предприятии, позволила создать большой модельный ряд от сельскохозяйственных тракторных прицепов до магистральных рефрижераторов и многотонных углевозов.
И именно углевозы помогли заводу вывести на мировой рынок свою продукцию. Обычно отечественные производители экспансию начинают с уже хорошо освоенного рынка СНГ и ближнего зарубежья. Но «Тонар», не отягощённый историей СССР, просто не мог иметь представительств в бывших союзных республиках.
![Полуприцеп-платформа «Тонар» перед отправкой в Европу](/article/7920-mashinostroitelniy-zavod-tonar-rasshiryaet-granitsy-postavok-svoey-tehniki-tovary-narashvat/Images/03f.jpg)
Началось всё с неожиданного предложения, поступившего из Монголии. Для работы в карьерах Таван-Талгой (территория Гоби) были нужны тяжёлые полуприцепы с осевой нагрузкой 18 т. Сложность заключалась в том, что транспортировать коксующийся уголь приходилось на расстояние свыше 700 км, а это уже предел среднемагистральных перевозок.
Прежде чем полуприцеп ушёл к заказчику, автопоезд с собственным тягачом обкатали в Кемерове на технологических дорогах угольного карьера, затем… в Белгородской области на перевозке сахарной свёклы.
![Полуприцепы из европейской поставки](/article/7920-mashinostroitelniy-zavod-tonar-rasshiryaet-granitsy-postavok-svoey-tehniki-tovary-narashvat/Images/04f.jpg)
![Полуприцепы из европейской поставки](/article/7920-mashinostroitelniy-zavod-tonar-rasshiryaet-granitsy-postavok-svoey-tehniki-tovary-narashvat/Images/05f.jpg)
![Полуприцепы из европейской поставки](/article/7920-mashinostroitelniy-zavod-tonar-rasshiryaet-granitsy-postavok-svoey-tehniki-tovary-narashvat/Images/07f.jpg)
![Полуприцепы из европейской поставки](/article/7920-mashinostroitelniy-zavod-tonar-rasshiryaet-granitsy-postavok-svoey-tehniki-tovary-narashvat/Images/06f.jpg)
Последовавшая за ней разработка многозвенных автопоездов стала катализатором интереса к продукции «Тонара» и в странах СНГ. Так, в течение короткого времени были разработаны многозвенные автопоезда: зерновозы, грузовые для насыпных грузов и универсальные, адаптированные как под навалочные грузы, так и под перевозку европалет.
Помимо Казахстана интерес к губинской продукции начали проявлять эксплуатанты из Республики Беларусь. На выставке «БУДПРАГРЭС-2015», проходившей в Минске, совместно с белорусскими партнёрами ООО «Сидбелинвест» была представлена самосвальная техника «Тонар».
![«Тонар» на выставке «БУДПРАГРЭС-2015» в Минске](/article/7920-mashinostroitelniy-zavod-tonar-rasshiryaet-granitsy-postavok-svoey-tehniki-tovary-narashvat/Images/02f.jpg)
От Голландии до Африки
Продвижению на экспорт способствовала гибкая производственная политика «Тонара». Так, например, освоив выпуск собственных осей, губинские машиностроители тем не менее готовы устанавливать осевые агрегаты ISF, BPW и других фирм. Как объясняют на предприятии, потребители выбирают ходовую часть исключительно по причине нахождения ближайшего сервиса, а не из-за какого-то особого предпочтения. Росту популярности прицепов способствует гибкая ценовая политика и быстрое внесение изменений в конструкцию по просьбе грузоперевозчиков. Например, один и тот же прицеп и полуприцеп может быть укомплектован пневматической или рессорной подвеской. Применение импортных комплектующих Wabco позволило негаданно выйти даже на австралийских перевозчиков!
![Сборка 12,6-метрового 4-осного полуприцепа для Африки](/article/7920-mashinostroitelniy-zavod-tonar-rasshiryaet-granitsy-postavok-svoey-tehniki-tovary-narashvat/Images/08f.jpg)
![Самосвал в африканской эксплуатации](/article/7920-mashinostroitelniy-zavod-tonar-rasshiryaet-granitsy-postavok-svoey-tehniki-tovary-narashvat/Images/09f.jpg)
Но самым первым крупным успехом оказался неожиданный интерес покупателей из Республики Гана в 2013 году. Так, на «Тонаре» пришлось изучать особенности эксплуатации в Западной Африке. Первая партия самосвальных полуприцепов с задней разгрузкой и с рессорной подвеской была благожелательно востребована эксплуатантами, и затем последовали новые заказы. После очередной отгрузки 10 полуприцепов в июне прошлого года на ООО МЗ «Тонар» задумались об открытии представительства в Республике Гана.
К 2014 году «Тонар» стал заметной фигурой на рынке, что позволило выйти и на европейский рынок. Апофеозом можно считать отгрузку в феврале 2015 года крупной партии самосвальных 49-тонных полуприцепов «Тонар-952362» в Нидерланды. После этого пришёл заказ на поставку тридцати 48-тонных полуприцепов с двойной ошиновкой.
Когда произойдёт «затонаривание» рынка?
![Самосвалы «Тонар-4525» в своём сегменте не имеют аналогов в России](/article/7920-mashinostroitelniy-zavod-tonar-rasshiryaet-granitsy-postavok-svoey-tehniki-tovary-narashvat/Images/10f.jpg)
Качество продукции произвело впечатление на заказчиков. Так, по заказу европейских партнёров «Тонар» изготовил большую партию самосвальных кузовов и платформ. Самосвальные кузова геометрической вместимостью 16 и 20 м3 рассчитаны для установки на шасси Mercedes-Benz Arocs 4140, планируется использование для перевозки разнообразных насыпных грузов.
Вместе с ними на экспорт были поставлены 12,5-метровые 3-осные полуприцепы-платформы для транспортировки большого ассортимента грузов, для чего платформа оборудована фитингами и элементами крепления.
Трудности с выходом на рынок Европы сопряжены не столько с качеством продукции (с этим у губинских машиностроителей как раз всё в порядке), сколько с острой конкуренцией. Немаловажным способом продвижения на внешние рынки является организация представительств. И здесь у «Тонара» имеется богатый опыт, поскольку за 25 лет нахождения на рынке сеть региональных представительств охватывает всю территорию России.
![](/article/7920-mashinostroitelniy-zavod-tonar-rasshiryaet-granitsy-postavok-svoey-tehniki-tovary-narashvat/Images/11f.jpg)