Опубликовано: ГП 01-2014

Вторичный рынок автотехники в России
Больше половины автомобилей с пробегом имеют российское происхождение

Ольга Москалёва

На рынке техники с пробегом наблюдается подъём. В России существует три крупные площадки, где можно приобрести подержанный коммерческий транспорт: Москва, Владивосток и Екатеринбург.

В 2012 году российский рынок подержанной грузовой техники вырос на 25%, в их числе 70% коммерческих автомобилей Hyundai – бывшие в употреблении и «серый» импорт. Активные потребители такой техники связаны со строительством, занимаются транспортными перевозками, производственные предприятия и в некоторой степени частники.

Импортных подержанных машин полной массой более 5 т в 2013 году ввезли меньше, чем в предыдущем. Это связано с новыми таможенными пошлинами на грузовики. Максимальное снижение грозит европейским поставкам. За 2012 год в Россию было ввезено порядка 14 000 европейских автомобилей б/у полной массой более 5 т, а первые пять месяцев 2013 года показали всего лишь 4963 автомобиля. В то же время японских и американских автомобилей этого сегмента за 5 месяцев ввезли 3623 шт., когда за 2012 год этот показатель составил 6558 ед. Эти грузовики охватили 11% сегмента тягачей и 20% спецтехники, или 75% рынка техники полной массой менее 5 т и 66% весом 5–20 т.

Парк автомобилей и автобусов РФ, находящихся в эксплуатации, по состоянию на 01.10.2013 г.

Всего продажи импортных машин, бывших в употреблении, выросли в прошлом году на 35,9% пункта, относительно всего рынка рост составил 5,8%, а прирост сегмента 0,8%.

С 2004 года число автомобилей в России выросло почти в 1,5 раза, или на 44,2%, что соответствует более чем 15 млн машин в количественном исчислении. На 1 января 2013 года российский парк насчитывал 50,5 млн автомобилей, бóльшая часть из которых – легковые с долей 76,7% всего транспорта (почти 39 млн). Рост с 2004 года составил 62,7%. Прирост транспорта в России в среднем 5,5% годовых, причём в основном за счёт легковушек.

Парк грузовиков за это время вырос на 22,9%, до 5,7 млн ед. Такой же рост показали и автобусы, что составило 924 500 шт. А мототранспорта стало меньше на 1,4 млн – 2,5 млн ед. в 2013-м.

Поставки новых коммерческих автомобилей в 2012 г.
Поставки подержанных коммерческих автомобилей в 2012 г.

По подсчётам Russian Automotive Market Research, в 2012 году парк российских организаций пополнился 127 тысячами новых коммерческих автомобилей полной массой свыше 3,5 т. Машин с пробегом было приобретено в 2,6 раза больше (334 тыс.). Всего свыше 460 тыс. новых и б/у автомобилей и автобусов.

Больше половины автомобилей с пробегом имеют российское происхождение. Но если учитывать МАЗ, поставки из стран ТС занимают на вторичном рынке 62%. Присутствие китайских грузовиков, автобусов и спецтехники ограничивается тремя процентами. Но эти данные не отражают действительность, так как, по сведениям неофициальных источников, подержанную китайскую технику ввозят, выдавая за новую для снижения таможенных платежей. Второй причиной может быть то, что китайские коммерческие автомобили в основном построены для использования по бизнес-модели «использовал – выбросил», т. е. для эксплуатации с большими перегрузками с целью быстрее отбить стоимость и списать, не тратясь на ремонт и обслуживание. Такие автомобили получаются дешевле конкурентов и не требуют организации сервиса, что вполне востребовано и оправдано в некоторых сферах бизнеса. В этом случае большая часть техника не доживает до вторичного рынка.

Легковой «секонд хенд»

По данным агентства «Автостат», за девять месяцев 2013 года российский рынок подержанных автомобилей составил 4019,8 тыс., что на 2% ниже результата предыдущего года. Традиционно лидирует LADA, хотя и снизила объём продаж по итогам девяти месяцев на 7%. В модельном рейтинге в фаворитах «семёрочка» LADA 2107 (165 тыс. шт.), но и её стало в сентябре меньше на 7,5%. Зато вырос рейтинг «Приор» – с начала года их продали на 19 тыс. больше, чем в прошлом году, а сентябрьский результат вырос на 28,3. Незначительно подрос спрос на «Ниву» (+4,1%).

Из иномарок лидер не поменялся – Toyota с результатом более 481 тысячи автомобилей за 9 месяцев. Второе место рейтинга принадлежит Nissan, третье – Ford. Стабильно росли объёмы Renault (сентябрь +16,9%, 9 месяцев +14,2%). В десятку наиболее востребованных легковых автомобилей на российском вторичном рынке в сентябре входят Chevrolet, Hyundai, Honda, Volkswagen, Opel, Mitsubishi. Наибольший рост покупок в разрезе моделей в сентябре был у Renault Logan (+17,6%), Ford Focus (+12,8%), Opel Astra (+12,4%), Toyota Camry (+10,9%), Toyota Corolla (+5,3%).

В Москву и Московскую область за I полугодие 2013 года было поставлено порядка 650 новых китайских коммерческих автомобилей. В Санкт-Петербург и область довезли только 90 ед. Активный спрос на китайскую автотехнику зафиксирован в Челябинской области (порядка 130 машин). Свыше ста автомобилей завезли в Свердловскую и Тюменскую области, а также в Коми. Далее в рейтинге Приамурье, Красноярский край, Иркутская и Пермская области и Якутия. Хабаровский край закупил около пятидесяти машин, а Приморье только десять штук.

Большую часть поставок китайских автомобилей на территорию России занимают тяжёлые грузовики – более трёх четвертей общего объёма за I полугодие. Лёгких коммерческих автомобилей только 1%, а остальные – среднетоннажники. По назначению среди тяжёлых грузовиков лидируют самосвалы (84% новых и 60% подержанных).

Поставки новых коммерческих автомобилей за первое полугодие 2013 г.
Поставки подержанных коммерческих автомобилей за первое полугодие 2013 г.

По сравнению с 2012 годом изменения на вторичном рынке несущественны. Россия перетянула 1% у Белоруссии, другие крупные игроки не изменили своих позиций. Но отечественные операторы первичного рынка обеспокоены снижением пошлин на автомобили, бывшие в употреблении. На сего­дняшний день российский автопарк на половину укомплектован из автобусов и грузовиков старше 15 лет, такие же лёгкие грузовики занимают четверть. Дальнейший рост импорта автотранспорта с пробегом усугубит старение автопарка, что не улучшит безопасность и экологичность перевозок.

Импортёры, напротив, уверены в положительном влиянии на сектор подержанных грузовиков ВТО и утилизационного сбора, так как импортная техника будет ограничена новыми моделями или с небольшим пробегом, а также подержанной высокотехнологичной техникой, соответствующей новым экологическим стандартам.

Украина

30 октября 2013 года Кабмин Украины одобрил отмену коэффициентов, применяемых к утилизационному налогу, за снятые с эксплуатации транспортные средства.

С 8 августа в стране вступил в силу Закон «Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств», а с 1 сентября 2013 года уже приняли закон о внесении изменений в Налоговый кодекс об уплате экологического налога. В результате утилизационный налог для новых легковых автомобилей составил 4,73 тыс. грн – 30,25 тыс. грн (от объёма двигателя), для новых автобусов и коммерческих грузовых автомобилей 8,8 тыс. грн – 14,74 тыс. грн (от полной массы).

После отмены повышающих коэффициентов возможно увеличение базовой ставки до 11 тыс., или 16,5 тыс. грн. В ожидании принятия законов зафиксирован значительный рост продаж подержанных авто на 58%, до 104,891 тыс. шт., за 9 месяцев 2013 года, что уже превысило объём продаж всего 2012 года. К тому же летом автодилеры резко нарастили темп импорта: только в августе импорт вырос вдвое, до 47 тыс. авто, суммарной стоимостью порядка $0,5 млрд. Летом на Украину импортировано порядка 100 тыс. автомобилей на сумму $1,2 млрд.

В то же время продажи подержанных авто за 9 месяцев на территории Украины, по данным «Укравтопрома», выросли на 58%, до 104,891 тыс., превысив объёмы прошлого года. При этом число впервые зарегистрированных б/у легковушек выросло на 97%, до 7111 ед. А доминирующую долю занимают коммерческие авто (96 206 шт.) и автобусы (1574 шт.).

Всплеск украинского спроса на б/у машины появился вследствие введения спецпошлин на импорт новых авто. Последующее введение утилизационного сбора сразу же снизило объёмы продаж бывших в употреблении авто: в сентябре уже зафиксировано падение почти вдвое, до 10 047 ед. Особенно это заметно после августовского всплеска (почти в 2,5 раза).

Сложившаяся ситуация спровоцировала активацию схемы экономии средств при ввозе б/у машин. Продавец покупает автомобиль на юрлицо, зарегистрированное или купленное в Польше или Германии, на имя украинского покупателя. Далее автомобиль пересекает границу Украины для коммерческого использования, имея полный набор документов о регистрации фирмы. Но при проверке подобных документов авто могут конфисковать.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию