Опубликовано: ГП 12-2015

Самый востребованный «Вектор»
Средний городской автобус ПАЗ-320402-05 «Вектор»

Юрий Петров

Работа над средними городскими автобусами ПАЗ с автоматическими трансмиссиями началась в 2010 году. Первый экземпляр автобуса ПАЗ-320412-05 нового поколения «Вектор» с ГМП Allison 2100 GCTP0006 был представлен осенью 2012 года на 80-летие Павловского автобусного завода («ГП» № 3, 2013, с. 36).

Буквально через год, в конце 2013-го, для обслуживания гостей Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи была отправлена первая серийная партия ПАЗ-320402-05 «Вектор» c «автоматами».

Сегодня с конвейера Павловского автомобильного завода сходит уже несколько модификаций автобусов «Вектор 4», различающихся применяемым набором агрегатов, длиной кузова и исполнением салона. Однако наиболее распространённой и востребованной остаётся 7,6-метровая версия автобуса «Вектор 4» (по старой индексации ПАЗ-320402-05). В варианте с 17, 20 и 21 посадочными местами адресована городским пассажироперевозчикам, работающим на линейных маршрутах. Есть модификации транспорта и для корпоративного сегмента – это 25-местные машины.

Росту популярности моделей «Вектор 4» способствует то, что ПАЗ – единственный завод, ставящий автоматические трансмиссии на автобусы малого и среднего классов. К этому стоит добавить многовариантность модификаций длиной 7,1; 8,56; 8,8 м, позволяющих перевозить до 64 пассажиров, а также наличие в программе междугородных 30-местных версий.

Современный дизайн, соответствие требованиям экологической безопасности и комфорта пассажиров, простота и удобство в эксплуатации сделали модели «Вектор 4» лидером на российском рынке в своём классе. Сегодня на выбор предлагаются два разных двигателя: это дизельные агрегаты Cummins и ЯМЗ мощностью от 122 до 197 л.с. экологических стандартов Euro 4 и Euro 5. С этими силовыми агрегатами автобус демонстрирует эффективные экономические показатели: низкий расход топлива, значительный межсервисный интервал (15 000 км пробега), большой ресурс. Доступность запасных частей и расходных материалов не является проблемой для всех возможных комплектаций, обеспечиваемых корпоративной политикой «Группы «ГАЗ».

Большое внимание конструкторы Павловского автобусного завода уделили вопросам безопасности, именно поэтому уже в базовую комплектацию этих машин входит система ABS. Дополнительное снижение эксплуатационных затрат за счёт существенного уменьшения износа тормозных колодок возложено на моторный тормоз. Ну и традиционно для всех модификаций автобусов ПАЗ предлагается широчайший выбор дополнительных опций, позволяющих повысить комфортабельность, безопасность и эффективность перевозок. В их числе – кондиционер, тонированные стеклопакеты, аудиосистема, камеры наружного и внутреннего видеонаблюдения, автоинформатор с электронными рейсоуказателями, цифровой тахограф, навигационные системы ГЛОНАСС / GPS, система безналичной оплаты проезда, система «Говорящий город» для помощи слабовидящим пассажирам и многое другое.

В базовой комплектации все автобусы семейства «Вектор 4» оборудуют механической коробкой передач, однако в последнее время эксплуатанты и пассажироперевозчики всё чаще выбирают модификации с 6-ступенчатой автоматической коробкой Allison S2100. И это не удивительно. Лет 20 назад считалось, что городской автобус с «автоматом» – это лишь дополнительная трата денег, поскольку машина с ГМП дороже и может потреблять больше топлива, чем «механический» собрат.

Однако это справедливо для техники, разработанной в 1980–1990-х. За это время технический прогресс шагнул далеко вперёд, уравняв в правах автоматические трансмиссии и механические КП. На смену устаревшим моделям с 2, 3 и 4 ступенями пришли многоступенчатые коробки передач с электронной системой управления. За счёт более частой «нарезки» передач двигатель у автобуса с такой трансмиссией работает в наиболее оптимальном с точки зрения экономичности диапазоне оборотов коленвала. А на конкретном примере с автобусом «Вектор 4» (ПАЗ-320402-05) можно говорить ещё и о том, что передаточное число высшей (6-й) ступени в «автомате» Allison S2100 существенно ниже, чем у высшей (5-й) ступени в механической коробке ZF S5-42: 0,61 против 0,76. Это означает, что при движении в установившемся режиме у модификации с «автоматом» обороты двигателя будут на 20 % меньше, обеспечивая дополнительную экономию топлива и сохранение ресурса.

Так что незначительная переплата за автобус с «автоматом» присутствует лишь на стадии покупки. Как показала практика использования АКП на «Векторах», разница в первоначальной стоимости с лихвой отбивается уже на первом году эксплуатации. Особенно это заметно в сложном городском темпе езды, когда автоматическая КП позволяет экономить топливо и облегчает работу водителя.

Мы полностью перейдём на АКП

Многие транспортники уже давно сделали выбор в пользу автобусов ПАЗ с автоматической коробкой передач. В их числе – ЗАО «Транспортная фирма «Очаково», много лет занимающаяся маршрутными пассажирскими перевозками в Москве и Подмосковье. Об опыте эксплуатации «пазиков» с автоматической трансмиссией Allison делится заместитель генерального директора этой компании Александр Кудинёв.

А.К.: Раньше на своих маршрутах мы активно использовали автобусы ПАЗ-32053, численность которых составляла несколько десятков штук. Когда подошёл срок их списания, мы занялись поиском новых автобусов малого класса для работы на городских маршрутах, надёжных и приемлемых по себестоимости.

Изучив имеющиеся на рынке предложения, в 2014 году в рамках работы по обновлению подвижного состава наша компания приобрела по программе утилизации 17 новых автобусов ПАЗ-320402-05 (сегодня носящих имя «Вектор 4». – Прим. ред.) с автоматической коробкой передач. На сегодняшний день их пробег в среднем варьируется в пределах от 100 000 до 200 000 километров.

Корр.: Но почему выбор был сделан именно в пользу модификации с «автоматом»?

А.К.: Мы целенаправленно закупали версию с автоматической коробкой передач, потому что такой автобус имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, это облегчение условий работы водителя.

В городском трафике водителю автобуса с механической коробкой приходится постоянно отвлекаться на переключение передач, что повышает утомляемость. С АКП такой проблемы нет, и водитель занят не манипуляциями с рычагом коробки, а контролем дорожной обстановки, что значительно повышает качество и безопасность перевозки людей. Вторым безусловным преимуществом является повышение срока службы агрегатов автобуса и заметное снижение расходов на запчасти.

Поскольку процесс переключения передач в автобусе с АКП не связан напрямую с действиями водителя, на долговечность трансмиссии больше не влияет пресловутый человеческий фактор. Можно полностью забыть о ремонтах сцепления и самой коробки, вызванных некорректным переключением передач. Срок службы трансмиссии теперь очень высокий. Использование «автомата» значительно повысило срок службы деталей рабочей тормозной системы автобуса. Таким образом, нужно отметить, что обслуживание АКП сводится, фактически только к периодической замене масла и фильтра, что снижает общие расходы на содержание автобуса.

Корр.: Какие недостатки всплыли у автобусов в процессе эксплуатации?

А.К.: В процессе эксплуатации автобусов не было выявлено никаких недостатков, честно. Нас устраивает абсолютно всё, претензий и нареканий нет.

Корр.: Тогда рассматриваете ли Вы возможность приобретения таких же машин в дальнейшем?

А.К.: Честно говоря, в перспективе мы вообще хотели бы отказаться от использования автобусов других марок, которые на сегодняшний день присутствуют в нашем автопарке (речь о Mercedes-Benz Sprinter и Citroёn Jumper) и к которым у нас есть ряд претензий, и перейти только на автобусы марки ПАЗ, оснащённые АКП.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен