Техническая эстетика настоящего и будущего
Ряд дипломных проектов студентов кафедры «Дизайн средств транспорта» МГХПА им. С. Г. Строганова.
Сейчас мало кто из московских старожилов вспомнит, что за учреждение занимало жёлто-серое административное здание на территории ВДНХ у Хованских ворот, а ведь появление этого института в начале 1960-х привлекало к себе журналистов и представителей многих промышленных предприятий СССР.
А расположился в этом здании ВНИИТЭ – Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. С лёгкой руки работавших здесь художников и конструкторов в наш повседневный быт вошли слова «художественное конструирование», «дизайн», «стайлинг». И хотя они не дали нашей стране ни одной серийной разработки, их можно по праву считать родоначальниками промышленного дизайна, в том числе автомобильного.
Недавно нам довелось побывать на защите дипломных проектов студентов кафедры «Дизайн средств транспорта» легендарной Строгановки – Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова.
Молодые талантливые дизайнеры продемонстрировали своё видение легковых и спортивных автомобилей, мотоциклов, самолётов, судов, но наше внимание приковали проекты коммерческих и специальных автомобилей.
Страницы автомобильных изданий пестрят красочными фото зарубежных концептов, но работам российских дизайнеров в области коммерческого транспорта уделяется недостаточно внимания. Наш журнал видит смысл в своём просветительском промысле. Благодаря этому на страницах были представлены концепции развития отечественных автобусов, «ГАЗелей», большегрузов МАЗ и КАМАЗ.
Работы студентов 2015 года стали предметом беседы с заведующим кафедрой «Дизайн средств транспорта» Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова – известным российским дизайнером и писателем Никитой Евгеньевичем Розановым.
«ГП»: Никита Евгеньевич, слово «дизайн» применительно к автомобильной промышленности мы слышим чуть ли не ежедневно. Так что же такое дизайн и какова роль дизайна в автомобильной промышленности?
Н.Р.: Дизайн играет огромную роль в нашей повседневной жизни, а роль дизайна в автомобильной промышленности переоценить просто невозможно. Но сначала определимся с терминами и понятиями. В 1927 году в США при концерне GM была открыта первая в мире студия дизайна в автомобильной промышленности, и с этого времени род этой деятельности принято разделять на два вида: стайлинг и собственно дизайн. Разница между этими двумя методами формирования образа автомобиля значительная.
Например, сторонники стайлинга относят художественные параметры формы автомобиля к первостепенным, всецело подчиняя его форму и композицию законам и правилам художественной композиции, моде и стилю. Сторонники подлинного дизайна традиционно ориентируют форму на функцию автомобиля: перевозку пассажиров, доставку грузов, обеспечение и выполнение специальных задач. Конечный результат такого дизайна подчинён рациональному началу массового промышленного производства, технологичности и утилитарной функции.
Конечно, в дизайне коммерческого транспорта не всё так просто – внешность троллейбуса или развозного фургончика для пиццы в конечном итоге всё же будет испытывать влияние и моды, и художественных вкусов той части общества или сектора рынка транспортных услуг, в котором предполагается эксплуатация коммерческих автомобилей различного назначения.
«ГП»: На Ваш взгляд, в чём состоит специфика дизайна коммерческого транспорта?
Н.Р.: Явный тренд нашего времени – роботизация функции водителя. Речь об автомобилях с автономным управлением, чьё широкое распространение стоит ожидать в самое ближайшее время. Понятно, что в сфере коммерческого транспорта это произойдёт быстрее, чем в сфере индивидуального автомобильного транспорта. С учётом характера работы такого транспорта доставка пассажиров или грузов, зависимость от среды эксплуатации и дальности перевозок того или иного вида грузов накладывают определённые требования к конструкции и дизайну такого рода транспорта.
Наиболее яркий пример – автобусы. Требования здесь различны не только к перевозкам определенного назначения (городские, пригородные, туристские, междугородные), но они ещё зависят и от их «среды обитания». Планировка салона и уровень комфорта, например, пригородного автобуса, работающего на расстоянии до 50 км, коренным образом отличаются от тех же параметров машин, работающих на расстоянии 100–150 км.
То же самое касается и коммерческих автомобилей. Стиль и форма фургона молочника, который ежедневно привозит вам молоко, должны отличаться от стиля и формы не только семиместного минивэна, на котором вы всей семьёй отправитесь на природу, но и от хлебного фургона или автомобиля для доставки мороженого.
«ГП»: Прошедшая недавно защита дипломных проектов кафедры «Дизайн средств транспорта» Строгановки, на которой нам довелось быть, говорит о большом потенциале молодых российских дизайнеров. Какова, на Ваш взгляд, роль Строгановки в подготовке дизайнеров?
Н.Р.: Создание кафедры «Дизайн средств транспорта» с использованием богатейшего опыта подготовки художников для промышленности (в этом году академии исполняется 190 лет!) было потребностью времени. В 1992 году в Строгановке образована мастерская «Дизайн средств транспорта», которая в 2002 году преобразована в кафедру под тем же названием. С тех пор коллектив преподавателей ведёт обучение одной из самых сложных специализаций промышленного дизайна в области проектирования динамичных объектов дизайна: автомобилей, мотоциклов, водного, воздушного, железнодорожного транспорта и специальной техники.
Сегодня в сфере среднего специального и высшего дизайнерского образования России работает около десятка учебных заведений, использующих тематику «Средства транспорта» в качестве учебных заданий. И лишь одно – Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова – располагает специализированной в этой области кафедрой.
В процессе обучения студенты получают знания основ аэро- и гидродинамики, общей компоновки и конструктивной безопасности, слушают лекционные курсы и выполняют задания в таких областях, как «Экологические средства транспорта», «Общественный транспорт», «Эргономика рабочего места водителя». В летнее время студенты проходили практику и стажировку в дизайн-студиях Российской Федерации, а также за рубежом: в Германии (Volkswagen), (Mazda), Италии (Alfa-Romeo, Lancia, FIAT), Швеции (Volvo), Франции (Citroлn), (Renault) и Японии (Nissan).
Одной из реальных подпиток творческого потенциала кафедры служит её участие в международных и отечественных конкурсах дизайна. В 1999 году преподавательский коллектив кафедры был удостоен российской национальной премии «Виктория» в номинации «Дизайн-педагогика». В 2000 году конкурсные и дипломные работы отмечены Дипломом Союза дизайнеров России на «Мотор Шоу» (MIMS 2000), а в 2000 и 2002 годах работы студентов кафедры экспонировались на автомобильных салонах в Париже и Детройте.
«ГП»: Может быть, мы попросим дипломников самих рассказать о своих работах?
Н.Р.: Мне кажется, так будет интереснее и читателям, и авторам этих талантливых и оригинальных проектов.
Многофункциональный аварийно-спасательный автомобиль-амфибия
Александр Каменский:
«В основе моего проекта лежит идея объединения лучших качеств нескольких типов автомобилей и даже моторных лодок. Так, основой стала ходовая часть снегоболотохода «Шаман» компании-заказчика ООО «АВТОРОС» со всеми её возможностями и преимуществами. Нижняя часть корпуса понтонного типа разработана с учётом опыта эксплуатации легендарных «Синих птиц» В. А. Грачёва. Выдвижная интегрированная кран-лестница, аналогичная тем, что стоят на пожарных машинах. У катеров позаимствованы протопчины для кругового обхода при нахождении амфибии на воде.
Корпус автомобиля функционально разделён на три отсека. В герметичном носовом отсеке находится кабина экипажа, моторный отсек и помещение для оказания первой помощи. Открытая палуба предназначена для приёма пострадавших из воды и размещения пострадавших на откидных скамейках. На крыше кабины находится отсек, который можно назвать аппаратным. В нём размещены системы привода и управления двухзвенной кран-лестницей и беспилотный летательный аппарат для ведения воздушной разведки зоны катастрофы. Передаваемая БПЛА информация поступает на монитор на панели управления и в его бортовую навигационную систему. Получение точных координат терпящих бедствие с помощью этой системы позволяет прокладывать оптимальные маршруты с минимальными затратами времени.
Вездеход-амфибия оснащён большим количеством специальных спасательных средств. На борту есть контейнеры с самонадувающимися буксируемыми плотами (2х10 чел.). Внешняя стилистика вездехода выполнена в минималистично-полигональной манере, что соответствует современной интерпретации техники двойного назначения. Формообразование кузова унаследовало стилистику базовой модели вездехода».
Внедорожный вездеход-амфибия
Светлана Мокеева:
«Анализ существующей ситуации в выбранном секторе рынка показал, что рост интереса потребителя к внедорожным автомобилям-трансформерам усиливается. В этом сегменте проходит постоянный поиск компромисса между водной и наземной средой эксплуатации.
Проектная концепция основывается на принципе соединения наземного внедорожника и амфибии, которая может сохранять нужную скорость как на земле, так и на воде. Главная особенность: принцип складывания колёс за счёт особого строения корпуса и открытый кузов-палуба.
Пластический ключ основан на образах современной и концептуальной робототехники. В основе композиции кузова заложены лаконичная «капсула» для водителя и одного пассажира плюс кормовая часть в виде открытой палубы с хорошим обзором местности и местом для размещения пострадавшего.
Схема цвето-фактурного решения строится на традициях специализированной окраски спасательных автомобилей.
Компоновочная схема: бензиновый двигатель, расположенный в носовой части автомобиля, водомёт, расположенный в поплавке, под задней частью «палубы».
Кузов каркасно-панельного типа с пространственной конструкцией из алюминиевых труб квадратного сечения, облицованной панелями из ударопрочных полимерных материалов типа Noril и Lexan.
Новизна дизайнерского решения состоит в разработке более мобильного и вместительного транспорта для патрулирования прибрежной зоны, доставки пострадавшего на базу. В гражданском варианте автомобиль можно использовать для развлечения, спорта и туризма».
Габаритные размеры, не более, мм | 4200х2200х1800 |
Колея передних и задних колёс, мм | 1800 |
Максимальная скорость, не менее, км / ч | 130 |
Снаряжённая масса, кг | 1150 |
Время разгона транспортного средства от 0 до 100 км / ч, с |
10 |
Расход топлива, л / 100 км | 6–10 |
Наименьший угол поворота колеса, град | не более 45 |
Дорожный просвет, мм | 600 |
Professional Vision 2030
Роман Мубарашкин:
«На мой взгляд, логика проектирования транспортного средства коммерческого назначения обусловлена потребностями рынка, функциональностью применения этого транспортного средства, которая в свою очередь определяется технологическими особенностями определённого транспортного процесса. Исходя из этих требований, в работе представлены транспортная база (движущаяся платформа, управляемая как человеком, так и в автоматическом режиме), расположенный на базе автоматический грузовой дрон и отделяемый мобильный автономный самодвижущийся грузовой блок с запрограммированным маршрутом движения.
Проект разрабатывался на основе материалов, представленных в результате работы в дизайн-студии компании FIAT.
Истощение природных ресурсов заставит сократить производство сложных узлов, повторное использование старых объектов путём переработки. В теории через 10 лет мы сможем перерабатывать пластик и использовать полученное сырьё в качестве материала для 3D / 4D-печати многих элементов конструкции автомобилей (кабин, дверей, отделки салона и т. д.). Это позволит перейти на новую модель производства – выпускать некий «базовый узел» (платформа с интегрированной силовой установкой), на который потом «накладываются» грузовые модульные отсеки, персонализированные штучно-произведенные с помощью 3D-печати».
Электромобиль Аэротакси
Марина Выгребалина:
«Основной проблемой такси, бесспорно, является удобство и безопасность посадки и высадки пассажиров. Решение видится в использовании одной правой двери типа «крыло сокола» (патент компании Tesla Motors), которая обеспечивает более комфортную посадку пассажиров за счёт частично открываемой крыши. При этом высоту автомобиля удаётся сохранить сравнительно небольшой.
Проблема перевозки багажа является в этой схеме одной из ключевых и требует радикальных способов разрешения. Одним из таких решений представляется оборудование автомобиля специальным боковым багажным терминалом, в состав которого включена стандартная ручная багажная тележка, её колёса оснащены датчиками веса. Доступ в багажный терминал такси осуществляется с тротуара, с помощью откидного пандуса.
Вместительность: 5 пассажирских мест + водитель. Предусмотрено 1 место для коляски пассажира с ограниченными возможностями и 1 кресло-трансформер для перевозки ребёнка до семи лет. В пассажирском салоне есть бокс-сетка для фиксации ручной клади и ремни для фиксации сумки-перевозки домашних животных. Для перевозки негабаритных грузов (музыкальные инструменты и спортинвентарь) предусмотрена трансформация второго и третьего рядов кресел, а также имеется багажное отделение с доступом через заднюю дверь.
Новизна дизайнерского решения состоит в применении однообъёмной схемы грузопассажирского кузова с багажным терминалом в правом борту кузова и образом, основанном на стиле и дизайне концептуальной авиации».