Индийские автостроители Asia Motor Works в декабре готовы продать часть своих акций ОАО «КАМАЗ»
Больше года назад представители компании AMW – Asia Motor Works Ltd – на презентации деятельности холдинга Essar (Мумбаи, Индия), организованной для президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и членов татарстанской делегации, высказали предложение о сотрудничестве с ОАО «КАМАЗ». Бизнес-интересы индийского производителя тяжелых и среднетоннажных грузовиков касались лишь дистрибуции и закупки компонентов.
Холдинг Essar ведет бизнес в Индии, Индонезии, США, Канаде и других странах. Одно из основных направлений деятельности – сталелитейное производство от сырья до продажи готовой продукции. Кроме этого компании в составе холдинга занимаются производством энергии, нефтепереработкой и нефтехимией, строительством и обслуживанием крупных портов, другими видами деятельности.
Деловая встреча была связана с тем, что производители из Татарии намерены расширить сотрудничество и выйти на новые рынки, для чего имеются такие необходимые условия, как успехи ОАО «Казанский вертолетный завод» на международных рынках.
На днях стало известно, что участвовавшие в переговорах представители компании AMW Motors выступили с предложением о продаже в декабре значительной доли в части миноритарных акций российскому ОАО «КАМАЗ». На фоне укрепления партнерских бизнес-связей между Россией и Индией сделка предполагается беспрецедентной в истории Индии. Ведь до этого российские автопроизводители финансово не участвовали в покупке акций индийских производителей. Кроме того, это третий случай, когда российская компания присутствует на рынке Индии как производитель..
Ранее сборку своих грузовиков КАМАЗ (штаб-квартира в Бангалоре основана в 2009 г.) намечал организовать на предприятии Kamaz-Vectra Motors Ltd с британским капиталом. В 2014 г. часть акций предприятий была выкуплена.
Второй случай подразумевал сборку и дистрибуцию грузовиков «Урал». Штаб-квартира «Группы ГАЗ» была открыта в Калькутте в 2008 г. Тогда в линейке продаж появились модели Ural U4320, Ural U69234, Ural U532341, Ural U555717 и Ural U557141M.
Однако полноценное производство машин российские производители вести не предполагали, поскольку по индийским законам требуется локализовать не только производство, но и технологии. А это для России, сталкивавшейся не раз с кражей ноу-хау и технологий, неприемлемо. Тем более, что челнинцы, возможно, связаны некоторыми экспортными обязательствами с Daimler AG, у которой есть в Индиии собственное производство BharatBenz.
Нужно учесть положение компании AMW. За два года она столкнулась со слабым спросом на свои машины. Если продажи тяжелых грузовиков в Индии в первые 7 месяцев финансового 2015 года выросли на 33,49%, до 136 201 машин единиц, то продажи грузовиков AMW в этот же семимесячный период рухнули на 60% и оставили всего 749 единиц! Сделка для «КАМАЗа» выглядит неоднозначной еще и потому, что AMW заинтересовано влиться в структуру «КАМАЗа», чтобы получить доступ к 90 странам, где имеется дистрибуция «КАМАЗ» и способен спасти планы AMW в оборонном секторе.
Аналитики скептически относятся к потенциальным выгодам для обеих сторон, поскольку опыт Индии имеет плачевную историю в сфере развития совместных предприятий именно коммерческого транспорта: это СП Mahindra & Mahindra Ltd и американской Navistar Inc., Hero Group и Daimler AG, а также MAN AG и Force Motors Ltd.
«Ни один из проектов не был успешным», – сказал С. П. Сингх, старший научный сотрудник индийского Фонда транспорта исследований и подготовки кадров в Дели. – Единственное возможное сотрудничество видится в оборонном секторе, который открыт для частных компаний», – подытожил он.
Скепсис подтверждает консультант консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers India Абдул Маджид: «AMW имеет знания в дистрибуции и знании местного рынка, – добавив при этом. – Если роли не были распределены, а обе компании имеют общие цели, то партнерство не работает».