Опубликовано: ГП 06-2004

На дорогах появились комиссары

В. Волчков

Из спального района до центра Москвы на автомобиле можно доехать за 20 минут. Для этого надо стартовать поздно ночью или рано утром, пока другие автомобилисты не проснулись. В другое время подобный результат достижим в кортеже президента или премьер-министра. Рядовые граждане едут от границ города до Кремля в среднем 1 (один) час в межпиковое время, до двух – в часы пик и непредсказуемо долго при возникновении сбоев в движении.

Продолжительность «топтания» в дорожных пробках зависит от вызвавших их причин. Самое страшное в этом смысле, когда в дорогу собирается кто-то из высших чиновников государства. «Новая газета» привела такой пример: «12 сентября 2003 года. Около трех тысяч москвичей оказались блокированы в 30-километровой пробке на МКАД. Машины стояли на внутренней стороне почти всей южной части кольцевой дороги – от Каширского шоссе до Можайского. Потом выяснилось, что этот коридор Федеральная служба охраны и ГИБДД организовывали для проезда премьер-министра Михаила Касьянова из аэропорта «Внуково» в Москву. За это время на кольцевой сбили пешехода, и произошло несколько десятков мелких аварий».

Не менее неприятны внезапные для дорожных служб снегопады. Один из них случился в прошлом году, когда в Зеленограде открывали завод VOLVO. На своей машине мы ехали туда полтора часа, обратно – шесть с половиной!

С принятием закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) возникла еще одна серьезная причина образования грандиозных пробок на улицах города. Автомобилисты, застраховавшие свою гражданскую ответственность (заплатили за страховой полис), не хотят самостоятельно улаживать конфликт с соавторами ДТП и вызывают ГАИ. Помятые автомобили при этом в большей или меньшей степени перегораживают проезжую часть. В результате на перегруженных дорогах то там, то сям образуются затруднения в движении (так в ГАИ называют автомобильные пробки).

«Затруднений» много. По данным московского управления ГИБДД, в день бывает до полутора тысяч вызовов (до введения в действие ОСАГО было 300). Оформление документов на месте ДТП занимает в среднем около часа. Московские гаишники обзавелись лазерными линейками, цифровыми фотокамерами и другими техническими средствами, которые обеспечивают 20%-ное сокращение продолжительности работы инспектора на месте ДТП. Все равно времени вполне достаточно, чтобы серьезно повлиять на дорожный ритм. Исследования на Садовом Кольце показали, что даже пятиминутная задержка движения сказывается еще 40 минут после того, как устранены причины сбоя.

Начальник Главного управления ГИБДД СОБ МВД РФ Виктор Кирьянов признал: «На сегодняшний день стало очевидным, что в недостаточной степени проработан вопрос оформления ДТП... Имеющиеся силы дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции не готовы своевременно и быстро оформлять подобные происшествия, в связи с этим в крупных городах образуются заторы на дорогах. Резко возросла нагрузка на сотрудников ГИБДД, занимающихся рассмотрением дел о ДТП, что приводит к увеличению сроков принятия решения. Такое положение вызывает справедливое недовольство граждан».

Кое-что могли бы сделать сами граждане. Пункт 2.6 Правил дорожного движения гласит: «Если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ДПС или в орган милиции для оформления происшествия». Реально автомобилисты этим правом практически не пользуются.


Основных причин, по-моему, две. Во-первых, мало кто из наших водителей по-настоящему знает ПДД. Ну а если кто-то и вспомнит о своем праве самостоятельно нарисовать схему происшествия и покинуть место ДТП, все равно едва ли решится на такой шаг. Кто объяснил нашему водителю, что представляет собой эта «схема происшествия» и как ее надо рисовать? Зато из бесконечных американских боевиков с хорошими полицейскими телезрители хорошо усвоили, что любое заявление, сделанное в состоянии возбуждения (а это нередко после ДТП), может быть использовано против них. Так что увольте. Еще неизвестно, чем закончится дело, и кто будет платить за ремонт. Сделаешь что-нибудь не так, а потом денег от страховой компании не получишь. Пусть приедет инспектор, нарисует схему, составит другие необходимые документы, в общем, оформит все, как надо.

Страховые компании имеют право прислать на место ДТП своего представителя. Некоторые активно пользуются этой возможностью, а людей, которые от имени компании присутствуют при оформлении первичных документов, называют аварийными комиссарами. В их обязанности входит: осмотр поврежденного имущества; расследование обстоятельств наступления страхового случая; принятие мер к спасанию поврежденного имущества и уменьшению убытков; подготовка заключения, является ли рассматриваемое событие страховым случаем (подлежит или не подлежит страховой защите); оценка ущерба (если возможно), сбор документов, относящихся к страховому случаю и др.

В результате перечисленных действий аварийный комиссар составляет аварийный сертификат. На основании этого документа страховая компания принимает решение об оплате убытков.

Полгода назад учрежден Всероссийский союз аварийных комиссаров. От него исходит инициатива изменить законодательство с целью наделить аварийных комиссаров правом самостоятельно (без ГАИ) оформлять мелкие ДТП, о которых идет речь в пункте 2.6 ПДД. Предстоит обсуждение, и, вполне возможно, законодательная власть примет соответствующие поправки к законам. В том, что корректировка необходима, убеждает логика развития событий. Уже сегодня ГАИ не справляется с лавиной дел по ДТП, а в стране застрахованы еще далеко не все зарегистрированные автомобили.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен