![Самосвал МЗКТ-65151 «Волат», тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/00f.jpg)
Потомок ракетовоза
Самосвал МЗКТ-65151 «Волат»
Продукция Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) уже знакома нашим читателям. Мы публиковали в журнале отчеты о тест-драйвах и инструментальных испытаниях этих уникальных белорусских грузовиков. У нас на испытаниях самосвал МЗКТ-65151 «Волат», что в переводе с белорусского означает «Богатырь». Кстати, название минского грузовика недалеко от истины.
Тринадцать тонн на ось – эта цифра для автоперевозчиков то же самое, что и «чертова дюжина» для простого обывателя. Однако эта цифра является камнем преткновения и для конструкторов автозаводов стран постсоветского пространства, поскольку на автомобильных дорогах СНГ действует данное ограничение нагрузки.
На примере автомобиля МЗКТ-65151 это значит, что при проезде по дорогам общего пользования, а также по улицам городов и населенных пунктов Российской Федерации и ближайших стран-соседей нагрузка на заднюю тележку в сумме не должна превышать 26 т. С учетом приходящейся нагрузки на первую и вторую оси полная масса автомобиля составляет 41 т. За вычетом снаряженной массы автомобиля порядка 16 т, грузоподъемность машины составляет 25 т.
![Самосвал МЗКТ-65151 «Волат», тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/14f.jpg)
Увеличение полезной массы перевозимого груза является надежным способом повышения производительности автоперевозок и улучшения топливной экономичности на единицу массы. Самым эффективным способом в этом случае является использование прицепа (до 30% снижения расхода топлива), буксировка которого, кстати, автомобилем МЗКТ-65151 конструктивно не предусмотрена. Таким образом, единственной возможностью увеличения грузоподъемности для конструкторов Минского завода колесных тягачей оказалось использование добавочной оси, хотя это и связано с повышением сопротивления движению и расходом топлива, усложнением конструкции и увеличением снаряженной массы.
Но, говоря об условиях ограничения осевой нагрузки, производитель умалчивает о возможностях автомобиля по грузоподъемности, допускаемой узлами конструкции, поскольку повысить ее можно и путем увеличения допустимой нагрузки на ось. Альтернатива: эксплуатация автомобиля в условиях, на которые не распространяется действие ограничения (карьеры, технологические дороги на стройках, наконец, при строительстве тех самых дорог общего пользования с ограничением нагрузки).
![Чем нормальный вороток отличается от штатного](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/03.jpg)
![Инструментальный ящик явно не компонуется с боковой защитой](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/05.jpg)
Автомобиль МЗКТ-65151 – это самосвал, предназначенный для перевозки сыпучих грузов. Его исполинский вид, довольно высокая мощность двигателя и объем грузовой платформы (20 м3) явно не соотносятся с заявленной грузоподъемностью в 25 т. Исходя из средней плотности сыпучих строительных материалов порядка 1,9 т/м3, получается, что его грузоподъемность равняется 38 т.
Несмотря на трехметровую высоту бортов самосвальной платформы, загружаем кузов по верхний край, полностью используя его объем. Взвешиваем автомобиль и получаем 52,5 т. За вычетом снаряженной массы получаем массу песка 36,5 т, что совпадает с первоначальным предположением. Пришлось делать частичную разгрузку кузова для получения полной массы автомобиля в 41 т, при этом кузов оказался заполненным на 2/3 объема. Трудно предположить подобный вариант в эксплуатации и остается лишь уповать на надежность работы гидросистемы подъема платформы (гидроклапаны настроены на ограничение 35 т) и шины с более высоким индексом несущей способности.
![Самосвал МЗКТ-65151 «Волат», тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/06f.jpg)
Но если потребитель хочет подстраховаться от перегрузок, он может заказать платформу меньших объемов, поскольку на заводе есть и другие варианты самосвальных кузовов – 16,5 м3 и 11,5 м3. Платформы могут оснащаться гидрозамком заднего борта, а для упрощения конструкции и разгрузки платформы используется вариант ковшового типа без заднего борта.
В процессе испытаний мы отметили такие особенности: при входе в поворот значительно увеличивается нагрузка на двигатель вплоть до ощутимого снижения оборотов, а при выходе из виража автомобиль ускоряется. Но это относится к крутым поворотам на высокой скорости. При правильном ее выборе управление автомобилем более уверенное, но только на дороге с твердым покрытием. А при движении в карьере даже в плавном повороте из-за большой массы автомобиль управляемыми колесами зарывается в песок. В этом случае блокировки межосевого и колесных дифференциалов, которыми оснащен автомобиль, просто необходимы.
![Самосвал МЗКТ-65151 «Волат», тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/07f.jpg)
У МЗКТ-65151 двухместная кабина МАЗ-5551, подвеска кабины четырехточечная, пружинная с гидравлическими амортизаторами. Как вариант может рассматриваться пневматическая подвеска кабины, а сиденье водителя с пневматическим упругим элементом входит в базовую комплектацию. Но даже самый простой вариант сидений с пластинчатым торсионом и амортизатором – такой, как на тестируемом автомобиле, обеспечивает всего лишь удовлетворительную мягкость хода водительского кресла. Следует отметить, что условиям работы водителя уделено особое внимание: рулевое колесо регулируется по высоте и углу наклона; зеркала заднего вида с электроподогревом; механизм переключения передач, оборудован силовым пневматическим цилиндром; педаль подачи топлива снабжена защелкой, фиксирующей ее положение в режимах прогрева двигателя и накачки шин; а также система контроля засоренности воздушного и масляного фильтров. Кабина автомобиля в южном исполнении оборудуется кондиционером Webasto. Единственную трудность создает высота первой ступеньки при посадке в кабину. Дополнительная гибкая ступенька на двух отрезках троса, как на «УРАЛ-532301», помогла бы легко справиться с этой проблемой.
Все модификации автомобиля МЗКТ-65151 оснащены двигателем ЯМЗ-7511.10 – самым мощным из восьмицилиндровых двигателей ЯМЗ, соответствующих экологическим нормам Euro 2.
![Пружинная подвеска кабины](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/10.jpg)
![Цилиндр гидрозамка заднего борта](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/11.jpg)
![Регулировка по высоте сиденья водителя с пластинчатым торсионом](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/09.jpg)
![Равномерному прилеганию кузова к раме мешает неровно приваренная усилительная пластина](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/12.jpg)
На тестируемом автомобиле установлен двигатель с блочными головками цилиндров, поскольку за основу ярославского мотора «75-й» серии взята разработка тутаевских моторостроителей. Уплотнение газового стыка головки блока цилиндров, самого блока и гильзы осуществляется единой металлической прокладкой с вставными резиновыми элементами, уплотняющими масляные, водяные и штанговые проходы. На двигателе устанавливаются 19 уплотнительных элементов пяти видов. Двигатель ЯМЗ-7511.10 комплектуется индивидуальными головками цилиндров. Уплотнение газового стыка на них осуществляется металлической прокладкой, а отверстия прохода штанг, масла и охлаждающей жидкости – единой резиновой прокладкой. Индивидуальные металлические прокладки, которые выпускаются четырех размеров по толщине, при сборке позволяют достичь оптимального надпоршневого зазора в каждом цилиндре. На двигатель также могут устанавливаться поршни с центральной камерой сгорания и измененными выточками под клапаны. Все эти различия не влияют на основные показатели двигателя, максимальный крутящий момент которого 1715 Н·м при 1100…1300 мин–1 и мощность 400 л.с. при 1900 мин–1 . В топливной системе установлен фильтр грубой очистки Separ с подогревом топлива.
![Самосвал МЗКТ-65151 «Волат», тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/13f.jpg)
Коробка передач МЗКТ-65151 собственного производства 2-диапазонная, 9-ступенчатая с синхронизированным включением всех передач, кроме первой и заднего хода. Переключение диапазонов в понижающей передаче производится с помощью силового пневматического цилиндра. Система смазки коробки передач комбинированная – разбрызгиванием и под давлением, создаваемым встроенным шестеренчатым насосом.
Отбор мощности на гидронасос подъема платформы производится с заднего торца картера понижающей передачи от специального вала, соединенного с промежуточным валом коробки передач.
Ведущие мосты также фирменного производства. Непроходной ведущий мост состоит из редуктора с конической передачей блокируемого межколесного дифференциала и двумя планетарными колесными передачами. Проходной ведущий мост отличается редуктором с цилиндрической передачей и блокируемым межосевым дифференциалом, на нем также установлен дублирующий насос гидроусилителя руля. Привод основного насоса – стандартный от двигателя. Рулевой механизм типа «винт-шариковая гайка» со встроенным распределителем.
![Отбор мощности на насос подъема платформы](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/04.jpg)
![Дублирующий насос гидроусилителя руля](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/02.jpg)
![Механизм переключения передач с пневмоусилителем](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/08.jpg)
Во время испытаний нам пришлось производить замену колеса, поскольку «поймали» сразу два болта. Нам повезло, что оно оказалось не с управляемых осей, потому что на дороге штатным воротком отвернуть гайки крепления не удалось, и мы были вынуждены медленно добираться до гаража. И только вооружившись воротком, изготовленным из «камазовского» торсиона, нам удалось довольно легко отвернуть и завернуть гайки крепления колеса.
![Дорожные «подарки»](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/01.jpg)
Кстати, мы оценили нагрузку автомобиля на дорогу по тому, как болт М18 вдавило в протектор шины. С устройством поднятия и крепления запасного колеса работать легко, когда заняты два человека, одному никак не дотянуться одновременно до колеса и ручки лебедки.
Расходы топлива автомобиля откровенно разочаровали, хотя об их значениях можно было предварительно судить по крайне низкому значению пути выбега с 50 км/ч. Для автомобиля полной массой 41 т 935 м очень маленькая величина. Отчасти это можно оправдать тем, что автомобиль не прошел обкатку, но основная причина кроется в качестве резины. Не следует забывать, что автомобиль МЗКТ-65151 категории с индексом «G» предназначен для тяжелых условий движения, где приоритетным является сам факт доставки груза. И основными ассоциациями, возникающими при упоминании самосвала МЗКТ-65151, у нас всегда будут песок и карьер. Тем не менее хотелось бы отметить простоту конструкции минского самосвала. Ведь в свое время МЗКТ было секретным отделом в составе ПО «МАЗ», который занимался проектированием, разработкой и производством тяжелых многоосных автомобилей для транспортировки ракетной техники, в том числе и баллистических. А что самое главное для армейской техники? Простота конструкции и надежность. Так вот это и есть самое главное преимущество самосвала МЗКТ-65151.
![Самосвал МЗКТ-65151 «Волат», тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»](/article/4023-samosval-mzkt-65151-volat-potomok-raketovoza/Images/15.jpg)
Полная масса, кг | 41 000 |
Грузоподъемность, кг | 25 000 |
Двигатель | ЯМЗ-7511.10 |
Рабочий объём, л | 14,86 |
Максимальная мощность, кВт | 294,0 при 1900 мин–1 |
Максимальный крутящий момент, Н·м | 1715,0 при 1200 мин–1 |
Топливо | дизельное |
Тип коробки передач, число передач | МЗКТ-65151 механическая, 9 |
Передаточное число высшей передачи | 0,795 |
Передаточное число главной передачи | 6,59 |
Размер шин | 12.00 R20 |
Масса автомобиля, кг | 16 000 | 41 000 |
Путь выбега, м, со скорости 50 км/ч | 790 | 935 |
Расход топлива л/100 км, при заданных скоростях, км/ч: | ||
|
24,5 | 36,2 |
|
27,1 | 39,9 |
|
31,2 | 45,0 |
|
37,0 | 52,0 |
|
43,9 | 60,2 |
|
46,2 | 60,8 |
Расход в режиме ИГД, л/100 км (при средней скорости, км/ч) | 45,4 (37,0) | 78,8 (31,8) |
Максимальная скорость, км/ч | 82,5 | 80,6 |
Температура, °С | 21 |
Скорость ветра, м/с | 1…3 |
Давление, ГПа | 995 |
Относительная влажность, % | 45 |