Опубликовано: ГП 04-2004

Са­мо­свал для «Хо­зяйки Мед­ной Горы»
Самосвал «Урал»-55571-44 с кабиной нового дизайна

М. Раллиев, фото автора и Е. Макеева

Урал – уникальное место, граница между Европой и Азией. Это старые горы, традиционное место добычи полезных ископаемых и выплавки металла. И даже сказки здесь «производственные». Взять хотя бы «Хозяйку Медной Горы» Павла Бажова про Данилу-мастера, ваявшего из самоцветных камней уральских причудливую красоту.

Но это сказки. А сегодня Урал, как и века назад, ассоциируется с машиностроением вообще и автомобилями, которые выпускает Уральский автозавод, расположенный в Миассе и входящий в холдинговую компанию «РусПромАвто». На этом заводе даже было создано первое в России совместное итальянско-российское предприятие по производству грузовиков «IVECO-УралАЗ». Но речь не о нем, а о продукции самого ОАО «АЗ «Урал».

Несколько десятков лет Уральский автозавод выпускает полноприводные автомобили, основой которых является капотный «Урал»-4320 с колесной формулой 6х6. В последние годы на базе этого автомобиля родилось целое семейство: появились «Урал»-43206 с колесной формулой 4х4, трехосные версии большой грузоподъемности… Кроме них в производственной программе есть бескапотный «Урал»-5323 с кабиной IVECO и с колесной формулой 8х8. Но это – к слову, поскольку разговор идет о «капотниках».

Привод замка заднего борта

В основном сегодня миасские грузовики несут кабину, создававшуюся еще для «Урал»-375. Понятно, уже давно назрел вопрос о ее модернизации и даже полной замене. В 2002 г. на Московском автосалоне завод представил на суд специалистов и общественности капотный седельный тягач «Урал»-44202-051-45 с новой спальной кабиной. А уже в 2003 г., на Российском автосалоне, АЗ «Урал» презентовал на своем стенде капотный 10-тонный самосвал «Урал»-55571-44 с кабиной нового дизайна. И он кажется более точным воплощением имиджа Уральских гор.

Для знакомства именно с этой машиной и пригласили редакционную тест-группу специалисты Уральского автозавода. Тем более что предприятие завершило программу перехода на комплектацию всех автомобилей двигателями Euro-2 Ярославского моторного завода.

аккумуляторный ящик, он же ступенька кабины

Внешний вид предложенной для испытаний машины понравился. Даже немного больше, чем выставочный образец. Там мы видели «напомаженный» вариант, специально подготовленный для всеобщего обозрения. Здесь же, в испытательном гараже инженерного корпуса, среди разобранных, наполовину разобранных и уже готовых к дорожным испытаниям автомобилей самосвал выгодно отличался от своего предшественника. К тому же, сразу видно, что над автомобилем идет кропотливая работа по его доводке в условиях дорожных испытаний: и вид у машины не совсем парадный, и кабина обвешана датчиками для замеров температурных режимов.

В принципе, это тот же самосвал «Урал»-55571-40, только с увеличенной базой и, соответственно, длиной. Это потребовалось для установки полуторной трехместной кабины IVECO. Да, вы не ошиблись – основой новой кабины стала кабина от бескапотной машины, благо совместное итальяно-российское предприятие «IVECO-УралАЗ» располагается буквально через забор. Нижегородским дизайнерам (а именно они участвовали в конструировании кабины нового образца) осталось только «прилепить» к ней «нос», т.е. моторный отсек. Получилось, на наш взгляд, очень неплохо с точки зрения экстерьера и дешевле с точки зрения затрат на ее разработку.

 

Сразу бросается в глаза сплошное, без делителя, лобовое стекло, что явно улучшило обзорность, новые кронштейны зеркал, да и сами зеркала современной формы – большие, с электрообогревом.

Но, чем больше мы присматривались, тем больше возникало вопросов. Например, кабину и капотный отсек разделяет «шов», явно сделанный специально. Создается впечатление, что весь передний модуль можно целиком откинуть вперед, как на ЗиЛах или «носатых» МЗКТ. Но это, как говорят, «оптический обман». Шов декоративный и только верхняя часть капота открывается «крокодилом» – обычным для «Уралов» способом. Что, конечно же, несколько затруднило доступ к двигателю. И подниматься к открытому моторному отсеку тяжеловато – нет никаких ступенек или кронштейнов на бампере, чтобы поставить ногу.

Система ABS открыта всем ветрам и грязи

Зато посадочные подножки очень удобные: большие, с устройством противоскольжения и мягкой петлей из металлического тросика в качестве первой ступеньки. Со стороны пассажира в ступени вмонтирован аккумуляторный ящик. Кстати, очень удачно, поскольку на него не попадает грязь – защищает крыло переднего правого колеса.

Несмотря на удачно сделанные ступеньки и большой проем двери, садиться в кабину неудобно: не за что взяться рукой. Поручень есть, но очень маленький, расположенный в торцевой части панели приборов.

Конечно, по сравнению со старой, новая кабина намного комфортабельнее и просторнее. Она снабжена большим количеством вещевых ящиков. Комбинация приборов хорошо читается, удобны «ивековские» руль и пассажирские сиденья.

Комбинация приборов: ничего лишнего

Но… Опять это «но»! Кресло водителя без пневмоподвески. Да, оно регулируется в нескольких плоскостях, но его настройка занимает слишком много времени. Рулевая колонка тоже регулируемая, но только при наличии специального ключа квадратного сечения, наподобие того, которым пользуются проводники в поезде.

Из-за странностей и эргономических просчетов автомобиль оставляет крайне противоречивое впечатление. Так, автоматическое открытие кабинного воздухозаборника и теплая кабина зимой душу греют. А задирание ног выше головы, чтобы добраться до мотора – раздражает. А ведь «Уралы» чаще работают вдали от ремонтных баз, да в не самых лучших дорожных условиях. И за рулем у них работают обыкновенные водители, которые трудятся по 8–12, а то и 20 ч.

Однако, довольно о грустном. Хорошего в автомобиле больше, чем плохого.

Поворотный узел переднего ведущего моста

Конструкция рамы и ходовой части «Урал»-55571-44 мало, чем отличается от своего предшественника «Урал»-55571-40. А самое главное – остались хорошие ходовые качества. Чем всегда славилась продукция уральских автомобилестроителей? Надежностью и проходимостью. Эти основные достоинства сохранились и в новой машине.

На дороге самосвал ведет себя очень хорошо. Мягко и плавно разгоняется как с грузом, так и без него. Педаль газа работает без задержек, плавно, что позволяет стабильно держать постоянную скорость и на хорошей дороге, и на плохой, и на бездорожье. В последнем случае очень кстати приходится односкатная ошиновка колес и возможность регулирования давления воздуха в них.

Управляемость «Урал»-55571-44 тоже на высоком уровне. Благодаря хорошему гидроусилителю автомобиль одинаково легко управляется как на асфальте, так и на бездорожье. Что ни говори, а по проходимости уральский самосвал не имеет себе равных. Он отлично может работать и в качестве малой карьерной техники, и на строительстве объектов в труднодоступных местах. В общем, в самых тяжелых условиях.

В кабине свободно размещаются три человека

Есть и другие достоинства у самосвала из Миасса. Антиблокировачная система тормозов (АБС) входит в стандартную комплектацию. Оригинальной оказалась система опускания запасного колеса. Причем по конструкции она проста, безо всяких гидравлических ухищрений. Запаска устанавливается по правому борту автомобиля в специальном держателе. Опускается и поднимается держатель с колесом тросом, идущим от специальной лебедки, установленной по левому борту. Такое разделение сторон машины гарантирует водителю отсутствие травм. Усилия на лебедке небольшие.

За кабиной же устанавливается инструментальный или вещевой очень вместительный ящик. Такие приспособления, как противооткатные башмаки, лопатка, лом крепятся с наружной стороны переднего борта самосвального кузова специальным креплением. Сам кузов может подогреваться отработавшими газами. При подъеме кузова его задний борт открывается автоматически, а водитель управляет процессом, не выходя из кабины. Угол подъема платформы составляет 55о. Естественно, у самосвала «Урал»-55571-44 предусмотрены и стопорные пальцы для надежной фиксации кузова в поднятом состоянии.

Вместо бардачка - блок реле и предохранителей

Удивило отсутствие противоподкатного бруса у задка автомобиля и металлических защитных решеток на задних фонарях и впереди на фарах. На самосвале, предназначенном для работы и на стройках, и в карьерах, и в труднопроходимой местности, все может случиться, и защита светотехники просто необходима. И воздушный фильтр установлен как-то странно, в передней части арки правого переднего колеса. В таком месте корпус фильтра будет все время влажным и грязным. Рано или поздно это распространится и на фильтрующий элемент, что не добавит ни ему, ни мотору долговечности.

В целом, самосвал «Урал»-55571-44 понравился. Как считают члены редакционной тест-группы, эта машина, как ни какая другая, подходит для эксплуатации в условиях Сибири и Дальнего Востока. Тем более, после строительства трансконтинентальной трассы Москва – Владивосток, основываясь на которой, по словам В. Путина, начнется новое развитие восточных регионов России. А там, особенно в глубинке, на фешенебельных «траках» вряд ли можно будет проехать. Так, что «Урал»-55571-44 – наш автомобиль.

Инструментальный ящик чуть меньше багажника легковушки

После испытаний мы высказали свое мнение директору по развитию ОАО «АЗ «Урал» Александру Ведерникову. Приводим его ответ: «Автомобиль в процессе работы. Да, он уже стоит в производственной программе завода и в каталоге он присутствует. Главное – удалось решить те проблемы, которые ставили перед нами потребители. Кстати, вы правильно заметили, что капот конструктивно выполнен, как капот интегрального типа. Он легко отсоединяется целиком при проведении работы по техническому обслуживанию и ремонту двигателя. В настоящее время устраняются недостатки, выявленные в результате испытаний, ведутся работы по расширению модификаций, увеличению грузоподъёмности до 13 т и модернизации трансмиссии автомобиля. Но надо учитывать и то обстоятельство, что наше предприятие еще и оборонное. Поэтому, в первую очередь, работы на заводе идут над автомобилями для военной приемки. В этом плане АЗ «Урал» очень тесно сотрудничает с 21 НИИИ АТ МО РФ, в подмосковных Бронницах. Там военные дают свою оценку нашей техники. Кстати, вполне, положительную.

Конечно, гражданскую тематику на базе нового автомобиля мы тоже будем развивать. На одной из выставок был уже представлен седельный тягач с новой спальной кабиной, сейчас вы испытывали следующий вариант автомобиля с кабиной нового модельного ряда – самосвал. На шасси нового капотника далее будем устанавливать вахтовки, крановые установки, другую специальную технику. Заводы спецтехники уже работают над применением нового шасси. В общем, планы по развитию тематики нового грузовика у руководства предприятия есть, и будут претворяться в жизнь.»

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию