Опубликовано: ГП 01-2005

Нижегородский «Валдай»
Грузовики ГАЗ-33104 и ГАЗ-331061

К. Ушанов, фото автора

Между Москвой и Санкт-Петербургом расположен город Валдай. Вроде бы провинциальный городок, ничего особенного, но знаменит он тем, что стоит на берегу озера, природа вокруг которого великолепная, можно сказать, одно из красивейших мест в России. Не даром на берегу озера находится резиденция президентов нашей страны. Говорят, что Борис Ельцин любил половить рыбку в Валдае.

Но разговор пойдёт не об озере, а о "Валдае" с мотором, о четырёх колёсах, т.е. о новой модели грузовика нижегородских автостроителей ГАЗ-3310. А точнее, о его двух модификациях: ГАЗ-33104 и ГАЗ-331061.

Руководство ОАО "ГАЗ" пригласило меня, как руководителя отдела испытаний нашего издания, на заводской полигон протестировать ГАЗ-33104 "Валдай" и рассказать о нём читателям. На машине была установлена измерительная аппаратура, а кузов загружен балластом. Полная масса при испытаниях – 7 400 кг при положенной 7 300 кг (100 кг можно отнести к весу измерительной аппаратуры). В общем, автомобиль был полностью "экипирован" и готов к "бою" на дорогах автополигона ОАО "ГАЗ".

Как оказалось, в Управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) ГАЗа освободилась на время от лабораторных работ ещё одна модификация "Валдая" – длиннобазный ГАЗ-331061. К редакционным испытаниям автомобиль готов не был, но я решил и его показать нашим читателям.

Вход в кабину просторный

Что касается дизайна кабины "Валдая", то она далека от первозданной природной красоты одноимённого озера. Представьте себе грузовую "Газель" увеличенного размера. Вот это и есть ГАЗ-3310. Во всяком случае, кабина "Валдая" идентична своим меньшим собратьям. Небольшим изменениям подверглась решётка радиатора. Кроме того, у дверей кабины появились подножки, поскольку машина стала выше. Автомобиль получил новый пластиковый бампер: он стал массивным и разборным, состоящим из трёх частей. Применена другая конструкция кронштейнов зеркал, да и сами зеркала увеличились в размерах и приобрели электрообогрев.

Внутренности кабины "Валдая" – "Газель", поскольку конструкторы постарались максимально унифицировать ГАЗ-3310 с ныне выпускающимися на ГАЗе автомобилями. Ну, а какой комфорт в кабине "Газелей", многие знают.

Стандартный - ММЗ Д-245.7

Когда я сел за руль "Валдая", то рабочее место отрегулировал под себя без труда и даже почувствовал бы полный комфорт, если бы... В принципе, это "если бы" уже высказывалось в одном из тест-драйвов горьковских машин: при хорошей регулировке сиденья и рулевой колонки руль можно было бы сделать поменьше диаметром и потолще по ободу.

Борта кузова "Валдая" распахиваются на три стороны, но в нашем случае открывались только задние борта, поскольку в тестируемом автомобиле был закреплён балласт, а длиннобазный ГАЗ имел тент.

Рама "Валдая" собрана из лонжеронов ГАЗ-3307 с оригинальными траверсами и кронштейнами. Взамен старых рессор на резиновых подушках установлены более длинные несимметричные малолистовые. Крепятся рессоры посредством пальцев и серёг с сайлент-блоками. Это придало автомобилю заметную мягкость хода, особенно в груженом состоянии. Забалластированная машина даже на булыжной дороге предоставляет достойный уровень комфорта. Длиннобазный ГАЗ-331061 без груза был менее комфортен, чем груженый автомобиль, но, во всяком случае, "козления" заднего моста на булыжнике не наблюдалось.

Так выглядит салон "Валдая"

Рулевой механизм совмещен с гидроусилителем, что значительно улучшает маневренность "Валдая" и его управление. Это очень важный момент для автомобиля, предназначенного для эксплуатации в городе.

Колёса можно поворачивать на угол до 45°. Благодаря этому радиус разворота составляет 6 м – всего лишь на полметра больше, чем у "Газели" с её значительно меньшими габаритами и, соответственно, с меньшим весом перевозимого груза.

Поскольку ГАЗ-3310 "Валдай" ориентирован, прежде всего, на городские перевозки, для уменьшения погрузочной высоты 20-дюймовые колёса заменены на распространённый у европейских развозных грузовиков размер 17,5 дюймов.

Традиционно горьковские грузовики оснащались гидравлической системой тормозов. На "Валдае" конструкторы предусмотрели пневматическую систему тормозов, что позволило без проблем установить ABS.

Наконец-то я добрался и до двигателя. ММЗ Д-245.7 достаточно свободно размещается в моторном отсеке, но конструкторам пришлось изменить геометрию балки переднего моста: она стала ниже на несколько миллиметров. Снизу силовой агрегат защищен специальными поддонами и укрыт пожаробезопасными базальтовыми матами. Капот, брызговики, панель моторного отсека имеют шумоизолирующее покрытие. В зимних условиях мотор "Валдая" должен хорошо заводиться, поскольку в головке блока установлены четыре свечи накаливания.

Во время контрольных заездов в кабине можно было общаться, не напрягая голосовых связок, вполголоса. Не слышно было и посторонних звуков (дребезжания, потрескивания, позвякивания), хотя в салоне много пластиковых деталей, да и пробег у тестируемого автомобиля составлял 4 327 км.

ГАЗ-33104, несмотря на полную загрузку, разгоняется уверенно и резво. Новая 5-ступенчатая коробка передач включается четко при небольшом свободном ходе рычага, что позволяет быстро переключать передачи (немаловажный фактор в городских условиях эксплуатации).

Длиннобазный "Валдай" оснащён двигателем Cummins

В общем, в кабине всё удобно: и обзорность хорошая, и руль не закрывает комбинацию приборов. До подрулевых переключателей можно дотянуться пальцами, не отрывая рук от "баранки", и управлению автомобилем они не мешают.

Ещё раз хочется сказать об управляемости "Валдая" – отлично "стоит" на дороге, во всяком случае, на асфальте и на булыжнике, и управляется очень легко. Это касается тестируемого автомобиля.

Длиннобазный же "Валдай", который мне был представлен "на смотрины", находился в снаряженном состоянии, без груза. Но и у него с управляемостью было всё в норме. Однако на булыжной дороге пустой кузов давал о себе знать – задний мост немного "козлил".

А что касается динамики "длиннобазной" версии, то установленный на ней 140-сильный Cummins B140 даёт заметные преимущества по сравнению с минским мотором.

Естественно, на дорожных испытаниях своё знакомство с ГАЗ-3310 "Валдай" я не закончил. Большой интерес наших читателей проявляется относительно ремонтопригодности тестируемых автомобилей. Поэтому мой разговор с ведущим конструктором "Валдаев" Вячеславом Кузьминым продолжился уже на осмотровых канавах экспериментального гаража, где машины проходят подготовку к испытаниям.

Так выглядит панель приборов "Валдая"

Оказалось, что ГАЗ-3310 вполне пригоден для мелкого и среднего ремонта силами одного или двух человек. Но такая работа, как снятие и установка карданного вала к фланцу коробки передач, затруднена: мешает труба системы выпуска. А, вообще, всё, что связано с ремонтом или регулировками двигателя четко продумано.

Для того чтобы отрегулировать двигатель или снять головку блока, достаточно в салоне снять моторный кожух, и агрегат полностью открыт для таких работ, как со стороны салона, так и со стороны капота.

При более серьёзных работах, таких, как снять-поставить двигатель, конечно, разбирается передняя часть оперения кабины (капот, радиаторная решётка и центральная часть бампера, а также передняя поперечина рамы). Далее под отсоединённый мотор подкладывается специальное приспособление в виде роликов, по которым двигатель выдвигается вперёд, а после он вынимается (или устанавливается) при помощи кран-балки или какого-нибудь другого приспособления.

Крышка вместительного бардачка имеет подстаканники

Есть в этом технологическом процессе один небольшой нюанс, касающийся передней поперечины рамы. Крепится она к раме болтами, поскольку снимается при монтаже-демонтаже мотора. Но во время буксировки автомобиля болтовое крепление играет отрицательную роль: поперечина подаётся вперёд в сторону буксирующего автомобиля. За счёт этого концы рамы прогибаются внутрь, изменяя на несколько миллиметров, а может быть, и десятые миллиметра, свою геометрию. По словам Вячеслава Кузьмина, конструкторы и испытатели работают над проблемой увеличения жесткости передней части рамы. В общем, инженерная мысль не стоит на месте и работает над усовершенствованием конструкции ГАЗ-3310 "Валдай".

Ещё один интересный вопрос возникает, на мой взгляд, в отношении "Валдая". В сегменте "Газелей" и "Соболей" конкурентов в нашей стране у нижегородцев нет – ОАО "ГАЗ" в этой категории автомобилей монополист. Что касается "Валдая", то его ниша довольно плотно насыщена зиловским "Бычком" и минским "Зубрёнком" (у обоих моторы ММЗ-245) и камазовским малотоннажником (кстати, с двигателем Cummins). Получается, что "Валдаю" необходимо будет завоёвывать себе "место под солнцем".

Рычаг привода стояночного пневмотормоза

В одном из рекламных буклетов о ГАЗ-3310 "Валдай" было написано: "Что требуется от грузовика? Большая производительность, надёжность, маневренность, удобство в эксплуатации, комфорт для водителя и пассажиров". Производительность – да, согласен. Комфорт для водителя и пассажиров – да, согласен. Маневренность – тоже согласен. Вот по надёжности и удобству в эксплуатации спорить ни с кем не буду. Просто потому, что не знаю. Для оценки этих параметров необходимо длительное время и гораздо больший пробег, нежели 4 327 км.

Так что "Валдаю" в добрый путь, и "ни пуха, ни пера".

Отдел испытаний благодарит дирекцию, УКЭР и пресс-службу ОАО "ГАЗ" за предоставление автомобилей для редакционных тестов.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен