Опубликовано: ГП 07-2006

Перспективный Mercedes-Benz Sprinter

В. Семёнов
После одиннадцати лет производства, в течение которых концерн DaimlerChrysler выпустил 1,3 млн. малотоннажных грузовиков Mercedes-Benz Sprinter и их пассажирских модификаций, в конце марта 2006 г. увидело свет новое поколение автомобилей с тем же названием. Стоимость проекта по организации производства нового семейства Mercedes-Benz Sprinter оценивается в 1,8 млрд. евро. Кратковременное знакомство с новинкой, насыщенной передовыми техническими решениями, позволяет сделать вывод: на рынке появился автомобиль полной массой до 3,5 т, достойный называться «малотоннажником XXI века».
Семейство Mercedes-Benz Sprinter
Семейство Mercedes-Benz Sprinter
Пассажирская версия Mercedes-Benz Sprinter
Пассажирская версия
Интерьер Mercedes-Benz Sprinter
Интерьер Mercedes-Benz Sprinter
Место водителя
Место водителя
Грузовая кабина Mercedes-Benz Sprinter
Грузовая кабина Mercedes-Benz Sprinter
Биксеноновые фары на малотоннажнике Mercedes-Benz Sprinter
Биксеноновые фары на малотоннажнике Mercedes-Benz Sprinter

Семейство автомобилей Mercedes-Benz Sprinter 2006 г. – это тысяча (!) различных моделей, отличающихся друг от друга величиной колесной базы, типом установленного на раму кузова, двигателя, агрегатов трансмиссии. Выбор разнообразных вариантов необходим, чтобы обеспечить лидерство в классе и охватить как можно более широкий круг потенциальных покупателей, каждый из которых нацелен на конкретное исполнение, оптимальное для выполнения транспортной функции.

Новый Mercedes-Benz Sprinter предлагают с четырьмя вариантами колесной базы (3250, 3665 и 4325 мм), четырьмя вариантами по длине (от 5243 до 7343 мм) для модификаций с металлическими кузовами типа фургон и с тремя вариантами крыши (стандартной, высокой и новой «сверхвысокой» с пластиковой верхней частью). Полезный объем кузовов типа фургон – от 7,0 до 17,0 м3. Семейство включает версии с полной массой от 3,0 до 5,0 т. Таким образом, по сравнению с прежней моделью Mercedes-Benz Sprinter диапазон модификаций с различной грузоподъемностью существенно расширен. Выдающимися являются не только общее количество исполнений, но и ряд параметров, характеризующих удобство пользования автомобилями. Например, при комплектации сдвижной дверью ширина бокового проема для по­грузки в фургон европоддона составляет 1300 мм, а внутренняя ширина грузового отсека Mercedes-Benz Sprinter между колесными нишами при установке новых одинарных шин на заднюю ось равна 1350 мм.

Чтобы оптимизировать затраты на создание малотоннажных автомобилей, концерн DaimlerChrysler сотрудничает с концерном Volkswagen. Проект «Новый Sprinter» является совместным с известным немецким производителем, и это позволило каждой компании на единой производственной базе выпускать унифицированные семейства машин Mercedes-Benz Sprinter и VW Crafter. Различаются они дизайном передней части кузова (до стоек ветрового окна), светотехникой, устанавливаемыми двигателями и отчасти коробками передач. Общий планируемый объем производства составляет 200 тыс. автомобилей обеих марок в год. Так как доля концерна Volkswagen в общих расходах (1,8 млрд. евро) равнялась 25%, то в год будет производиться 150 тыс. грузовичков Mercedes-Benz Sprinter и только 50 тыс. – VW Crafter. В Дюссельдорфе уже начался выпуск фургонов и автобусов, а в Людвигсфельде – бортовых грузовиков и шасси. Оба завода являются собственностью концерна DaimlerChrysler.

Дизайнеры Mercedes-Benz Sprinter поработали на славу

Перед дизайнерским коллективом, ответственным за внешний вид и интерьер кабин новых автомобилей, была поставлена непростая задача. Учитывая огромное количество модификаций нового малотоннажника Mercedes-Benz Sprinter, различающихся по длине, высоте и типам кузовов, необходимо было разработать единый дизайн семейства, не подверженный влиянию времени в течение долгих лет, сохранив гармонию и яркий стиль для каждого отдельно взятого варианта. Безусловно, должно было учитываться требование и к фамильной принадлежности знаменитой марки, при этом дизайнерам необходимо было предложить выразительный современный облик функциональных грузовых и пассажирских автомобилей Mercedes-Benz Sprinter, удачно вписывающийся в городской пейзаж и вызывающий у окружающих положительные эмоции.

В результате художественные решения, которые были найдены, позволили справиться с трудным заданием. Заметим, что новый Mercedes-Benz Sprinter с характерной решеткой радиатора, бесспорно, имеет нечто общее с моделью Vito, тоже относящейся к классу малотоннажных грузовых автомобилей. Очертания радиаторной решетки Mercedes-Benz Sprinter логично соответствуют рельефным контурам капота, а очертания объемных блоков фар и дополнительные повторители указателей поворота, встроенные в корпуса наружных зеркал заднего вида, указывают на принадлежность новых автомобилей к многочисленной семье моделей с трехлучевой звездой на эмблеме. Рельефный молдинг, поднимающийся и несколько расширяющийся к задней части кузова, придает внешности автомобиля стремительность и динамичность. Этот элемент дизайна роднит Mercedes-Benz Sprinter с Vito. В итоге у всех модификаций общее – единый силуэт, сбалансированные пропорции и узнаваемый фирменный стиль. Новый Mercedes-Benz Sprinter получился эмоциональным по внешности, и его облик полностью отвечает названию, ведь sprinter в переводе с английского – «бегун на короткие дистанции». Компьютерные расчеты и продувки в аэродинамической трубе позволили добиться великолепных аэродинамических качеств новых фургонов. Получить Cw=0,32 – большое достижение создателей автомобиля, которым они вправе гордиться.

Интерьер Mercedes-Benz Sprinter: эргономика на высшем уровне

Интерьер кабины новой модели впечатляет высоким качеством примененных материалов, которые нечасто встречаются в данном классе автомобилей. Поверхность обивки дверей и передней панели выполнена с тиснением «под кожу». Чтобы обеспечить более комфортабельную посадку и высадку (операции, часто повторяемые в течение рабочего дня на городском развозном автомобиле), высота дверного проема по сравнению с прежней моделью увеличена на 120 мм. Снижение риска повреждения двери и возможность дотянуться до дверной ручки – причины, почему угол открывания дверей был уменьшен с 73 до 64°. Диапазон продольной регулировки положения сиденья увеличили на 60 мм. Поскольку кабина новой модели Mercedes-Benz Sprinter стала выше, ее полезный объем значительно увеличился, и в ней стало просторнее. На центральной консоли располагаются три выдвижных вещевых ящика, держатель стакана и панель с выключателями. Перед глазами водителя Mercedes-Benz Sprinter – прекрасно читаемые шкалы спидометра и тахометра. Рулевое колесо с подушкой безопасности регулируется по высоте и наклону. По заказу возможна установка многофункционального рулевого колеса. При разработке интерьера Mercedes-Benz Sprinter большое внимание уделялось повышению шумоизоляции. С этой целью конструкторы применили не только дополнительные уплотнения дверей, но и разместили в передних и средних стойках специальные шумоглушители. Они изготовляются из полиуретановой пены и после установки на черном кузове при сушке в печи после катафорезного грунтования разбухают, увеличиваясь в объеме. Шумоглушители, играющие роль «акустического щита», эффективно снижают уровень шума. На моделях Mercedes-Benz Sprinter применена новая, более эффективная, бессквозняковая система отопления кабины, интенсивность обогрева в которой регулируется не подачей или перекрытием охлаждающей жидкости, а регулированием воздушных потоков.

Биксеноновые фары на малотоннажнике Mercedes-Benz Sprinter

Базовая комплектация уникальна для этого класса автомобилей. В нее входят электростеклоподъемники, центральный замок с дистанционным управлением, электронный ключ зажигания с электрической системой блокировки рулевого управления, автоматическая блокировка дверей, срабатывающая при превышении порога скорости 15 км/ч, система постепенного плавного отключения световых приборов с задержкой во времени, система контроля выхода из строя ламп накаливания и т.п.

Новый технически более высокий уровень светотехники и соответственно активной безопасности малотоннажных автомобилей обеспечивают предлагаемые в качестве дополнительного оборудования ксеноновые фары ближнего и дальнего света. При помощи стеклянной линзы свет ксеноновой газоразрядной лампы проецируется на дорогу очень четко и без ослепляющего эффекта. Переключение дальнего и ближнего света осуществляется поворотной шторкой с электромагнитным приводом. Благодаря прецизионному проекционному устройству ярко освещается широкая полоса дороги. Непривычно широкое пятно интенсивного дальнего света дает больше уверенности водителю на свободных участках дороги. В базовой комплектации Mercedes-Benz Sprinter биксеноновые фары дополняют автоматической системой регулировки угла наклона фар и омывателем.

Вместе с биксеноновыми фарами устанавливают систему включения освещения на повороте, преимущества которой становятся очевидными при движении по горным серпантинам, ночью на перекрестках и при перестраивании, когда недостаточно освещена внешняя сторона поворота. В таких ситуациях дополнительно к ближнему свету включается галогенная лампа накаливания для бокового освещения дороги. При движении по криволинейным участкам дополнительное освещение включается автоматически при работающем ближнем свете и определенных углах поворота передних колес на скорости до 70 км/ч. При движении со скоростью до 40 км/ч система включается при срабатывании светового сигнализатора. Для этого блок управления оценивает скорость движения автомобиля, угол поворота колес и момент включения указателей поворота. Включение и выключение фар выполняется не мгновенно, поэтому яркость света изменяется плавно.

Оптимальные двигатели для различных автомобилей

Широта модельного ряда и разнообразие функций, которые призваны выполнять новые Mercedes-Benz Sprinter, нашло отражение в гамме силовых агрегатов, каждый из которых разработан для применения на автомобиле определенного назначения. Двигатели с диапазоном мощности от 88 до 258 л.с. инженеры подразделяют на три группы. К первой относятся четырехцилиндровые дизели нового семейства OM 646 DE22 LA, предлагаемые с мощностью 88, 109, 129 и 150 л.с. Они идеально подходят для развозных фургонов и бортовых грузовиков с небольшой полной массой, перевозящих грузы по городу и пригородам, работая без прицепов.

Для модификаций Mercedes-Benz Sprinter, рассчитанных на постоянную эксплуатацию в составе автопоезда, а также работающих в качестве автомобилей курьерской службы и совершающих длительные пробеги большой протяженности лучше подойдет V-образный шестицилиндровый дизель OM 642 DE30 LA, развивающий мощность 184 л.с. и отличающийся при этом низким расходом топлива.

Наконец, на особо комфортабельные пассажирские версии семейства Mercedes-Benz Sprinter предусмотрена установка V-образного бензинового двигателя М272, дебют которого состоялся два года назад на скоростном легковом автомобиле Mercedes-Benz серии SLK. При рабочем объеме 3,5 л он развивает мощность 258 л.с. при 5000 мин-1, и этот силовой агрегат является уникальным для класса автомобилей, к которому относятся новые модели Mercedes-Benz Sprinter. Бензиновый и все дизельные моторы отвечают требованиям экологического стандарта Euro 4 и представляют собой современные технически совершенные конструкции, на особенностях которых стоит остановиться более подробно.

Двухступенчатый наддув: еще одна техническая «изюминка» Mercedes-Benz Sprinter

При разработке конструкции нового рядного четырехцилиндрового дизеля OM 646 DE22 LA с непосредственным впрыском, оснащенного системой питания с общей топливной магистралью (common rail), разработчики старались добиться не только высокой мощности, но и повышенных значений максимального крутящего момента на низких и средних оборотах. Результаты говорят сами за себя. Самый скромный по мощности 88-сильный вариант демонстрирует пик крутящего момента, достигающий 220 Н·м, а самый мощный 150-сильный дизель развивает 330 Н·м. Для того чтобы эти значения реализовывались в широком диапазоне оборотов, начиная с относительно низких, впервые на двигателях малотоннажных грузовиков была применена система двойного турбонаддува, т. е. система, включающая два расположенных последовательно турбонагнетателя.

Итогом является постоянный горизонтальный уровень расположения прямой, отражающий изменение величины крутящего момента в диапазоне оборотов от 1200 до 2400. На практике это обеспечило высокую эластичность работы дизеля, переключать передачи водителю при движении в городском потоке можно реже, а динамические качества, очень необходимые городскому малотоннажнику, существенно улучшились. Как же работает система двойного турбонаддува? В первую очередь отметим, что речь пойдет о двух турбокомпрессорах разной производительности, в которых регулирование давления наддуваемого воздуха осуществляется перепуском выхлопных газов. При низкой частоте вращения коленчатого вала работает только первый, меньший по производительности турбоагрегат. На высоких оборотах – только второй, больший по размеру и, значит, более производительный турбокомпрессор. За точным изменением давления воздуха на впуске следит перепускной клапан, автоматически снижающий его при необходимости. На режимах со средней частотой вращения коленвала двигателя турбокомпрессоры работают одновременно, причем больший осуществляет предварительное сжатие воздуха, а меньший – последующее, обеспечивающее требуемое давление наддува. Двухступенчатый наддув обеспечивает быстрый рост давления воздуха сразу же после запуска двигателя, что гарантирует достижение высоких значений крутящего момента. На дизелях мощностью 109 и 150 л.с. большой турбокомпрессор имеет устройство, изменяющее геометрические характеристики турбины.

Конструкция дизеля ОМ 646 во­брала в себя многие последние достижения в двигателестроении. Головка блока цилиндров у него выполнена из алюминиевого сплава, применены четырехклапанная (на цилиндр) система газораспределения. в головке блока расположена пара пустотелых распредвалов, приводимых двухрядной роликовой цепью, система двойного турбонаддува дополнена охладителем наддуваемого воздуха, система впрыска с общей топливной магистралью относится к III поколению этих систем. Она обеспечивает номинальное давление топлива в магистрали 1600 атмо­сфер, что вместе с пьезофорсунками и распылителем с семью коническими отверстиями гарантирует оптимальный процесс впрыска и снижает расход топлива. В течение такта сжатия впрыск происходит четыре раза, при этом интервалы между подачей в камеру сгорания предварительной и основной порциями топлива способствуют достижению плавности работы дизеля и уменьшению выделения в атмосферу вредных веществ.

Для тех, кому мощности не хватает

Шестицилиндровый V-образный 3-литровый 184-сильный дизель OM 642 DE30 LA является самым мощным среди устанавливаемых на малотоннажных грузовиках. Он отличается высокой тяговитостью на низких и средних оборотах. При максимуме крутящего момента в 400 Н·м, достигаемом на 1600...2500 мин-1, значения момента, превышающие 300 Н·м, реализуются в диапазоне оборотов от 1200 до 3900. Длинноходный дизель с размером цилиндров 83х92 мм прекрасно зарекомендовал себя на легковых автомобилях Mercedes-Benz. При массе всего 240 кг он имеет уравновешивающий вал в картере блока, четырехклапанное (на цилиндр) газораспределение, два верхних распредвала, турбонаддув с охладителем наддуваемого воздуха, пьезофорсунки системы непосредственного впрыска топлива с восемью коническими отверстиями.

Все варианты дизелей оснащены системой рециркуляции отработавших газов с устройством дросселирования воздуха и сажевым фильтром (DPF). Самоочистка фильтра осуществляется в ходе сжигания твердых частиц. Это достигается либо автоматически, при повышении температуры выхлопных газов, либо после впрыска дополнительной порции топлива в систему впрыска. Перед сажевым фильтром устанавливают окислительный катализатор, а за ним – основной глушитель.

Бензиновый двигатель М272 с V-образным расположением шести цилиндров с рабочим объемом 3,5 л также отличают высокие выходные параметры: максимальная мощность – 258 л.с., а максимальный крутящий момент – 340 Н·м при 3750...5750 мин-1. Среди конструктивных особенностей отметим наличие уравновешивающего вала, двухмассового гасителя крутильных колебаний, механизмов плавного изменения фаз газораспределения впускных и выпускных клапанов, двухступенчатого впускного тракта переменной длины, специальных заслонок-завихрителей во впускном тракте для создания ярко выраженного турбулентного потока воздуха с возможностью перекрытия одного из двух каналов, снабжающих воздухом каждый цилиндр.

Трансмиссия и ходовая часть: и здесь техника на высоте

Вместе с дизельными двигателями всех типов завод комплектует автомобили Mercedes-Benz Sprinter в базовом исполнении 6-ступенчатыми КП. С бензиновым мотором устанавливают 5-ступенчатую гидромеханическую трансмиссию, которая для дизельных модификаций входит в число опций. Легкость переключения передач в механических коробках Mercedes-Benz Sprinter обеспечивается применением новых синхронизаторов с несколькими синхронизирующими кольцами. Задняя передача также синхронизирована.

Водитель Mercedes-Benz Sprinter переключает передачи с помощью короткого рычага («джойстика»), размещенного на передней панели. Переход на тросовый привод в механизме переключения облегчил компоновочные работы, позволив разместить рычаг в наиболее удобном для водителя месте и устранил вибрации, передающиеся на рычаг.

Впервые в качестве упругого элемента передней независимой подвески автомобилей применена поперечная рессора из стеклопластика. Ее преимуществами являются меньшая масса, более благоприятная характеристика жесткости и высокая долговечность без потери свойств. В качестве упругих элементов заднего ведущего моста установлены новые металлические параболические рессоры. Для автомобилей полной массой 4,6 т впервые для моделей в сегменте малотоннажников применены одинарные сверхширокие шины, позволившие увеличить расстояние между кожухами колес внутри кузова типа фургон. Модели с полной массой 5,0 т оснащают сдвоенными шинами на задней оси. Увеличенные по размеру 16-дюймовые колеса позволили разместить в них тормозные диски большего диаметра.

Система динамической стабилизации нового поколения

Mercedes-Benz Sprinter стал первым малотоннажным автомобилем, на борту которого наряду с многочисленными системами безопасности с начала производства в 1995 г. в базовой комплектации устанавливалась антиблокировочная система (ABS). В 2003 г. Mercedes-Benz Sprinter стал первым малотоннажным автомобилем полной массой до 3,5 т, который стали оснащать электронной системой стабилизации движения (ESP), причем и в базовой комплектации. На всех модификациях нового Sprinter применяется усовершенствованная и еще более эффективная система стабилизации ADAPTIVE ESP последнего поколения.

Функциональные возможности системы ADAPTIVE ESP расширяет дополнительный датчик продольного ускорения. В систему интегрированы антиблокировочная система (ABS), антипробуксовочная система (ASR), система электронного распределения тормозных сил между мостами (EBV), система экстренного торможения (BAS), а также противоскатная система AAS (облегчающая трогание на подъеме), которая в качестве дополнительного оборудования устанавливается на автомобили с механическими коробками передач.

Интегрированные в новую систему датчики определяют массу автомобиля и текущие координаты центра тяжести, учитывая ускорение, скорость автомобиля, положение педали подачи топлива, давление в гидроконтуре системы торможения и т. д. Благодаря этому ADAPTIVE ESP точнее реагирует на критические ситуации при движении, например, на предельно высокую скорость прохождения поворота. Кроме этого система точнее регулирует процесс торможения, а также процесс трогания с места на дорожном покрытии с различными параметрами сцепления шин для левого и правого борта.

При приближении значений поперечных ускорений к критическому порогу система предотвращает их рост снижением величины крутящего момента двигателя или повышением давления гидравлической жидкости в приводе тормозного механизма соответствующего колеса. При этом система активизируется в опасных ситуациях, например при выезде на большой скорости с автомагистрали. При маневрировании автомобиля на высокой скорости, например, при разъезде с внезапно возникающим препятствием, поперечная устойчивость также повышается коррекцией работы двигателя и тормозной системы.

На автомобилях Mercedes-Benz Sprinter по заказу устанавливается противоскатная система, облегчающая трогание с места на крутом подъеме. После того, как тормозная педаль отпущена, давление в тормозной системе не снижается еще примерно две секунды, что позволяет водителю спокойно перенести ногу на педаль подачи топлива, не опасаясь скатывания автомобиля. Новинкой является то, что противоскатная система активизируется, начиная только с 4%-ного подъема, и не включается при трогании с места под уклон. Противоскатная система не только повышает безопасность движения, но и, облегчая трогание с места в гору, снижает износ ведомого диска сцепления.

Дебют нового семейства Mercedes-Benz Sprinter в России намечен на осень 2006 года. Ввиду того что в нашей стране освоен выпуск микроавтобусов для маршрутных такси на базе моделей Mercedes-Benz Sprinter, общий объем поставок фургонов нового поколения должен значительно превысить объем экспорта автомобилей предыдущих серий.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен