Опубликовано: ГП 07-2005

Tourismo как образец экономии

А. Трохачёв, фото автора

Минувшей осенью на европейских трассах появился серебристый Mercedes-Benz Tourismo с надписью «Edition 10000». В чем плюсы эксклюзивного «туриста», автор статьи попытался разобраться за рулем новинки во время тест-драйва по дорогам Германии.

Удивительно, собираемый в Турции Tourismo – самый продаваемый автобус Mercedes-Benz в Европе. За 10 лет подразделение Mercedes-Benz Omnibusse на заводе в Хосдере под Стамбулом выпустило 10 тыс. таких пассажирских машин. Желая отметить важный успех, компания разработала и осенью прошлого года запустила в производство лимитированную серию Edition 10000.

Как и обычный Tourismo RHD, юбилейный туристический лайнер создан дочерней структурой DaimlerChrysler компанией Mercedes-Benz Turk A.S. Главное достоинство этого продукта – хорошее соотношение цены и качества при оптимальной функциональности. Отличить эксклюзивный Tourismo от серийного несложно. Представитель Edition 10000 окрашен в тоник-серебро, имитирующий покрытый лаком полированный алюминий. Передняя бленда также выполнена под «крылатый металл», подчеркивая тем самым элегантность и легкость конструкции (автобус на 500 кг легче серийного аналога). Автобус сохранил несущий стальной кузов, сваренный в единое целое с верхним каркасом и рамой шасси. Достигнута высокая прочность конструкции, соответствующая строгим допускам норм на опрокидывание ECE R66.

Водителю обеспечены комфортные условия работы

Необычность Edition 10000 угадывается и в интерьере. Удобные кресла с регулировкой со стороны прохода комфортабельнее. Каждое сиденье с изменяемым наклоном спинки оборудовано ремнями безопасности, снабжено подножками и откидными столиками. Над креслами расположен современный сервисный блок со светильниками для чтения, соплами вентиляции, кнопкой вызова стюардессы и выключателем громкоговорителя. Не обижен и водитель. В его распоряжении дисплей навигационной системы и DVD-проигрыватель, радует глаз панель приборов с декоративной вставкой «под дерево». Установленная в середине салона видеокамера позволяет сидящему за рулем, не сходя с места, контролировать второй вход. Кроме того, в передней панели предусмотрен дополнительный холодильник для бутербродов и напитков. Изменений немало.

Еще больше перемен скрыто от глаз. В 2005 году Tourismo получил более совершенное рулевое управление ZF 8098, известное по престижному туристическому лайнеру Travego. Кондиционер работает тише и производительнее. Полностью изменен привод компрессора кондиционера. Увеличились багажные полки в задней части салона в результате перемещения испарителя кондиционера на другое место. К радости водителей обновлена и трансмиссия. Теперь в ней используется механическая 6-ступенчатая коробка передач Mercedes-Benz GO 190 с интегрированным ретардером Voith Retarder R115.

Приборная доска получила вставку «под дерево»

С 2005 года все кузова Tourismo проходят на заводе антикоррозийную обработку методом электрофореза, с полным погружением в специальную ванну. Применение гальванического лакирования (KTL) сделало автобус надежно и надолго защищенным от «рыжей чумы», повысив тем самым его стоимость на вторичном рынке.

Главные козыри юбилейной модели кроются в уменьшении массы. За счет чего конструкторы заставили автобус «похудеть»? Установили 400-литровый топливный бак из алюминия вместо 540-литрового стального, в настиле пола багажного отделения использованы алюминиевые пластины, уложенные по принципу сэндвича. Ведущая ось НО6 с передаточным числом 3.077 изготовлена методом формовки вместо прежнего литья. Диски колес стали алюминиевыми. Даже ресивер сжатого воздуха сделан с применением «крылатого металла». В салоне удалены подлокотники сидений со стороны стеклопакетов – их роль выполняет обрамление окон. Исчезли и небольшие емкости для мусора на каждом кресле. Вместо этого к контейнеру в середине салона добавлен контейнер около туалетной кабины. Суммарные меры дали оптимизацию веса на 500 кг. Кому этого покажется мало, может уменьшить число сидений, отказаться от отделки спального места водителя и подножек к пассажирским креслам. Только стоит ли так усердствовать? Кстати, и обычный Tourismo RHD массой 13 750 кг считался среди двухосных «туристов» одним из лучших. Неспроста облегченный представитель Edition 10000 получил негласное название Tourismo Light.

Эмблема лимитированной серии нанесена только на 70 автобусов

Теперь мы знаем о новом продукте практически все, самое время оценить его достоинства в деле. Перед нами автобус, заполненный балластом для имитации полной загрузки, и точная измерительная аппаратура, показывающая среднюю скорость и расход топлива до тысячных долей. Маршрут протяженностью более 100 км. Менее половины его проходит по автобану, а остальная часть – по сельским дорогам с крутыми подъемами и спусками. Маршрут закольцован, так что можно сравнить результаты разных водителей в равных условиях. По ходу дела узнаем, что до русских журналистов ходовые испытания тестового лайнера проводили наши коллеги в Испании. У них 2/3 пути пришлось на скоростную трассу и треть – на второстепенные шоссе. При этом средний расход топлива при движении по Мадриду и за городом составил 29,087 л/100 км. Немецкие инструкторы говорят, что для водителей, не имеющих постоянной практики управления автобусом и тем более не прошедших курсов обучения экономичному вождению, это очень неплохой результат. Профессионал в тех же условиях показывает расход 26...27 л/100 км.

Но вернемся к нашему тест-драйву. Первый тест-пилот садится за руль прямо в аэропорту и, освоившись с органами управления и настройками кресла, отправляется в путь. При разгоне на подъеме электронное табло бортового компьютера показывает мгновенный расход топлива 99,9 л/100 км.

Салон класса «4 звезды» рассчитан на 44 пассажира

Неужели и я так поеду? Но едва машина выбирается на равнину, как «аппетит» немецкого мотора резко снижается. Пока движемся по автобану, расход дизельного топлива находится в разумных пределах, не рекордно низкий, конечно, но приемлемый. Но при съезде с «большака» на второстепенную дорогу потребление топлива начинает расти. Не успеешь разогнаться, как прямая лента дороги переходит в змейку из нескольких поворотов, перед которыми приходится задействовать ретардер. Разгон на подъеме – снова замедление, поскольку за гребнем – крутой спуск. Инструктор не навязывает своих правил вождения, и водитель сам определяет, как лучше адаптироваться к конкретным условиям движения. Возвращаемся на автобан, но улучшить свои показатели сидящему за рулем уже не удается – попадаем в трафик. Это не безнадежная московская пробка, но средняя скорость падает, а средний расход топлива и время прохождения дистанции растут.

Смена водителя – и всё сначала. По ходу выясняется, что вместо 6-й прямой передачи с передаточным числом 1.0 при покупке автобуса можно заказать повышающую с передаточным отношением 0.8...0.9. Что это даст? Увеличение скорости при меньших оборотах двигателя, т.е. при меньшем расходе топлива. В одном из «карманов» на трассе практикую движение задним ходом в гору. Идеальное выполнение упражнения дается не сразу – только с третьей попытки, поскольку при первых двух задняя передача плохо включалась.

Здесь, как правило, хранится запасное колесо

Выяснилось, что и «газовать» не надо – достаточно лишь плавно отпустить педаль сцепления при одновременном снятии ноги с педали тормоза. Через пару минут навык отработан до автоматизма, но показатели расхода топлива и времени прохождения дистанции явно лучше не будут. Драгоценное время и топливо «съедает» и маневрирование в узких коридорах между припаркованными машинами. Явно волнуясь, немецкий водитель предлагает сесть за руль, но как же практика?! Вежливо отказываюсь и на черепашьей скорости протискиваюсь на свободное пространство. «Миллиметраж» благополучно завершен, и все облегченно вздыхают. Юбиляр доказал свою отличную маневренность.

Третий водитель управляет Tourismo в дождь, и мы понимаем, что одинаковых результатов точно не будет. Лучший из тройки участников тест-драйва показывает результат, близкий к 32 л/100 км. Это вовсе не значит, что лучшего нельзя было достичь, у представителей компании на том же маршруте с первого раза зафиксировано значение 27,9 л/100 км, в плане экономичной эксплуатации многое по-прежнему зависит от водителя.

Мотор, как и положено, находится в заднем свесе кузова

Мы покидали Германию с четким осознанием того, чем именно привлекателен Mercedes-Benz Tourismo «Edition 10000» для отечественных перевозчиков. Конечно же, совокупностью потребительских качеств, среди которых умеренные эксплуатационные расходы – далеко не единственный аргумент.

Да и цена у него доступная в специальной серии для России. Не будем сбрасывать со счетов предложение концерна DaimlerChrysler взять на себя полную оплату ввозной таможенной пошлины. Это означает, что при покупке этих автобусов заказчик реально экономит десятки тысяч евро с каждой единицы техники. Вкупе с заманчивыми предложениями по лизингу эксклюзивный Tourismo «Edition 10000» – не просто объект вожделения, но и обладания.


Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию