Опубликовано: ГП 09-2006

Scania 2010

А. Привалов

В 1990-е годы практически все производители грузовых автомобилей как в Европе, так и за океаном начали разработки грузовиков с улучшенной аэродинамикой для радикального снижения расхода топлива. Конечно, до радикализма Луиджи Колани, посвятившего этой теме более двадцати лет, никто из крупных производителей не дошел, но ряд интересных моделей с различной степенью проработки (скетчи, макеты различного масштаба и ходовые прототипы) на крупнейших выставках коммерческого транспорта был представлен.

Передняя часть выполнена в фирменном ключе – сохранены даже горизонтальные полосы на решетке

Не остался в стороне и один из европейских лидеров рынка – шведский концерн Scania, создавший отдельную рабочую группу конструкторов и дизайнеров под руководством Кая Хомелиуса для разработки проекта 2010. Работа началась в 1996 году, а первые масштабные макеты (1:5) были разработаны к 1997 году.

Главной целью дизайнеров стало максимальное снижение аэродинамического сопротивления в рамках классической компоновки кабины, для чего ее нижняя передняя часть была выдвинута вперед, образовывая своеобразный округлый полукапот, а все колеса стали закрываться аэродинамическими щитками, поворачивающимися вместе с передними колесами. Для уменьшения радиуса поворота задняя часть платформы грузовика тоже выполнена поворотной, закрытой щитками-обтекателями. Кроме того, был спроектирован оригинальный механизм сопряжения грузовика и прицепа – смонтированы спойлеры, выдвигаемые на скорости свыше 40 км/ч. Правда, дальше макета в масштабе 1:5, показанного в Брюсселе в конце 1997 года, дело не пошло – для реализации подобной схемы пришлось бы создавать оригинальную трансмиссию с двухзвенным карданным валом, что было признано экономически нецелесообразным.

Продувки в аэродинамической трубе позволили снизить Cx на 35% по сравнению с серийной моделью

За основу проекта полноразмерного ходового прототипа был взят оригинальный сверхдлинный 28-метровый автопоезд, дебютировавший на выставке в Ганновере осенью 1998 года, разработка которого велась при участии германского производителя спецтехники Krone (создателя оригинального пятиосного прицепа длиной 16,5 м). Ходовой прототип концепт-кара под названием Scania 2010 на шасси серийного трехосного грузовика 4-й серии, дебютировавший на конференции по дорожной безопасности в Брюсселе, получил задний мост с поворотными колесами и практически базовую тентованную заднюю часть. Среди особенностей Scania 2010 – огромные двери, полностью закрывающие ступеньки для входа в кабину, односкатные грузовые шины Michelin со сниженным сопротивлением качению и уменьшенным весом, закрытые поворотными щитками, и сниженный на 35% по сравнению с базовой 4-й серией коэффициент аэродинамического сопротивления. Передняя ось прицепа также выполнена поворотной, так что общее число поворотных осей автопоезда – четыре. Полный вес автопоезда достигает 64 т, причем нагрузка на каждую из восьми осей не превышает допустимых 8 т. При внедрении подобной схемы достигается 50%-ное увеличение грузоподъемности, а число грузовиков уменьшается на треть.

Под капотом Scania 2010 – экспериментальный для 1999 года турбокомпаундный 12-литровый двигатель V8, агрегатированный с полуавтоматической 14-ступенчатой коробкой передач (сейчас это серийное оборудование грузовиков R-серии). Общие затраты на проект Scania 2010 составили внушительные 40 млн. шведских крон (около $4,35 млн.). А полукапотная схема, впервые примененная конструкторами Scania в модели 2010, получила дальнейшее развитие в следующих концептах шведского концерна, но об этом – в другой раз.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен