«Французский батон» по-английски
Всем известна любовь англичан к двухэтажным автобусам и неприятие в потоке транспорта сочлененных автобусов. Такое положение дел сохраняется еще со времен паровых дилижансов. Времена меняются, а «даблдеккеры» остаются, как бы их ни хотели убрать с улиц английских городов. А вот что касается сочлененных автобусов, здесь история непростая. В старые города с их узкими и извилистыми улочками им путь заказан. С другой стороны, пассажиропоток растет, и приходится выискивать маршруты, по которым такие «составы» могли бы пройти.
![]() |
И работают на них универсальные транспортные средства нового поколения. Они используются как сочлененные автобусы с гибридным приводом, как трамваи – если на улице имеется рельсовая колея или одна средняя рельса, как троллейбусы – если проложены высоковольтные провода. На Британских островах этой темой серьезно начали заниматься относительно недавно, и в частности ирландская фирма Wright, член международного консорциума First Group со штаб-квартирой в Англии.
Фирма Wright состоит из нескольких научно-исследовательских центров и заводов по производству пассажирских автобусов различного класса (в том числе и двухэтажных, как же без этого!) и института по исследованию транспортных проблем. Так вот в 2004 году эта группа фирм разработала и показала широкой общественности макет автобуса-трамвая-троллейбуса под названием «f-t-r» (вольное сокращение от слова future – «будущее»). От англичан такого никто не ожидал, и новинка была принята без особых «восклицательных знаков», но, несомненно, замечена. Особенно интересный у нее дизайн.
Второе свое название – Streetcar – автобус получил чуть позже. Дело в том, что «стрит-карами» англичане называют трамваи, а в «f-t-r» заложены возможности малотоксичного дизельного автобуса с гибридным приводом, троллейбуса и трамвая на резиновых шинах.
![]() |
В конце 2005 года на улицах Глазго появился реальный экипаж, внешне до мелочей повторяющий показанный ранее макет. Этот сочлененный автобус длиной 18 750 мм базируется на модифицированном шасси Volvo B7L. Изменения в шасси: укорочен передний свес, а передняя ось сдвинута вперед почти на 300 мм. Кроме того, радиатор, располагавшийся рядом с двигателем, «перекочевал» на крышу (причина этого пока непонятна).
Рядный 6-цилиндровый 7-литровый двигатель D7C275 развивает мощность 275 л.с., его выхлоп соответствует нормам Euro 3. Его агрегатируют с 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. Подвеска осей шасси пневматическая. Такова сегодняшняя механическая начинка Streetcar.
По словам разработчиков, автобус следует обкатать и выявить слабые места, а тем временем группа инженеров доведет уже готовый гибридный привод с небольшим дизелем и мощной электрогенераторной установкой. Так что на фото только окончательный внешний вид, а механика «авто-трамвая-троллейбуса» в скором времени кардинально поменяется. Именно в связи с этим и были привнесены изменения в «вольвовское» шасси. По всей видимости, размеры доделываемой ныне ходовой части не вписывались в стандартные габариты шведской конструкции.
![]() |
Несколько слов о дизайне нового транспортного средства. Дизайнеры постарались сделать все, чтобы новый Wright был максимально похож на скоростной рельсовый транспорт, а не на автобус. Они даже прикрыли передние колеса кожухами, чтобы кузов смотрелся как единое целое, такими же щитками закрыты колеса средней и задней осей. Сильно наклоненное ветровое стекло лишь подчеркивает скоростные требования разработчиков к своему творению, хотя понятно, что даже на загородных шоссе в Англии особенно не разгонишься, тем более на общественном транспорте. Одним словом, в дизайн кузова Streetcar умышленно заложено некое противоречие между желаемым и действительным. Правда, возможен еще один вариант – разработчики не открыли перед общественностью все козыри... Но время расставит все на свои места...
Передняя часть Streetcar выполнена в стиле автобусов Wright (на фото современный двухэтажный автобус этой фирмы, поставляемый в Гонконг). Декоративная фальшрешетка радиатора и форма ветрового стекла очень близки по стилю. Бамперная часть передка имеет дополнительные заборники воздуха для охлаждения тормозов – опять намек на высокие скорости? Расположенные там же дефлекторы работают только на высоких скоростях. На это же намекают вклеенные в поверхность кузова боковые стекла, не выступающие двери. Никаких выпуклых элементов, даже зеркала заднего вида прижаты к кузову как можно ближе.
![]() |
Единственным «антискоростным» элементом является резко обрывающаяся задняя часть кузова. Здесь просто неизбежен срыв воздушного потока, турбулентные завихрения, и, как следствие, появляются силы торможения, сводящие на нет все ухищрения дизайнеров. В общем, дизайн кузова Streetcar – это клубок противоречий, который, возможно, будет распутан в ближайшее время.
Пассажирский салон и рабочее место водителя выполнены в футуристическом стиле. Пассажирские сиденья в головном вагоне имеют непривычную форму – эдакие полудиваны. Остальные напоминают привычные для нас автобусные. Не совсем обычна верхняя часть салона. Она имеет фальшпотолок, под которым спрятаны светильники, поэтому свет у пассажиров неяркий, рассеянный, что должно способствовать созданию уютной атмосферы.
Панель приборов водителя построена по необычной схеме. Все приборы (даже основные) вынесены в левую часть и закреплены на консольно подвешенной детали, а перед водителем находится большой дисплей непонятного пока назначения. В общем, все необычно, но эффектно...
Вероятнее всего, в 2006 году Wright Group представит нам окончательный вариант своего мегаавтобуса, тогда-то мы и получим ответы на многочисленные вопросы, возникшие при знакомстве с этой удивительной машиной.