MILEX-2007
В Минске с 22 по 25 мая прошла IV Международная выставка вооружения и военной техники MILEX-2007. В ней участвовало более 130 предприятий, конструкторских бюро и исследовательских центров из Белоруссии, России и Украины. Стенды и площадки вызвали неподдельный интерес у официальных делегаций из 43 стран мира (в том числе Армении, Казахстана, Венесуэлы, Вьетнама, Китая, ОАЭ, Омана, Сирии), специалистов и посетителей.
![]() |
Единую экспозицию Российской Федерации на выставке представляло федеральное государственное предприятие «Рособоронэкспорт», свои изделия и технологии демонстрировали российские предприятия: ФГУП «Пензенское ПО «Электроприбор», ФГУП «Нижегородский НИИ радиотехники», ОАО «Казанский вертолетный завод», ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» и МФПГ «Оборонительные системы».
Назвать MILEX крупной выставкой вооружений было бы неправильно, так как площади небольшие и нет полигона для демонстрации техники. И все же по составу участников и количеству экспонируемых новинок этот показ в очередной раз подтвердил статус серьезного мероприятия.
Агат
ГНПО «Агат» (г. Минск) на выставке представляло комплекс средств автоматизации для управления пунктами радиотехнических подразделений с целью автоматического съема, обработки и отображения радиолокационной информации. Мобильный комплекс был смонтирован на шасси МЗКТ-65273 с колесной формулой 6х6. Снаряженная масса автомобиля – 15 т, а полная – 24.
Грузовик оснащен 400-сильным дизелем ЯМЗ-7511, 9-ступенчатой механической КП МЗКТ-65151. Автомобиль обут в шины 390/95 R20 (Кама-Урал).
![]() |
Аэротехника
Украину на MILEX-2007 представляла корпорация «Аэротехника» (НВО «Аеротехника»), которая показала две твердотельные РЛС П-180У и П-190У (для обнаружения маловысотных целей).
Поскольку выставка проходила в Минске, это определило активное участие белорусских предприятий с демонстрацией военных машин и техники двойного назначения.
Амкодор
Известный белорусский изготовитель строительных, коммунальных и лесных машин ОАО «Амкодор» показал на выставке ряд интересных новинок.
У известной уже аэродромно-уборочной машины «Амкодор-9463» изменена система воздуходува, благодаря чему стала возможна пылесосная приставка, которая уже успешно прошла программу испытаний в аэропорту Минск-2. Кроме дополнительного оборудования был изготовлен распределитель и накопительный бак вместимостью 7000 л для жидких химреагентов, используемых для очистки ВПП, РД, РП и перрона аэропорта от снега и льда. Эта новая установка смонтирована на прицепе и при работе прикрепляется к основному тягачу вместо щетки.
Волат/МЗКТ
![]() |
Кроме новых шасси марки «Волат», применяемых другими предприятиями для монтажа военного и специального оборудования, Минский завод колесных тягачей демонстрировал на выставке свою большую экспозицию из десяти тяжеловозов, включая три новинки.
Первая – модернизированный седельный тягач МЗКТ-7401 (8х8). Автомобиль 2007 года идентичен прошлым моделям, но в отличие от предшественника оснащен двухбарабанной лебедкой с гидроприводом и планетарным редуктором, расположенной за кабиной. Максимальное тяговое усилие на каждом барабане составляет 250 кН. С появлением дополнительного оборудования модернизированный тяжеловоз МЗКТ-7401 теперь может не только буксировать полуприцепы в составе автопоезда полной массой 70 т, но и самостоятельно проводить загрузку или эвакуацию техники.
Тягач оснащен двигателем ЯМЗ-7511.10 (максимальная мощность 400 л.с.) и коробкой передач МЗКТ-65151 (9 передач вперед и 1 назад). Технические особенности тяжеловоза: снаряженная масса – 16,6 т, минимальный радиус поворота – 12 м, максимальная скорость – 75 км/ч, максимально допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство – 27 т.
![]() |
МЗКТ-7401 стал логическим продолжением семейства полноприводных «Волатов», вписывающихся в дорожные габариты и имеющих односкатные вездеходные шины. Сегодня у этого седельного тягача конкурентов среди отечественных тяжеловозов просто нет, и потребителю достаточно приобрести один такой автомобиль, чтобы перевозить тяжелые грузы по всем видам дорог и бездорожью.
Следующая новинка – бортовой автомобиль МЗКТ-7301. Этот грузовик аналогичен предыдущей модели 7401, только оснащен платформой размером 6140х2420 мм и подъемником КМУ-90. Снаряженная масса тяжеловоза – 17,7 т, а грузоподъемность – 24 т.
Третья новая машина, показанная минским заводом, – МЗКТ-73011, оборудованный системой мультилифт МПР-2, предназначенный для перевозки и ускоренной погрузки/ разгрузки сменных кузовов или техники.
Грузовик оснащен двигателем ЯМЗ-7511.10 мощностью 400 л.с. и коробкой передач МЗКТ-65151. Снаряженная масса машины – 17,7 т, грузоподъемность – 20 т. Радиус поворота – 14 м. Автомобиль оборудован шинами небольшого диаметра – 445/65 R22.5.
МАЗ
![]() |
Департамент транспортного обеспечения МО РБ продемонстрировал модернизированное автомобильное шасси МАЗ-6303 на комбинированном ходу, т. е. этот универсал может двигаться по автомобильным и железным дорогам с рельсовой колеей от 1435 до 1520 мм.
Благодаря широкому диапазону применяемого навесного оборудования эта комбинированная машина может выполнять несколько видов работ. Во-первых, перевозить грузы и личный состав по автомобильным и железным дорогам. То есть грузовой автомобиль может заехать на железнодорожные пути и в течение 10 минут с помощью установленного гидропривода установить свои железные колеса на колею и продолжить движение как локомотив.
Во-вторых, машина может быть использована для уборки снега с наземных транспортных коммуникаций и прилегающих к ним территорий при установке плунжерного снегоочистителя на шасси.
В-третьих, если на шасси разместить аварийно-спасательное оборудование и малый механизированный инструмент (гидроманипулятор грузоподъемностью 1,5 т), то такой универсал можно задействовать в работах по содержанию, текущему ремонту ж/д путей и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
![]() |
И последнее. Грузовик превратится в дрезину – для маневровой и поездной работы на железнодорожных подъездных путях, а при оборудовании системами безопасности – на станционных и магистральных.
Грузоподъемность автомобиля при движении по дорогам с твердым покрытием – 10,5 т, а при движении по железнодорожной колее – 8,5 т в платформе.
Любава/Мидивисана
Белорусское предприятие ООО «Мидивисана» более пяти лет проектирует и производит автомобили-фургоны (изотермы, торговые палатки, вахтовки, мастерские и медицинского назначения) под торговой маркой «Любава».
Собственная конструкторская служба и производственная база позволяет разрабатывать и изготовлять автомобили для нужд Министерства обороны, МВД и МЧС. На открытой площадке-выставке была представлена последняя новинка – МШ-6317-ПО-КШ «Бабочка», командно-штабная машина с кузовом-контейнером переменного объема, установленным на шасси полноприводного автомобиля МАЗ-631705.
Грузовик укомплектован механизмом подъема и опускания кузова-контейнера типа мультилифт, оборудованием для средств связи и системой жизнеобеспечения, куда входят ФВУ для защиты помещения от химических средств поражения, климат-контроль и дополнительный отопитель. Машина, рассчитанная на работу 9–12 человек, разворачивается из транспортного положения за 10–30 минут в зависимости от уровня оснащения.
![]() |
«Бабочку» можно использовать для размещения штаба военного соединения, спасательной группы МЧС, в качестве передвижного госпиталя, помещения для отдыха военнослужащих, она может быть полезной геодезистам, строителям и нефтяникам.
Радар
Белорусское конструкторское бюро (КБ) «Радар» представляло на выставке вооружений и военной техники новую радиолокационную станцию «Восток». Как отметили представители предприятия, данная разработка может существенно увеличить боевые возможности ВВС и войск ПВО.
«Восток» – мобильная цифровая радиолокационная станция (РЛС) метрового диапазона, предназначенная для обнаружения воздушных целей, определения их дальности, передачи радиолокационной информации в информационную сеть системы ПВО и др. Если старая РЛС П-18 советского производства имела лишь четыре несущих частоты, то у «Востока» их 50. Если П-18 была способна обнаружить стратегические бомбардировщики Б-52 лишь на расстоянии 43 км, то «Восток» сделает это на расстоянии 255 км. Кроме этого снизилась вероятность обнаружения радиолокационной станции средствами радиотехнической разведки противника.
![]() |
РЛС «Восток» размещена на автомобильном шасси высокой проходимости – МЗКТ-65273-020 (6х6) с мотором ЯМЗ-7511, агрегатированным с КП МЗКТ-65151. В комплект новой станции входит дистанционное автоматизированное управление всем радаром и блок автономного электроснабжения комплекса (дизель-электростанция).
Оборонительные системы
Вниманию специалистов были предложены экспортные образцы российской продукции военного назначения, в том числе созданные с применением комплектующих изделий белорусского производства. Сюда можно отнести модернизированный зенитно-ракетный комплекс ЗРК-125-2ТМ «Печора-2ТМ», разработанный ОАО «Оборонительные системы» с участием белорусских предприятий на базе С-125 («Печора»).