Опубликовано: ГП 01-2007

Ярмарка автобусов в Ганновере

В. Семёнов, А. Климнов, фото Р. Яблонского (Robert Jablonsky)

Традиционно Международная выставка коммерческих автомобилей IAA'2006 в Ганновере включала обширную экспозицию производителей автобусов со всего мира. Кроме известных автозаводов свои новинки показали менее известные и совсем неизвестные европейцам автобусные фирмы из Китая, Турции, Польши. Отрадно, что впервые среди экспонатов находился российский автобус «Волжанин», представленный молодым предприятием из г. Волжского, поразивший специалистов оригинальным подходом к конструированию и изготовлению алюминиевого кузова.

На выставке международное журналистское жюри из представителей 15 стран Европы в торжественной обстановке огласило результаты конкурса на получение престижного титула «Автобус 2007 года». Победителем стал пригородный низкопольный автобус Mercedes-Benz Citaro LE У, дебют которого на рынке состоялся в начале 2006 года. После изучения результатов испытаний моделей разных производителей, проведенных на городских и пригородных маршрутов Вены, члены жюри определили победителя. Citaro LE У отличает оригинальный дизайн кузова, независимая передняя подвеска, автоматическая коробка передач ZF и гипоидный задний мост. Высота пола автобуса 320 мм, для въезда в салон инвалидов на колясках предусмотрена специальная откидная рампа-трап. Второе и третье места в конкурсе завоевали автобусы VDL Ambassador 200 и MAN Lion'Regio.

А теперь познакомимся с экспонатами выставки.

Anadol Isuzu

Anadol Isuzu Automotive Industry@Trading Co. является одним из крупнейших производителей грузовиков и автобусов в Турции. Кроме местных физических лиц и организаций весомые пакеты акций этой фирмы есть у японских компаний Isuzu Motors и Itochu Corporation. Производство легких грузовиков и средних по вместимости автобусов на их агрегатах осуществляется на двух современных автозаводах, открытых в 1999 г. Ежегодно автобусный завод может выпускать до 4 тыс. автобусов, однако в 2005 г. он собрал только 2265 машин, поэтому выход на рынки Европы и Азии остается одной из главных задач развития производства.

Anadol Isuzu Torquoise 175

В 2006 г. семейство автобусов Torquoise («Турок») было обновлено. Кроме нового интерьера и элементов внешнего оформления автобусы получили новые, удовлетворяющие требованиям Euro 3 и Euro 4 двигатели, а также современные электронные системы, обеспечивающие активную безопасность движения (ABS, ASR). На автосалоне в Ганновере компания знакомила посетителей стенда с моделями семейства Turquoise 175, снабженными 190-сильным двигателем Isuzu и 6-ступенчатыми механическими коробками передач. Вместимость автобуса – 26 чел. Назначение – перевозка туристов на небольшие расстояния, служба в качестве маршрутного такси, обслуживание аэропортов и отелей. По желанию клиентов конструкция и расположение кресел могут варьироваться. Примечательно, что фирма предлагает более дешевую, «бюджетную» версию Turquoise Есо, цена которой снижена не в ущерб качеству изготовления и надежности.

Самые комфортабельные автобусы с более изысканным интерьером и несколько измененной светотехникой и 180-сильными дизельными двигателями MAN D0834LFL03 Euro 4 составляют семейство Harmony. В базовой модели Harmony длиной 7,67 м размещено до 27 посадочных мест. Уровень оснащения салона может быть близок к уровню оснащения междугородных лайнеров. На базе стандартной версии Harmony предлагают также школьный автобус, оснащенный иными по конструкции креслами. Общее их число достигает 44.

BMC

BMC 850

Турецкая компания BMC традиционно знакомит европейцев со своей экспортной программой автобусов, расширяя год от года свое присутствие на рынках многих стран Старого Света. В 2005 г. завод компании в Измире собрал 387 автобусов большого класса, 784 микроавтобуса и 188 автобусов среднего класса, подтвердив статус значительного по производственным возможностям предприятия. На выставке в Ганновере посетители стенда BMC могли познакомиться с обновленными мидибусами семейства Probus. Автобус Probus 850 TBX с задним расположением двигателя при длине 8856 мм вмещает 34 пассажирских кресла плюс одно для сопровождающего. Емкость багажных отсеков 4,5 м3. Он оснащен новым 6-цилиндровым турбодизелем Cummins ISBe-4 225B (Euro 4) мощностью 225 л.с., агрегатированным с 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF 6S 890 OVD. Другая пригородная праворульная (!) модель Hawk 900 LF длиной 9475 мм также получила новый двигатель Cummins ISBe-4 160B Euro 4 мощностью 158 л.с. с автоматической коробкой передач Voith D854 5E. Общая вместимость автобуса составляет 58 человек, включая 28, располагающихся на сиденьях.

В 2006 г. в программе фирмы появилась новая модель городского автобуса BMC Probus 195 SCB для перевозок пассажиров в небольших населенных пунктах с модификацией, работающей на сжатом природном газе. При длине 9141 мм общая вместимость автобуса составляет 70 человек, включая 20 на сиденьях. Средняя широкая дверь облегчает вход в салон к накопительной площадке. Силовой агрегат установлен сзади поперечно. Он включает 6-цилиндровый дизель Cummins BG-195 мощностью 195 л.с. при 2800 мин-1, агрегатированный с 5-ступенчатой механической коробкой передач ZF 5 HP502C. Поставщик заднего моста – компания DANA, рулевого управления – фирма HEMA (производит агрегаты по лицензии ZF). Передняя и задняя подвески – зависимые, с пневматическими упругими элементами.

Contrac Optimo 2300 de lux

Contrac

Немецкая компания Contrac GmbH, входящая в группу Cobus Industries, на своем стенде в Ганновере показала 8,0-метровый туристический автобус Optimo 2300 de lux с кузовом, разработанным португальским партнером – фирмой Salvador Caetano. В салоне автобуса с двумя боковыми дверьми может разместиться 21 пассажир, включая инвалида в коляске. Конструкция автобуса базируется на шасси Toyota BB50L, на котором впереди устанавливают дизельный двигатель HINO NO4-TQ, развивающий мощность 150 л.с. при 2100 мин-1 при рабочем объеме 4,0 л. Коробка передач 5-ступенчатая, подвеска мостов рессорная. Дисковые тормоза присутствуют только на передних колесах. Главной особенностью компоновки автобуса можно считать высокое расположение сидений в салоне над багажными отсеками, в случае необходимости можно разместить инвалида в жестко фиксируемой коляске в пределах заднего свеса на уровне пола багажного отделения.

Другая аналогичная модель Optimo 2100 de lux отличается менее плотной планировкой салона, рассчитанной на 19 пассажиров, включая инвалида в коляске.

Elisbus

Elisbus

Немецкий кузовщик Elisbus, специализирующийся на установке кузовов на шасси Mercedes-Benz Sprinter и Vario, продемонстрировал в Ганновере свое видение минибуса на шасси обновленного Sprinter 518CDI. Модель SR 19 при длине 7,66 м, при трехрядной планировке салона вмещает 20 пассажиров. Была представлена модернизированная 27-местная модель VR26 на шасси Vario 818D. Обе модели оснащены двигателями, соответствующими Euro 4. В дополнительное оснащение включены 15-дюймовый монитор видеосистемы, 5,5-дюймовый монитор камеры заднего вида, чейнджер на 10 CD, DVD-плеер, электропривод верхнего люка, кондиционер TM 25/30. Модель VR26 можно дополнительно оснастить кожаными сиденьями, кухней и туалетом и др.

Ernst Auwarter

Небольшая (180–200 автобусов в год), но известная кузовостроительная немецкая фирма Ernst Auwarter после объединения с австрийской автобусостроительной фирмой Pucher из Линца, выступающая под торговой маркой EA, представила в Гамбурге обновленную линейку сити-бусов. В нее входят люксовый минибус Super Sprinter с панорамным остеклением на шасси нового поколения Mercedes-Benz Sprinter. Малый автобус длиной 7344 мм (база 4325 мм) и высотой 1990 мм располагает 2-кубовым багажным отсеком. Полная масса минибуса – 5 т. Более крупный сити-мидибус Teamstar City MB 818 базируется на шасси Mercedes-Benz Vario 818.

Auwarter Clubstar MAN 14.280

В зависимости от компоновки его салон вмещает 15–20 сидящих пассажиров и двух инвалидов в колясках. В задней части расположен подъемник для колясок. Автобус длиной 7,63 м (база 4,25 м) оснащен 177-сильным 4-цилиндровым турбодизелем с ретардером и автоматической КП. Тормозная система оснащена ABS. Полная масса сити-буса – 8,2 т. Удлиненный по базе до 4,8 м и по кузову до 8,18 м люксовый мидибус Teamstar перевозит 26+1 сидящих пассажиров и оснащен кроме сидений с подголовниками климатической установкой. Объем багажных отсеков – 3,6 м3. Мидибус Clubstar на шасси MAN 14.280 с задним расположением 280-сильного 6-цилиндрового двигателя. При длине 9,6 м автобус вмещает 38 пассажиров или 34 человека при компоновке с туалетом. Объем багажных отсеков – 6 м3, а полная масса – 14 т.

Irisbus

В рамках транснационального концерна IVECO компания Irisbus является изготовителем автобусов всех типов – от школьного до междугородного. В Европе по объему производства она занимает второе место и располагает техническими центрами и заводами в Чехии, Франции, Италии, Испании и Венгрии. Irisbus – единственная из европейских автопроизводителей компания, которая применяет для автобусов длиной до 15 м в качестве противокоррозионной защиты технологию катафореза.

Irisbus Daily Tourys

Стремясь стать ведущей фирмой по выпуску экологически чистых транспортных средств, фирма устанавливает на автобусы дизельные двигатели с фильтрами CRT, дизели, работающие на природном газе, электрические и гибридные силовые передачи, разрабатывает и испытывает автобусы, использующие в качестве источников энергии батареи топливных элементов. На стенде компании в павильоне были выставлены три новинки: 55-местный туристический автобус New Domino, дизайн которого был разработан итальянской кузовной фирмой Pininfarina, 90-местный городской автобус Citelis Line с 41 посадочным местом и 19-местный микроавтобус Daily Tourys, дебютировавший в начале 2006 г. Еще три новых автобуса выставлялись на открытой площадке – туристический 49-местный автобус Irisbus Evadys, рейсовый автобус Arway с 53 креслами для комфортного размещения пассажиров и новый автобус средней вместимости Access'Bus GX127, рассчитанный на перевозку 63 человек.

Постоянное совершенствование конструкций автобусов способствует росту их продаж. Результат 2005 г. достаточно впечатляющий, потребителям было поставлено 8512 автобусов всех типов. По итогам 2006 г. эта цифра должна быть больше.

KHMC

KH Luxuriant VW Transporter T5

Небольшая чешская кузовостроительная фирма KH Motor Centrum из города Опава показала в Ганновере несколько своих минибусов VIP-класса на шасси VW Transporter T5 и M-B Sprinter NEW. Модель на базе VW называется KH Luxuriant VW Transporter T5 и оснащена комфортабельным кожаным салоном бизнес-класса с полным пакетом оснащения, включая 7-дюймовые LCD-мониторы и мультимедийный центр с навигационной, видео- и аудиосистемами и прочим оснащением. Минибус KH Travel Sprinter 511 CDI оснащен 14-дюймовым LCD-монитором, мультимедийной системой и рассчитан на комфортабельную перевозку 19 пассажиров.

Kowex

Малая кузовостроительная фирма Kowex из немецкого Абштатта показала в Ганновере свою традиционную линейку из мидибусов Sprinter и Regio на шасси Mercedes-Benz Sprinter 518CDI и Vario 818D соответственно. Данные малые автобусы ничем не отличаются от аналогичных моделей марок EA и Elisbus.

Kutsenits

Kutsenits City I

Словенская кузовная фирма Kutsenits показала в Ганновере низкопольный 18-местный сити-бус City I на шасси Volkswagen Transporter T5 с аппарелью для инвалидной коляски и битопливным газодизельным двигателем (на сжатом или сжиженном газе) мощностью от 178 (на дизельном топливе) до 200 л.с. (на газе), соответствующим Euro 4 и Euro 5. Но главной новинкой стало семейство низкопольных городских автобусов с гидравлической трансмиссией и битопливным двигателем Hydra City, включающее модели длиной от 7,8 до 11,1 м, причем изменяется только длина базы (3,9–6,0 м) и переднего свеса, а короткий задний свес остается неизменным. Семейство базируется на шасси Mercedes-Benz Atego или MAN TG-L/ TG-M. Двигатель, работающий кроме дизельного топлива и на сжиженном или сжатом газе, соответствует нормам Euro 4 и Euro 5 (на газе), а также EEV. Рабочая тормозная система оснащена ABS и ASR. На стенде был продемонстрирован среднеразмерный 9,6-метровый Hydra City III вместимостью 29 посадочных мест (всего 35).

MAN

Автобусное подразделение концерна MAN Bus GmbH показало в Ганновере новые версии городского мидибуса Lion's City M, туристического автобуса Lion's Coach C и междугородного Lion's Regio C. Городской Lion's City M длиной 10,5 м перевозит 20 сидящих и 58 стоящих пассажиров. Он оснащен дизелем MAN В 0836 LOH мощностью 260 л.с., с системой CRTec® и 6-ступенчатым «автоматом».

MAN Lion's City M

Туристические автобусы семейства Lion ценят за комфортабельность салона и высокую эффективность эксплуатации. После начала их выпуска в 2002 г. к сентябрю 2006 г. общее число проданных машин превысило 1500 ед. Трехосный Lion's Coach C длиной 13,2 м дополнил прежнюю гамму, включавшую двухосную модель Coach и трехосную Coach L. Новинка Coach C перевозит до 57 человек и обладает багажными отсеками емкостью 11 м3. Расширилось семейство и междугородных машин. В Ганновере состоялся дебют 13-метрового двухосного автобуса Lion's Regio C, который вместе с 12,25-метровым Regio и 13,9-метровым Regio L отныне продолжит борьбу с многочисленными конкурентами в этом очень сложном секторе рынка.

Mercedes-Benz

После выпуска более 12 тыс. автобусов серии Tourismo эта модель полностью обновилась, чтобы соответствовать требованиям современного рынка. Объединяет их лишь название. Модельный ряд Tourismo стал настолько широк, что включает замену устаревшим моделям Integro H и Integro RH. Новые автобусы могут с высокой степенью экономической эффективности применяться в качестве междугородных туристических автобусов, автобусов для коротких городских перевозок (трансферы) и в качестве экскурсионных. Семейство Tourismo 2006 г. включает четыре модели с кузовами типа хай-дек (high-dack): двухосные 12,1-метровый Tourismo и 13-метровый Tourismo М12, трехосные 13-метровый Tourismo М и 14-метровый Tourismo L.

Mercedes-Benz City 65

Высота всех автобусов равна 3620 мм. Специалисты компании особо обращают внимание на то, что благодаря увеличенной колесной базе двухосного 13-метрового автобуса в его салоне удалось разместить на один ряд сидений больше, чем у конкурентов. Общее число мест для сидения в этом автобусе достигло 53. Для повышения уровня комфорта высоких пассажиров высоту салона увеличили до 2010 мм (в его центральной части), значительная ширина салона (2550 мм) улучшила посадку пассажиров, предоставив им больше свободы. Список оборудования автобусов расширился, кондиционер теперь входит в базовое оснащение машин.

Место водителя значительно улучшили. Справа от его кресла расположился короткий джойстик, сменивший традиционный рычаг переключения передач. В центре нашлось место для кружкодержателя, улучшен доступ к рычагу стояночного тормоза. Среди электронных систем, повышающих активную безопасность, отметим систему поддержания курсовой устойчивости, ABS, EBS, ASR и др.

В качестве силового агрегата двухосных версий используется рядный 6-цилиндровый дизель OM 457LA, который при рабочем объеме цилиндров 12,0 л развивает мощность 354 или 408 л.с. Трехосные автобусы оснащают более мощными 428-сильными версиями дизеля. Коробки передач – механические, 6-ступенчатые. Интервал между обязательным посещением станций техобслуживания увеличен до 90 тыс. км.

Mercedes-Benz Citaro LE U

К мировым премьерам в Ганновере относится дебют автобуса Mercedes-Benz Citaro K – нового низкопольного, 10,5-метрового варианта в модельном ряду Citaro. С начала выпуска автобусов этой модели в 1998 г. более 15 тыс. машин работает почти во всех крупных городах Европы. Автобус образца 2006 г. имеет обновленную внешность и более совершенные агрегаты. Конструкторы разработали 11 модификаций Citaro K длиной от 10,5 до 18,0 м.

Базовой версией является 12-метровый автобус с колесной базой 4398 мм. Полная масса машины составляет 18 т, пассажировместимость – 91 чел. Диаметр поворота автобуса не превышает 17,2 м, что позволяет высоко оценить его маневренность. Дизель у автобуса горизонтальный 6-цилиндровый, модели OM 906 hLA, развивает мощность 286 л.с. Коробки передач автоматические фирм ZF или Voith. Автобус отличается хорошей маневренностью, радиус его разворота равен 17,2 м.

На автосалоне в Ганновере отделение Mercedes-Benz продемонстрировало предсерийную версию сочлененного низкопольного четырехосного четырехдверного автобуса с повышенной вместимостью Capa City (модель в качестве концепт-кара выставлялась в конце 2005 г.). В 2007 г. эта уникальная конструкция пойдет в производство. Интерес к ней уже проявили четыре немецких города, которые оформили заказ на поставку автобусов. Представленный образец был длиной 19,5 м и вместимостью 193 чел.

Neoplan Cityliner HD

На противоположном фланге модельного ряда Mercedes-Benz расположился малый автобус City 65 на шасси нового Sprinter. При длине 7,7 м он перевозит до 16 пассажиров, а в люксовой комплектации City Star Eco – 12 человек, не считая водителя. Автобус оснащен турбодизелем ОМ646 DE 22LA мощностью 150 л.с. и 5-ступенчатым «автоматом».

NEOPLAN

Главная новинка (в ранге мировой премьеры) фирмы Neoplan, входящей в автобусное под-разделение NEOMAN Bus Group, – радикально обновленный туристический автобус Cityliner, исключительно оригинальный и привлекательный по дизайну. Впервые семейство автобусов Cityliner появилось на рынке Европы в 1971 г., и все эти годы оно относится к самым востребованным – общее количество проданных машин составляет более 7000 ед. На стенде фирмы можно было познакомиться с 12,24-метровой версией двухосного автобуса (Cityliner HD). Производство трехосного 12,5-метрового варианта (Cityliner HDC) было налажено в конце 2006 г., а дебют 13,9-метрового автобуса (Cityliner HDL) намечен на 2007 г. Дизайнеру нового семейства Михаэлю Штрайхеру удалось создать стремительный и элегантный облик солидных автобусов с единой высотой 3156 мм, рассчитанных на перевозку 46–59 пассажиров. Технические параметры автобусов также на высоте.

Neoplan Tourliner SHDL

Они снабжены дизелями MAN P2066 или D2676, которые развивают мощность 400 или 480 л.с. соответственно, удовлетворяя нормам Euro 4. С двигателем D2676 может быть агрегатирована автоматическая коробка передач. Передняя подвеска автобусов независимая, тормоза на всех колесах дисковые. Внимание посетителей стенда было приковано и к новой «короткой» версии трехосного автобуса Starliner SHD длиной 12,99 м, спрос на который превысил уровень продаж базовой «длинной» версии Starliner SHD L, впервые представленной в Ганновере в 2004 г. У автобуса электрогидравлический привод рулевого управления колесами заднего ведомого моста, обеспечивающий хорошую маневренность автобусу, радиус его разворота составляет 21,5 м. За углом поворота передних колес следит электроника, которая передает по мультиплексной линии информацию приводу задних управляемых колес. Время срабатывания привода оказывается ничтожным.

Были показаны еще две обновленные модели: трехосный туристический 13,8-метровый Tourliner SHDL и 12,25-метровый междугородный и пригородный Trendliner У. Вместимость салона Tourliner SHDL составляет 57 пассажиров. Автобус оснащен 440-сильным дизелем MAN D2066 LOH с системой MAN PM-KAT® (Euro 4), агрегатированным с 6-ступенчатой механической КП. Двухосный Trendliner У на 47+1+1 пассажирских мест (в варианте без туалета – 51+1+1 место) оснащен 390-сильным MAN D2066 LUH (Euro 4) и 132-ступенчатой автоматизированной КП TipMatic.

Omnibus Trading

Otocar Vectio

Штутгартская кузовостроительная фирма, специализирующаяся на изготовлении микроавтобусов, выставила в Ганновере новое семейство минибусов Sunset на шасси Mercedes-Benz Sprinter, семейство Sunrider на шасси Vario 818D, а также низкопольный малый сити-бус Citybird на шасси VW Trasporter T5. Микроавтобусы Omnibus Trading отличаются хорошим качеством изготовления и оригинальным экстерьером с увеличенной площадью остекления, а на модели Sunrider еще и с измененным в стиле нового Sprinter оформлением передка. Вместимость 8,78-метровых моделей Sunrider 25 и Sunrider 32 – от 28 до 32 человек. Новая 7,39-метровая модель Sunset S3 на базе нового Sprinter 515/518/524 вмещает 19 пассажиров, а объем багажника составляет 2,5 м3.

Otocar

Дебютант автосалона в Ганновере, турецкая компания Otocar, произвела в 2005 г. 784 микроавтобуса и 188 автобусов малой вместимости. На выставке были показаны две новинки: 31-местный автобус Otocar Navigo 160 SE и 9-метровый, 35-местный Vectio – экспортная модель, разработанная специально для европейских стран. Сегодня автобусы Otocar можно приобрести и обслужить у дилеров во Франции, Италии, Румынии, Греции, Болгарии, перечень стран будет дополнен в 2007 г.

Самосвалы МАЗ-MAN

Семейство автобусов Navigo N160 SE оснащают дизелем Cummins, соответствующим нормам Euro 4. В стандартную комплектацию входят дисковые тормоза на всех колесах, ABS, ASR. В перечне дополнительного оборудования в качестве опций присутствуют кондиционер, DVD-проигрыватель, дорогие и комфортабельные сиденья и др. Автобус сконструирован для безопасного движения по асфальтовым дорогам с большими скоростями. Это объясняет наличие расширенной колеи у обоих мостов, сниженного центра тяжести автобуса, оптимальной развесовки по мостам, использование облегченного, но не в ущерб прочности кузова. Большое внимание уделялось достижению высоких параметров управляемости и устойчивости. В Италии модель будет продаваться под названием Caneletto.

Новая модель Vectio вместимостью 35 человек, выпуск которой намечен на 2007 г., отличается эргономически проработанным рабочим местом водителя, новыми комфортабельными пассажирскими сиденьями, багажным отделением увеличенного объема. Семейство Vectio планируется выпускать в десятках различных модификаций.

Probus

Небольшая немецкая фирма Probus специализируется на выпуске переднемоторных мидибусов на шасси Mercedes-Benz Vario 818D и IVECO Daily. В Ганновере фирма показала свою новинку – 29-местный Destino 180. Автобус может быть оснащен как междугородный, с туалетным боксом в районе передней двери и багажным отсеком объемом 3,5 м3 (180R), а также в виде сити-буса с 22 посадочными местами (180C). В оснащение может входить мультимедийная система Blaupunkt, климатическая установка Carrier, сиденья Vogel, тормоза Webasto, ретардер Telma и др. Модель Rapido 170 выполнена на шасси IVECO Daily 65 C 17 с дизелем мощностью 166 л.с.

Scania OmniLink

Вместимость салона в зависимости от планировки – от 24 до 31 места. Полная масса 8,07-метрового мидибуса – 7,0 т. Объем багажника – 3 м3.

Scania

Один из крупнейших европейских производителей автобусов и автобусных шасси Scania AB (с 1911 г.), известный и у нас в стране благодаря филиалу «Скания-Питер», выступил в Ганновере сравнительно скромно. Единственной относительной новинкой на стенде фирмы стал 12,715-метровый городской автобус OmniLink с мультитопливным двигателем DC9 17 мощностью 270 л.с., рассчитанным на использование дизельного топлива, биотоплива, этанола и газа. Автобус вмещает 45 пассажиров и кондуктора или сопровождающего. Центральная дверь оснащена аппарелью для инвалидных колясок. Туристические и междугородные лайнеры на шасси Scania делают многие европейские кузовостроительные фирмы, но испанская Irizar с 1992 г. считается «придворной». На стенде демонстрировался ее флагман – трехосный 13,8-метровый лайнер Irizar PB, оснащенный 470-сильным двигателем DT12 03 уровня Euro 4.

Setra

Входящая с 1995 г. вместе с отделением Mercedes-Benz Omnibusse в группу EvoBus GmbH, компания Setra Omnibusse привезла в Ганновер два новых автобуса. Первый – низкопольный двухосный двухдверный 12-метровый S415NF относится к пригородным машинам и с трехосной трехдверной 13-метровой версией S416NF придет на смену устаревшим автобусам S315NF и S316NF, выпускавшимся с 1996 г.

Setra S 411HD

Новинки получили независимую переднюю подвеску, панорамные ветровые стекла и новые силовые агрегаты. В качестве базового двигателя предлагается горизонтальный 6-цилиндровый дизель OM 457 hLA, располагаемый в заднем свесе автобусов. Его максимальная мощность – 299 или 354 л.с., максимальный крутящий момент – 1250 или 1600 Н·м соответственно. В стандартной комплектации автобусы снабжают автоматической коробкой передач Voith Diwa 864.3. В списке опций – 285-сильный двигатель OM 906 и 12-ступенчатая автоматизированная коробка передач ZF с ретардером.

Второй новинкой фирмы стал компактный пригородный автобус S 412 УL длиной 11,0 м. У него высокий пол, и эта модель дополнила уже выпускаемое семейство подобных машин с длиной 12,0; 14,0 и 15,0 м.

Естественно, новые двигатели всех автобусов 2007 г. от мидибуса S411HD до флагмана дабл-деккера S431DT удовлетворяют нормам Euro 4 благодаря использованию системы с впрыском раствора мочевины в выхлопную систему.

Solbus

Компания Solbus в настоящее время – самая быстроразвивающаяся среди польских производителей автобусов. Основанная в 2001 г. в небольшом городке Солец Куявски, вблизи г. Быгдощ, она начала свою деятельность, приобретя лицензию на право производства чешских автобусов марки SOR.

Solbus Solcity 11

Успешный семейный бизнес Антона Шлизака с двумя сыновьями, приватизировавшими самый большой в Польше авторемонтный завод с 40-летней традицией, стал реальностью благодаря правильной маркетинговой политике, привлечению высококвалифицированных инженеров, применению на своих автобусах самых совершенных компонентов известных европейских производителей. Благодаря организации собственного конструкторского бюро и испытательной базы стало возможным создание оригинальных конструкций, с которыми фирма познакомила посетителей стенда в Ганновере. Новейшая модель городского автобуса Solsity 11 предлагается в двух вариантах, с двумя и тремя боковыми дверьми. Несущий кузов низкопольного автобуса изготовлен из нержавеющей стали, поэтому компания гарантирует его коррозионную стойкость в течение 12 лет. Салон 10,8-метровой машины с колесной базой 5,6 м рассчитан на перевозку 90 пассажиров, при этом имеет от 27 до 38 (по заказу покупателя) посадочных мест. В качестве силового агрегата применяют дизели IVECO с рабочим объемом 5,88 л и мощностью 240 л.с. при 2600 мин-1 или Cummins (6,7 л, 250 л.с. при 2400 мин-1), с которыми агрегатируют 6-ступенчатую механическую коробку передач ZF или гидромеханическую Voith. Подвески регулируемые, пневматические, тормоза дисковые на всех колесах. Автобус оборудован системой наклона кузова на остановках, облегчающей вход в салон пассажирам. Для въезда инвалидов на колясках из пола дверного проема выдвигается специальный трап.

Solaris Urbino 12

Динамика роста объемов производства компании Solbus впечатляет: в 2001 г. она произвела 2 автобуса, в 2003-м – 33, в 2004-м – 118, в 2005-м – 146. Общий выпуск машин с 2001 г. составил 312 ед.

Solaris

Польская автобусная компания Solaris Bus @ Coach, отметившая в 2006 г. десятилетие с момента начала сборки автобусов на автозаводе в г. Болехово (вначале это был сборочный завод компании Neoplan, впо-следствии приватизированный местными предпринимателями – семьей Ольшевских), ежегодно удивляет журналистов своими новыми перспективными разработками. В 2004 г. фирма произвела 509 автобусов, а в 2005-м – 610 ед. До 80% выпуска идет на экспорт, преимущественно в Германию, Литву и Швейцарию. Кстати, в 2006 г. в Германию фирма экспортировала свой 500-й автобус и получила новые заказы. В Ганновере «изюминкой» экспозиции Solaris стал сочлененный городской автобус Solaris Urbino 18 Hybrid, оснащенный американской гибридной трансмиссией GM Hybrid Allison Ep 50. Специалисты компании заверяли посетителей стенда, что применение подобного агрегата приносит заметную прибыль от сокращения расхода топлива при существенном снижении загрязнения окружающей среды. Конструкция привода предполагает использование параллельных потоков мощности от установленного на автобусе дизеля Cummins, отвечающего требованиям стандарта Euro 4, и электропривода.

TEMSA Safari HD

Цифры из пресс-релиза: уменьшение расхода топлива оценивается в 20–43%, снижение выбросов NОx – на 10–39%, выбросов твердых частиц – на 51–94% в зависимости от режимов движения. Другой новинкой стал сочлененный Solaris Urbino 18EEV с дизелем DAF PR228 S2 (310 л.с.). Экспозицию дополняли одиночные 12-метровые Urbino 12 с обычным дизелем DAF PR183 (249 л.с.) и газовым IVECO Cursor 8 CNG и коробками передач Voith.

Temsa

Стремительно развивающая свое производство турецкая компания Temsa закончила 2005 г. с хорошим результатом, собрав 812 автобусов большой вместимости и 1141 средней. На выставочном стенде в Ганновере площадью 1500 м2 были представлены несколько новинок и обновленные модели прежних семейств. В приветственной речи на пресс-конференции президент компании Мехмет Вульдурган отметил, что компания Temsa переживает второе рождение. В 2005 г. объем инвестиций в создание новых производственных помещений и новое оборудование достиг 20 млн. евро, столько же затрачено на омоложение производственных фондов фирмы и в 2006 г. Заканчиваются работы по строительству мощного технического центра нового отделения Temsa R @ D Technology, без которого невозможно успешно конкурировать с именитыми европейскими производителями автобусов. К разработке дизайна перспективных машин привлечен известный «автобусный» дизайнер Боб Ли.

TEMSA Safari RD

В качестве силовых агрегатов автобусов начали использоваться дизели фирм DAF и MAN, в том числе отвечающие экологическим нормам Euro 5. Доля поставок продукции на экспорт в 2006 г. достигнет 75%. Обе новинки – 44-местный 9,7-метровый пригородный автобус Metropol IC и 53-местный 12-метровый Tourmalin IC, тоже рассчитанный на пригородные перевозки, роднит высокая эффективность их эксплуатации благодаря привлекательному соотношению цена-качество. Автобусы имеют компоновку с высоким расположением пола с сиденьями, под которыми расположены объемные багажные отсеки. Двигатели установлены продольно в заднем свесе. Среди выставленных автобусов большой интерес вызвали новые комфортабельные междугородные лайнеры с кузовами из нержавеющей стали – Safari RD и Safari HD. У них очень богатое оснащение пассажирского салона. Автобусы длиной 12,2 или 13,0 м оснащают дизелями DAF PR 265 мощностью 360 л.с. (Safari RD) или DAF MX 300, развивающим 410 л.с. (Safari HD).

TVM

Основанный после окончания Второй мировой войны автозавод ТАМ в Мариборе (Словения) долгое время был самым крупным в Югославии предприятием, выпускавшим обширное семейство грузовиков и автобусов. Сегодня компания TVM (Tovarna vozil Maribor d.o.o.), c 2004 г. входящая в концерн Viator @ Vektor Group, специализируется на сборке автобусов малого и среднего классов, аэродромных автобусов и двухосных армейских полноприводных грузовиков. Ежегодный объем выпуска автобусов около 300 ед.

TVM Viveo

На выставку в Ганновер завод привез последнюю новинку – автобус малого класса с высоким уровнем пола Marbus Viveo. Модель длиной 8,0 м относится к туристическим и обеспечивает пассажирам высокий уровень комфорта при поездках на небольшие расстояния. При собственной массе 6,7 т автобус перевозит 30 пассажиров. Установленный в заднем свесе 4,6-литровый дизельный двигатель MAN D 0834 LOHS1, развивающий мощность 206 л.с. при 2400 мин-1, обеспечивает автобусу отличные динамические качества. Коробка передач механическая 6-ступенчатая, подвеска зависимая, пневматическая. На всех колесах установлены дисковые тормоза. Тормоз-замедлитель, ABS и ASR входят в стандартную комплектацию.

Самым востребованным и массовым у компании является семейство автобусов среднего класса Marbus B3 090, предлагаемое в трех исполнениях, каждое из них доступно в двух версиях. Marbus B3 090ТН – туристический автобус с высоким расположением кресел, выпускаемый с числом мест 34 или 40. Длина автобуса – 9580 мм, колесная база – 4700 мм. В стандартное оснащение машин входят кондиционер, аудиовидеоустановка с двумя мониторами, туалет, шкаф для верхней одежды, мини-кухня, независимый отопитель и др. Версия B3 090 TL представляет собой модель с низким расположением салона, рассчитанного на размещение 36 или 41 пассажира, а автобус B3 90TLL длиной 11,2 м и вместимостью до 47 чел. – ее модификацию с удлиненной базой.

Bova Synergy SDD138-510 (VDL)

В 2006 г. на заводе TVM началась сборка пяти вариантов аэродромных автобусов NEOPLAN в рамках программы сотрудничества с этой знаменитой западногерманской компанией.

VDL Group

Голландская промышленная группа VDL Group со штаб-квартирой в Эйндховене включает 73 филиала в 15 странах мира. В автобусном секторе отделение bus & coach division занимается выпуском комплектных лайнеров, городских автобусов, мидибусов и микроавтобусов, шасси и самой широкой номенклатуры комплектующих и изделий для автомобильной индустрии и прочих отраслей промышленности и сельского хозяйства. В подразделение VDL bus & coach входят подразделения и фирмы VDL Kusters (микроавтобусы и мидибусы), VDL Berkhof Heerenveen (большие городские автобусы), VDL Berkhof Valkenswaard (лайнеры), VDL BOVA (лайнеры), VDL Jonckheere (автобусы и лайнеры), VDL Bus International (автобусные шасси) и APTS (системы общественного транспорта). Объем производства МВД Group в 2005 г. составил 1743 автобуса и 1240 шасси, из которых 47,1% были экспортированы.

Фирма VDL Kusters (в VDL Groupe с 1998 г.) представила в Ганновере новый 7,34-метровый сити-бус MidCity II на шасси M-B Sprinter 515CDI. Мощность дизеля MBO OM646 DE22LA – 150 л.с., вместимость – 12 посадочных мест. Мидибус VDL MidEuro XL на аналогичном шасси рассчитан на перевозку 19 человек и оснащен 2,56-кубовым багажным отделением. Другой малый низкопольный сити-бус ProCity длиной 7,82 м создан на базе переднеприводного VW Transporter T5 и рассчитан на перевозку 21 сидящего и 5 стоящих пассажиров. В год фирма Kusters выпускает до 300 таких «конвертированных» автобусов.

VDL MidCity II

Бельгийская фирма VDL Jonckheere в 1994 г. объединилась с голландской фирмой Berkhof, а в 1998 г. вошла в состав VDL Groupe. В Ганновере фирма показала свой флагман Jonckheere SHD70 6x2 на собственном шасси МВД SBR4000+XF, который оснащается на выбор двигателями DAF, Scania и Volvo мощностью 420–483 л.с.

Фирма Berkhof Heerenveen (специализируется в рамках VDL на городских автобусах) показала в Ганновере городские низкопольные модели Ambassador ALE106 и ALE120. Их длина – 10,6 и 11,95 м соответственно, а вместимость (по посадочным местам) 30+2 и 38+2 человека (+2 инвалида). Оснащены автобусы двигателями серии Cummins ISBe (Euro 4) мощностью 205 и 225 л.с. соответственно и КП Voith.

Наиболее известная у нас фирма VDL Bova представила междугородный лайнер VDL Bova Futura FHD 127-365 длиной 12,75 м и вместимостью 50 пассажиров. Объем багажных отсеков – 11 м3. Двигатель DAF PR 265 S 9.2 развивает 361 л.с. при 220 мин-1. Автобус оснащен всеми подобающими аксессуарами, включая два 15-дюймовых монитора видеосистемы. Пригородная 13,06-метровая модель VDL Bova Lexio LLD 130-310 оснащена двигателем DAF PR 228 S 9.2 мощностью 228 л.с. и вмещает 50 пассажиров. Лайнер VDL Bova Magiq MHD 139-460 magnum длиной 14 м оснащен 460-сильным двигателем DAF MX 340 S 12.9 и перевозит до 47 пассажиров. Объем багажных отсеков – 11,5 м3. Флагманом марки, да и всего концерна по праву считается даблдеккер VDL Bova Synergy SDD138-510 длиной 13,86 м и вместимостью 76 пассажиров. Объем багажных отсеков составляет 7,6 м3. Мощность двигателя DAF MX 375 S 12.9 – 510 л.с. при 1900 мин-1. Все моторы автобусов VDL соответствуют нормам Euro 4.

Volvo 7700

Volvo Bus Corporation

Шведский производитель автобусов, входящий в концерн Volvo AB, модернизировал две гаммы популярных моделей 9900 и 9700, познакомив с ними посетителей выставки в Ганновере. Флагман модельного ряда, междугородный автобус Volvo 9900, предлагаемый как в двухосном, так и в трехосном исполнениях (длиной 12,3; 13,0 и 13,8 м соответственно), выпускают с 12-литровым дизелем, развивающим мощность 420 или 480 л.с. С дизелем агрегатирована механическая коробка передач с системой автоматизированного управления I-Shift. Высота автобусов – 3,8 м. Семейство Volvo 9700 в 2006 г. включает двух- и трехосные автобусы длиной 10,4–15,0 м и высотой 3,4–3,8 м, предназначенные для обслуживания туристов, работы на междугородных и пригородных маршрутах. В отличие от серии 9900 на автобусах Volvo 9700 двигатель может быть установлен не только сзади, но и в пределах колесной базы под полом.

Внешне автобусы 2006 г. выпуска отличаются обновленной передней панелью с «раскосыми» фарами. Городской автобус Volvo 7700 предлагают с дизельным двигателем, потребляющим природный газ и соответствующим экологическим нормам Euro 5.

Zonda

Автобусы китайской марки Zonda Bus впервые демонстрировались на международной выставке в Ганновере. Zonda Bus, входящая в Zonda Industrial Group, специализируется на выпуске городских, туристических и междугородных автобусов на пяти основных производственных площадках. Компания располагает своим техническим центром с двумя филиалами и автополигоном.

Zonda YCK6126HC

Ежегодный выпуск автобусов составляет 15 тыс. ед. Начиная с 1989 г. компания лидирует в производстве высокопольных автобусов с несущими кузовами. Всего производится 8 семейств автобусов, число моделей доходит до 180. В мае 2004 г. вступил в строй самый крупный автобусный завод в Азии, располагающий современным цехом сварки, окраски, сборочным производством и цехом испытаний готовой продукции. Запущена первая в Китае линия катодного электрофореза, обеспечивающая высокую коррозионную стойкость кузовов. Продукцию фирмы в Ганновере представлял 11,2-метровый двухосный городской автобус Zonda YCK 6126 HC, рассчитанный на перевозку 90 человек. Габаритные размеры автобуса 11200х5800х2120 мм, клиренс 160 мм, масса в заполненном состоянии 18,0 т, при этом на передний мост приходится 6,5 т, на задний – 11,5 т. Рядный 6-цилиндровый дизель мощностью 270 л.с. при 2200 мин-1 размещен сзади поперечно. Шестиступенчатая механическая коробка передач управляется с помощью электропривода. Мосты подвешены на шести пневмоэлементах. Тормозная система с дисковыми тормозами на всех колесах полностью соответствует требованиям стран ЕС. Особенностью компоновки салона является установка рядов сидений как в поперечном, так и в продольном (вдоль бортов) направлениях. Семейство городских автобусов, куда входит данная модель, включает также унифицированные автобусы длиной 8,0 и 8,5 м.

В сегменте пригородных/междугородных моделей в Ганновере был показан автобус YCK 6126 HG длиной 11,98 м вместимостью 20 посадочных мест и общей вместимостью 53 места плюс одно для сопровождающего. Вместимость багажных отсеков – свыше 10 м3. Рядный 6-цилиндровый дизель (Euro 2) мощностью 301 л.с. при 1600 мин-1 размещен сзади поперечно.

Участие компании в экспозиции ганноверского автосалона свидетельствует о ее стремлении вывода своей продукции на новые рынки сбыта.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию