Опубликовано: ГП 06-2005

Союзное государство Россия–Беларусь в действии

К. Ушанов, фото автора

Наш журнал неоднократно затрагивал тему сотрудничества России и Республики Беларусь в сфере автомобилестроения. Отдел испытаний проводил тесты многих моделей МАЗов, МЗКТ «Волат», минских автобусов и другой автомобильной техники. Во многих аналитических материалах давался анализ автомобильного рынка, в том числе и со стороны белорусских автопроизводителей. Ярким примером этого сотрудничества стали связи с Ярославской областью, куда были приглашены участники пресс-тура, организованного Межгосударственной финансово-промышленной группой (МФПГ) «БелРусАвто». Эта организация была создана для выполнения программы союзного государства «Развитие дизельного автомобилестроения до 2003 года».

Задача этой программы была на первый взгляд очень проста: создание дизельного двигателя с характеристиками Еuro 2. Если бы на сего-дняшний день она не была реализована, то такие машиностроительные комплексы, как Ярославский моторный завод (ЯМЗ) или Минский автомобильный завод (МАЗ), остановились, поскольку на российские дороги с 1 января 2004 года могут выходить автомобили с двигателями, соответствующими требованиям Еuro 2.

Основным поставщиком дизельных двигателей на грузовики и автобусы является ЯМЗ. Участники пресс-тура посетили этот завод и встретились с генеральным директором ОАО «Автодизель» Александрычевым Николаем Алексеевичем, директором по развитию ОАО «Автодизель» Васильевым Александром Сергеевичем и главным конструктором этого предприятия Шамалем Николаем Леонидовичем. Во время экскурсии по заводу и на пресс-конференции руководители завода рассказали, как была реализована программа «Развитие дизельного автомобилестроения», которая завершилась в 2003 году.

Программой предусматривалось проведение комплекса НИОКР, организация производства автомобильной техники и дизельных силовых агрегатов, соответствующих экологическим нормам Еuro 2.

В результате реализации программы на ЯМЗ создано новое поколение двигателей с характеристиками, соответствующими Еuro 2: ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2, БЕ2, 7601 и 7511, 7512 с диапазоном мощности от 230 до 420 л.с. Эти двигатели агрегатируются с коробками передач ЯМЗ-239.

Естественно, строительство таких моторов потребовало модернизации производства. При финансовой поддержке МФПГ «БелРусАвто» на ЯМЗ было закуплено новейшее импортное оборудование: токарные станки с ЧПУ TL-15 и SL-20THE фирмы HAAS (США), для получистовой и финишной обработки некоторых деталей двигателей пятикоординатный обрабатывающий центр сложных корпусных деталей C600U HERMLE (Германия), электроэрозионный вырезной проволочный пятикоординатный станок AGIECUT CLASSIC3, трехкоординатный прошивной станок AGIE MONDO STAR и т. д.

За время реализации межгосударственной российско-белорусской программы на ЯМЗ поступило по лизингу за счет бюджета Союзного государства Россия–Белоруссия 330 единиц технологического оборудования и введено в эксплуатацию 324 единицы.

За счет собственных средств введены в эксплуатацию 224 единицы оборудования, изготовленного силами собственного станкостроения и приобретенного от сторонних поставщиков. На 1 января 2004 года на ОАО «Автодизель» введены производственные мощности по выпуску 20 тыс. шт. в год новых и модернизированных двигателей в исполнении Еuro 2 и 3 тыс. шт. в год новых коробок передач.

В январе 2005 года освоены производственные мощности на выпуск 25 тыс. шт. в год новых коробок передач.

Количество введенного в эксплуатацию оборудования, полученного по лизингу для производства двигателей, составляет 117 ед. на сумму 177,9 млн. рублей и для производства КП – 213 ед. на 331,3 млн. рублей.

На второй день пресс-тура его участники встретились с первым заместителем губернатора Ярославской области Федоровым Александром Германовичем, который рассказал об экономических связях области с Республикой Беларусь. Но, как оказалось, Ярославскую область и наших братьев-славян связывают не только деловые и партнерские отношения, но и просто человеческие. В области создано белорусское землячество, которое помогает в развитии культурных и исторических связей между Россией и Республикой Беларусь.

В МФПГ «БелРусАвто» входят не только РУП «МАЗ» и ОАО «Автодизель», но и другие российские и белорусские предприятия автостроительного комплекса. Это и ОАО «КАМАЗ», ОАО «АЗ «Урал» (Россия), РУП «МоАЗ» им. С.М. Кирова и УП «Минский моторный завод» (ММЗ) (Белоруссия).

В завершение пресс-тура в Яро-славле генеральный директор МФПГ «БелРусАвто» Данилов Олег Михайлович рассказал о новой программе Союзного государства «Развитие дизельного автомобилестроения до 2008 года». Ее проект был одобрен российским правительством 23 марта 2005 года и будет представлен на заседание Совета министров Союзного государства. Новая программа позволит белорусским и российским производителям разрабатывать дизельные двигатели стандарта Еuro 3 и Еuro 4.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию