Опубликовано: ГП 06-2008

Вторая жизнь ЛиАЗ-677

Борский авторемонтный завод
Михаил Морозов (г. Нижний Новгород),
фото автора и Борского авторемонтного завода

1967 году на Ликинском автобусном заводе было налажено серийное производство автобусов ЛиАЗ-677. Машина получилась удачной и по тем временам казалась верхом совершенства. На ее базе были созданы северная, пригородная, перронная, укороченная, экскурсионная модификации. 1982 года появилась усовершенствованная модель ЛиАЗ-677М, но изменения коснулись в основном внешнего вида. Выпуск модели продолжался на Ликинском заводе до 1994 года и чуть дольше на Яхромском и Борском автозаводах. Казалось, машина, с которой связаны воспоминания многих из нас, умерла, но…

С приходом эпохи рыночных отношений многие предприятия, в том числе и транспортные, оказались «за бортом». ЛиАЗ-677, составлявшие основу практически любого автобусного парка, старели и приходили в негодность, а взамен ничего не покупалось – не было денег. С каждым днем все меньше автобусов вы ходило на линию, а образовавшуюся на рынке пассажирских перевозок пустоту заняли многочисленные частники, отнимающие у автобусных парков большую часть дохода. В крупных городах проблема стоит не так остро, так как на смену «677-м» приходят в основном ЛиАЗ-5256, стоимость которых по меркам бюджета большого города не столь высока. А что делать эксплуатантам, не имеющим возможности закупать «5256-е» по 2,5 млн. руб. за единицу, но имеющим с советских времен ремонтную базу для ЛиАЗ-677? Каждый выбирал свой путь, начиная с замены ЛиАЗов на «пазики» и заканчивая признанием парка банкротом и продажей территории под платную автостоянку и сервис. Но некоторые предприятия продолжали эксплуатировать машины ЛиАЗ-677 и проводили капитальный ремонт. Это было обусловлено несколькими причинами:

  • отсутствие средств на закупку новых автобусов большого класса;
  • неприемлемость замены больших автобусов на ПАЗы и «ГАЗели»;
  • применение накопленных работниками знаний и умений и технологической оснастки для уже освоенного ремонта автобусов ЛиАЗ-677.

В России немного предприятий, занимающихся ремонтом «677-х». Меня привлекли автобусы, прошедшие капитальный ремонт на Борском авторемонтном заводе. Кузовные работы и отделка салона были выполнены с высоким качеством. А когда проехал на одной из борских машин, я за метил, что вместо ГМП-2 на автобусе была применена механическая коробка передач от автомобиля ЗИЛ-130. По словам водителя, машину из капитального ремонта он получил около года назад. Качеством ремонта доволен и сказал, что на заводе помимо кузовного можно выполнить практически любой ремонт по заказу клиента. Другой водитель рассказал о своей машине. Ее купили в одном автобусном парке Нижнего Новгорода и отправли на капитальный ремонт на Борский авторемзавод. Там перебрали двигатель, заменили штатную ГМП-2 на механическую КП (более удобную для работы на пригородном маршруте), установили пневмогидроусилитель сцепления (от КамАЗа). Был проведен полный кузовной ремонт с установкой новых кузовных панелей, люков и дверей и деталей фермы автобуса. Машина вы шла из капремонта в 2002 м и по сей день успешно трудится на загруженном пригородном маршруте. Пробег за 5,5 лет составил более 500 тыс. км, при этом салон сохранился неплохо, а внешне возраст машины выдают лишь заплатки на колесных арках и облезающая от дорожной соли краска. Но и здесь я не переставал удивляться. Вырвавшись из городских пробок, этот ЛиАЗ-677 («под завязку» набитый народом) с легкостью выдал 80 км/ч (и это автобус 1981 года выпуска!).

После этого я решил посетить Борский авторемзавод, чтобы лично увидеть производство, узнать о различных вариантах ремонта и о стоимости (ведь качество, как я сам смог убедиться, на высоком уровне).

В один из дней я, договорившись с директором завода Грибовым Александром Михайловичем, выехал в Бор. На заводе меня встретили радушно. Александр Михайлович рассказал, что на заводе кроме автобусов ЛиАЗ-677 принимают на капитальный ремонт ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-695, ПАЗ-3205, -4230 «Аврора» и -4234. Для автобусов ЛиАЗ-677 завод производит ремонт всех агрегатов, кроме ГМП (но в случае крупного заказа, борчане готовы выполнить ремонт этого узла) любой сложности. Помимо ремонта возможна установка новых узлов и агрегатов. Кроме того, завод официально уполномочен оснащать ЛиАЗ-677 вместо ГМП механической КП, на что есть все документы, т. е. регистрация в ГАИ переоборудованного автобуса не вызовет сложностей.

Мне рассказали, что в советские времена на Бору массово выполняли капремонт автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ и собирали новые ЛиАЗ-677 из комплектов, поставлявшихся с Ликинского завода. Александр Михайлович также заметил, что завод испытывает некоторые сложности с ремонтом автобусов ЛиАЗ-677, так как выпуск машин прекращен еще в 1994 году, в связи с чем непросто найти некоторые запчасти и кузовные детали, но тем не менее завод старается выполнять ремонт на должном уровне.

Потом мне показали ремонтные площади завода. Ничего необычного я там не заметил, пока не оказался в цехе окраски. Я не предполагал, что при капитальном ремонте такое внимание уделяется окраске. Согласитесь, зная, что на некоторых автозаводах новые то машины красят практически на «голое» железо, удивительно видеть, что при капитальном ремонте автобус сначала грунтуют в 2 слоя (сначала фосфатирующим, а затем полиуретановым грунтом), потом красят эмалью в 2 слоя и сушат при высокой температуре в специальной камере! Кроме того, на заводе проводится антикоррозионная обработка кузова им портными или отечественными составами (в зависимости от пожеланий клиента).

Осмотрев завод, я поинтересовался ценами на ремонт автобусов. Мне предоставили прайс-лист, из которого следовало, что минимальная стоимость капитального ремонта автобуса ЛиАЗ-677 320 тыс. руб. (минимальный перечень работ по капитальному ремонту с применением отечественных материалов), что тоже не может не удивить, так как я убедился, что ремонтируют автобусы борчане на совесть. Переоборудование автобуса ЛиАЗ-677 с автоматической на механическую КП будет порядка 80 тыс. руб. (в эту сумму входит оформление документов, установка коробки, сцепления и ПГУ к нему, а также дополнительной промежуточной опоры карданного вала). Путем несложных действий на калькуляторе я посчитал, что, пригнав умирающий ЛиАЗ-677 с ГМП, через 1,5 месяца можно за 440 тыс. руб. получить ЛиАЗ-677 с КП, новым кузовом, обработанным за рубежным антикоррозионным составом Dinitrol и салоном, отделанным пластиковыми панелями потолка и боковин, с автолинолеумом на полу, новыми сиденьями и капитально отремонтированным двигателем. На все выполненные работы завод предоставляет гарантию. На практике это значит, что за 0,5 стоимости нового автобуса ПАЗ-4234 общей вместимостью 50 человек и гарантией на кузов до сквозной коррозии 6 лет можно получить автобус вместимостью 110 человек, ресурс которого (при должном уходе) составит порядка 8 лет.

Хочу отметить, что установка механической КП на автобусы ЛиАЗ-677 существенно улучшает ходовые качества и топливно-экономические показатели. Особенно хорошо зарекомендовали себя ЛиАЗ-677 с механической КП на пригородных маршрутах с нечастыми остановками и более высокой, чем в городской черте, скоростью движения.

Вот так на Борском авторемонтном заводе дают вторую жизнь автобусам ЛиАЗ-677, автобусам с 40 летней историей, легенде советского автопрома, по сей день актуальной в провинции.

Руководство завода готово к сотрудничеству с регионами и предлагает капитальный ремонт автобусов высокого качества (убедился в этом сам, так как работал водителем на ЛиАЗ-677 после такого капремонта) по вполне приемлемым ценам (что очень актуально для пассажирских автопредприятий небольших городов).

Историческая справка

Борский авторемонтный завод был образован в 1951 году на базе деревообрабатывающего завода. Сначала здесь ремонтировали ЗИС-5, Studebaker и тракторы С-80.

В 1968 году на заводе осваивают капитальный ремонт автобусов ЛиАЗ-158 (ЗИЛ-158). Объем капитального ремонта составлял до 350 автобусов в год. Начинают ремонтировать автобусы ПАЗ-652, а позднее и ПАЗ-672.

С 1975 года на Борском автозаводе осваивают капитальный ремонт автобусов ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695. Позднее капитальный ремонт сначала двигателей, а затем и кузовов автобусов Ikarus. После этого завод практически полностью перешел на капитальный ремонт автобусов разных марок.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен