Опубликовано: ГП 07-2007

Пражская весна
Грузовики марки Praga

Любовь Ильина, фото Леонида Круглова

В современной Чехии марку Praga любят и чтят. В стране есть два автомобильных музея, в одном из них, принадлежащем пану Пршигоде, хранятся автомобили почти всех типов. В Праге есть компания, где в качестве такси используют только легковые автомобили Praga выпуска тридцатых годов прошлого столетия. На выставку в Брно своим ходом и на автовозах съехались «праговки» буквально со всех концов Чехии.

Впоследние десятилетия исчезли многие некогда знаменитые автомобильные марки. Ушли в прошлое Jelcz, Star, Roman, Madara, Csepel, LIAZ. Сейчас уже немногие помнят, что когда-то компания Praga выпускала не только коробки передач и коммунальные транспортеры, но и грузовики, автобусы и легковые автомобили.

Сначала на Колбеновой улице Праги начали выпускать коробки передач для своих грузовиков, а уж потом – для других. А сами грузовики здесь стали делать еще в начале ХХ века, точнее, с 1911 года. Самое примечательное, что несколько десятков машин марки Praga до сих пор можно увидеть на ходу благодаря армии поклонников старинных автомобилей. Каждый Международный салон коммерческого транспорта Autotec, проходящий в Брно каждый четный год, обязательно сопровождается показом прошлого чехословацкой автомобильной промышленности. Последний был посвящен истории автомобильной компании Praga.

Естественно, что экспозиция музея открывается грузовиком, предназначенным для перевозки пива, иначе Чехия не была бы Чехией. Модель L была выпущена в 1917 году. Четырехлитровый четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения мощностью 28 л.с. приводил в движение задние колеса уже через карданный вал, хотя в то время цепь была, пожалуй, более популярна
Этот блестящий латунный «ящичек», примостившийся на правой подножке, не что иное, как газовый генератор, вырабатывавший ацетилен для фар
Этот блестящий латунный «ящичек», примостившийся на правой подножке, не что иное, как газовый генератор, вырабатывавший ацетилен для фар
Этот блестящий латунный «ящичек», примостившийся на правой подножке, не что иное, как газовый генератор, вырабатывавший ацетилен для фар
Пожарная линейка Praga Т 1920-х годов для боевого расчета из девяти бравых брандмейстеров исправно служила в течение четверти века в городе Яблонец-над-Нисой. Буква «Т» в обозначении шасси означала «тяжкий», т.е. автомобиль, предназначенный для работы в тяжелых условиях. А куда уж тяжелее, чем на пожарной службе
Новинку тех лет – электрический звуковой сигнал – дополняет колокол громкого боя, в который неистово били, требуя беспрепятственно пропустить автомобиль, хотя вряд ли в те времена во всем городе удалось бы собрать все автомобили в одну серьезную пробку
Отполированные до зеркального блеска стволы, пожарный насос, гидранты – все говорит о том, что за автомобилем следили постоянно. Даже пожарный рукав меняли… в 1931 году
Новинку тех лет – электрический звуковой сигнал – дополняет колокол громкого боя, в который неистово били, требуя беспрепятственно пропустить автомобиль, хотя вряд ли в те времена во всем городе удалось бы собрать все автомобили в одну серьезную пробку
Так в 1925 году выглядела уборочная машина Praga BD, специально спроектированная для улиц Праги. Под кабиной размещалась гребенка с отверстиями для полива улицы, за задней осью – мощная щетка. Колеса разного диаметра, при этом передние намного меньше и уже задних, односкатных. Четырехлитровый двигатель развивал мощность 32 л.с. Рабочая скорость «механического дворника» – до 15 км/ч. На короткой раме уместилась кабина и небольшой бак для воды. Для сбора мусора рядом с баком стоял контейнер вместимостью 1 м[sup]3[/sup]. Интересно, что машине даже не полагалась система крепления снегоуборочного ножа
За 5 лет было выпущено 36 машин Praga BD, на дверцах которой красовался бронзовый герб столицы Чехословакии.  До наших дней уцелела только одна машина, и она хоть сейчас может «утюжить» Староместскую или Вацлавскую площади
Praga R – одна из самых популярных моделей грузовых автомобилей в послевоенной Чехословакии. Небольшая надежная машина несколько десятков лет выпускалась и как базовый бортовой грузовик, и как шасси для спецмашин и автобусов. На выставке было представлено несколько автобусов, выпущенных с разницей в два года, великолепно восстановленных специалистами национальной транспортной компании CSAD
Praga R – одна из самых популярных моделей грузовых автомобилей в послевоенной Чехословакии. Небольшая надежная машина несколько десятков лет выпускалась и как базовый бортовой грузовик, и как шасси для спецмашин и автобусов. На выставке было представлено несколько автобусов, выпущенных с разницей в два года, великолепно восстановленных специалистами национальной транспортной компании CSAD
Praga RND, выпущенная в 1950 году. Базой для этого самосвала послужила та же нестареющая модель RN, но с более мощным четырехцилиндровым двигателем объемом 4,5 л и мощностью 60 л.с. Расход топлива на 100 км составлял 17,5 л, а масла – 0,6 л
Кузов практически полностью деревянный на стальном каркасе, с дубовым основанием платформы и тремя откидными бортами. Большой инструментальный ящик на задней стенке кабины тоже из дерева.<br />Что поделаешь, тяжелые послевоенные времена
В послевоенные годы гидравлические подъемники еще только начинали применять. Кузов, в котором помещалось до 3 т груза, поднимался вручную. Для этого надо было вдвоем синхронно вращать рукоятки реечных домкратов, смонтированных на раме спереди и сзади
В послевоенные годы гидравлические подъемники еще только начинали применять. Кузов, в котором помещалось до 3 т груза, поднимался вручную. Для этого надо было вдвоем синхронно вращать рукоятки реечных домкратов, смонтированных на раме спереди и сзади
Автобус RN. И опять другое оформление кузова и планировка салона. Обратите внимание: никакого хрома в облицовке радиатора, мощная поперечина, стягивающая крылья, форточки. Одним словом, настоящий «работяга» для чешской глубинки
Пригородный автобус Praga RN
Первые машины Praga R появились ещев 1931 году, а в 1947-м именно с них в послевоенной Чехословакии началась история марки Karosa. На базе этой городской модели выпускалось несколько типов автобусов RND. Шестицилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом чуть менее 3,5 л развивал мощность 70 л.с.
Кузов автобуса по меркам 1940-х гг. вполне комфортабельный – одна из последних серийных деревометаллических комбинаций. Салон с мягкими сиденьями, обитыми плюшем, рассчитан на перевозку 26 пассажиров, багаж которых располагался на крыше
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен