Опубликовано: ГП 05-2004

Karosa сегодня

Л. Круглов
Конвейер на заводе компании Karosa в чешском городе Высоке Мыто
Конвейер на заводе компании Karosa в чешском городе Высоке Мыто
Сварка элементов кухова
Сварка элементов кузова
 
Корпус подготовки и окраски кузовов
Корпус подготовки и окраски кузовов
Конвейер Karosa прошел реконструкцию
Конвейер на Karosa после реконструкции

Завод компании Karosa в чешском городе Высоке Мыто за свое более чем вековое существование перестраивался и реконструировался не раз, но при всех перестройках сохранялась легендарная труба, которую видно за многие километры. Пережила она и реконструкцию, продолжавшуюся два последних года и по масштабам не имевшую равных в истории предприятия. Собственно это была не реконструкция – без остановки конвейера, в условиях действующего производства, в старых стенах построили новый завод Karosa, позволяющий выпускать до 3 тыс. машин ежегодно.

Самым уникальным можно считать корпус подготовки и окраски кузовов Karosa. Полностью автоматизированный процесс катофореза, в котором антикоррозионное покрытие наносится не только на собранный кузов, но и на все его отдельные детали и узлы перед сборкой. С помощью специального приспособления он опускается в ванну пятиметровой глубины, в которой покачивается и перемещается вверх-вниз для обеспечения наилучшего проникания консерванта в мельчайшие скрытые полости. Такая серьезная подготовка кузова позволила значительно улучшить его коррозионную стойкость. Затем следует сушка, грунтовка и окраска. По существу, комплексов такого типа и размаха в мире всего три.

Большие изменения произошли и в технологии сборки кузовных панелей и автобуса Karosa в целом. Намного шире стали применяться клеи, в том числе и при установке боковых стекол.

Одновременно с реконструкцией завода Karosa шла подготовка к постановке на конвейер новых моделей автобусов и даже целых семейств. Сейчас Karosa готова предложить машины трех основных модельных рядов.

По-прежнему популярны машины «девятисотой» серии. О появлении этого семейства стоит сказать более подробно. Когда-то Karosa выпускала автобусы модельного ряда «700», но за несколько лет специалисты компании шаг за шагом вносили в их конструкцию столь значительные изменения, что, не останавливая конвейера, создали, по существу, новый тип машин. Сейчас в этот ряд входит около десяти базовых моделей. Автобусы Karosa отвечают всем современным требованиям ЕЭК по безопасности и экологии. Улучшенная светотехника, новая конструкция механизма закрывания дверей, вклеенные окна, в том числе и с противосолнечным покрытием, двигатели IVECO Euro-2 и Euro-3.

Второе семейство Karosa досталось фирме в наследство от одного из учредителей холдинга Irisbus, в который Karosa входит вместе с испанскими, итальянскими, французскими и венгерскими коллегами. Его «родоначальник» – городской автобус «310», впоследствии CityBus, спроектированный компанией Renault. Затем появилась его сочлененная версия, позже – вариант, работающий на природном газе, а также спроектированный и построенный совместно с фирмой Skoda Plzen троллейбус.

На крыше низкопольного автобуса Karosa CityBus разместили девять баллонов для природного газа, изготовленных из композиционных материалов, общим объемом 1 125 л. Заправочный узел выведен на правую сторону задней панели моторного отсека. Эта модель получила заводской индекс CNG, ее силовой агрегат дизель Renault MGDR 06.20.45, модифицированный для работы в двухтопливном режиме, развивает мощность 195 кВт и максимальный крутящий момент 1 050 Нм. Автобус несколько потерял в скорости, хотя и 70 км/ч для чисто городской машины вполне достаточно.

Развивая программу экологически чистого городского транспорта, Karosa совместно с известным предприятием Skoda Plzen разработала перспективную модель троллейбуса на базе автобуса CityBus. Специально для него разработан новый компактный пускорегулирующий комплекс с электронным управлением и малогабаритный тяговый электродвигатель. Отличительная особенность троллейбуса Karosa – мощная аккумуляторная батарея, обеспечивающая ему некоторую автономность при преодолении участков маршрута, не имеющих контактной сети.

Полная унификация по кузовным деталям и примерно 80%-ная по силовым агрегатам у обычного и газодизельного автобусов Karosa создала реальную возможность объединить в одном транспортном хозяйстве разные виды муниципального транспорта, при этом многократно снизив эксплуатационные расходы.

Третья линия – новинка компании Karosa, получившая название Axer – семейство машин длиной от 10 до 14 м с множеством вариантов планировки и отделки салона – от «коротких» городских до «длинных» междугородных. Всего же Karosa может предложить заказчикам около 100 версий и комплектаций, отличающихся планировкой салона, количеством и типом сидений, количеством дверей, разными системами отопления и т.п.

В перспективе Karosa будет готова поставить на конвейер еще одно семейство – Ares, в которое, в основном, войдут пригородные, междугородные и туристические автобусы, в том числе и 15-метрового стандарта.

В рамках холдинга Irisbus на заводе Karosa продолжается выпуск специальных школьных автобусов для Франции, здесь же французские автобусы Iliade комплектуются сиденьями чешского производства, кухнями, холодильниками, биотуалетами.

На российский рынок Karosa поставляет автобусы в северном исполнении, которые так и называются «Nord». Напомним, что именно Karosa была родоначальницей принципиально нового класса автобусов – высококомфортабельных «вахтовок», сотни которых работают в Зауралье и Западной Сибири.

Комментировать ... >>