Опубликовано: ГП 11-2004

Зо­ло­той запас бе­ло­рус­ских «Зуб­ров»
Магистральные тягачи МАЗ-534004 и МАЗ-631208

В. Вальданов, фото Д. Нестерова

Не гадая о будущих валютных злоключениях Белоруссии и России и, тем более, не вдаваясь в превратности отношений с евро, невозможно не заметить уверенного, стойкого и, выражаясь покрепче, необратимого роста курса белорусской "авто-валюты" – новых моделей грузовых автомобилей МАЗ с гарантированным, полновесным техническим обеспечением. На фоне своего "кровного" брата – автомобиля МАЗ-MAN, собираемого в соседних корпусах, белорусский МАЗ неуклонно превращается в настоящего "европейца", оставаясь при этом родным "дитём" своих родителей: Белоруссии и России.

 

Именно такими предстали перед нами проходящие сертификационные испытания тормозных систем, оснащенных АБС, два магистральных грузовика: трехосный МАЗ-631208 (6х4) полной массой 33,5 т и двухосный МАЗ-534004 (4х2) полной массой 20,5 т. Кстати, несправедливо забыта эмблема первых МАЗов, возрожденная, правда, в измененном виде на грузовиках МАЗ-MAN. Так и напрашивается сравнение первого минского автомобиля с матёрым зубром, а нового, по аналогии с этим прекрасным животным, с бычком-трёхлетком. Именно в той эмблеме полнее отражены напористость и упрямство, характеризующие современную тенденцию в развитии грузовиков МАЗ.

Шестилетняя, плодотворная работа по созданию совместного автомобиля МАЗ-MAN в полном объёме отразилась на собственно минских автомобилях. Об этом ясно свидетельствуют первые впечатления от кабин нового модельного ряда – длинной с двумя спальными местами на МАЗ-631208 и короткой с одним спальным местом на МАЗ-534004. Красноречивы и сцепные устройства европейского типа, и противоподкатные брусья, и запасные колёса с лебёдками, и полуэллиптические рессоры безукоризненной геометрической формы, и добротно изготовленные тенты на кузовах с открывающимися бортами для боковой разгрузки европоддонов.

На два цилиндра меньше

Кабина МАЗ-631208 оборудована верхним и боковым обтекателями. На кабине МАЗ-534004 нет верхнего обтекателя, но он может устанавливаться.

При дальнейшем, уже непосредственном знакомстве с машинами убеждаемся, что они оснащены российскими силовыми агрегатами Ярославского завода. На МАЗ-631208 стоит 8-цилиндровый ЯМЗ-7511.10 мощностью 390 л.с., 9-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-239, однодисковое диафрагменное сцепление ЯМЗ-184 с безасбестовыми накладками. На МАЗ-534004 установлен 6-цилиндровый ЯМЗ-7601.10 мощностью 292 л.с., 8-ступенчатая коробка ЯМЗ-238М, сцепление ЯМЗ-183.

Двигатели являются базовыми производственными моделями с индивидуальными головками цилиндров, отвечают современным требованиям, предъявляемым к автомобильной технике, имеют сертификаты соответствия международным экологическим нормам Euro-2 и предназначены, главным образом, для перспективных моделей МАЗ. Они, есте-ственно, оснащены турбонаддувом, интеркулером типа "воздух-воздух" и магистральным включением вентилятора. Двигатели также имеют встроенные жидкостно-масляные теплообменники и поршни с эффективным масляным охлаждением. В системе охлаждения двигателя работает водяной насос повышенной производительности. Топливная аппаратура – типа "Компакт-40" с повышенным до 1 200 бар (кг/см2) давлением начала впрыска.

Двигатель ЯМЗ с раздельными головками цилиндров

Для снижения уровня шума на кабине и шасси обоих автомобилей с небольшими различиями установлены шумопоглощающие экраны. Получается, что двигатель и коробка передач заключены со всех сторон в свое-образную шумопоглощающую капсулу. Учитывая, что турбонаддув способствует снижению шума выхлопа, можно сказать – автомобили по уровню шума ничуть не уступают европейским грузовикам. Реально это выражается в том, что можно вести размеренную беседу как на стоянке рядом с автомобилем при работающем двигателе, так и в кабине во время движения, в чем мы убедились в процессе проведения тестовых заездов.

А подниматься в кабину машин очень удобно благодаря трём профилированным широким ступенькам с подсветкой в темное время суток, двум поручням слева и справа для каждой руки и довольно просторному проёму двери.

Размещение водителя в кресле облегчает поворотный механизм рулевой колонки, позволяющий максимально откинуть ее вперед. Водительское сиденье, как и сиденье пассажира, на пневмоподвеске, имеет все необходимые по современным представлениям регулировки.

Промежуточный охладитель наддувочного воздуха

Панели приборов двух автомобилей имеют некоторые отличия. В кабине МАЗ-534004 установлена более современная панель, но обе их объединяют великолепная обзорность и легкая доступность органов управления без изменения положения тела водителя. Наличие тахографов так естественно, что не вызывает вопросов. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что общий уровень комфорта кабины МАЗ-631208, если рискнуть применить "звёздочную" классификацию, можно оценить четырьмя звёздами, которые могут усилить лишь опции из раздела роскоши. Но от классиков нам известно, что автомобиль – это средство передвижения, тем более – грузовой.

Если говорить о кабине МАЗ-534004, то она едва натягивает на три слабенькие звёздочки. Вот уж на самом деле, как говорится, ни два, ни полтора.

На двух человек одно спальное место, причем при его установке спинки сидений складываются, и получается, что один отдыхает, а второй, стоя его охраняет. Сохранить порядок в такой кабине практически невозможно, единственным вещевым ящиком является пол кабины. Совершенно негде разместить ни сменную спецодежду, ни спальный мешок. И для оптимизации проблемы остается только использовать вместо подушки телогрейку. По нашему убеждению, для магистрального грузовика, работающего на междугородных и региональных перевозках, когда водитель, даже если он едет один, берет с собой в дорогу багаж, такая кабина мало пригодна.

Панель приборов МАЗ-534004

При посадке на водительское место магическим образом привлекает внимание небольшая металлическая кнопка, расположенная на полу кабины, прямо на уровне глаз. Непосвященный человек начинает действовать далее с опаской, видя на своем пути неизвестное препятствие: что будет, если наступить на нее, или лучше обойти стороной. Но мы знаем, что это орган управления "моторным" тормозом. В нескольких предыдущих публикациях журнала, посвящённых автомобилям МАЗ, отмечалась анахроничность ее расположения. Да, это древность, древнее были только похожие на нее ножные кнопки переключателя света фар и омывателя ветрового стекла. Исторически, при отсутствии на ТНВД дизельных двигателей электромагнитных клапанов отсечки топлива, это устройство под названием "моторный" тормоз служило для остановки двигателя. При отсутствии АБС в тормозных системах автомобилей при неблагоприятных погодных условиях на спусках оно (под именем "горного" тормоза) обеспечивало плавное притормаживание двигателем, чтобы избежать заноса автомобиля.

Вообще называть это устройство тормозом, "моторным", "горным" и даже замедлителем, а тем более, совмещать орган его управления с педалью тормозной системы, ожидая при этом значительного уменьшения износа тормозных накладок, совсем неправомерно. Заставлять двигатель работать в неестественных условиях повышенного противодавления – не лучший способ совершенствования тормозной системы.

 

К тому же эффективность его крайне мала, на нашем МАЗ-534004 показателем его работы, практически, является лишь характерный рокот в системе выпуска двигателя. Но некоторые водители не забывают о нем совсем и используют во время работы. Видимо время окончательного решения в определении технической и функциональной значимости этого устройства еще не наступило, о чем свидетельствует и традиционность расположения его органа управления. А технология – этот "уголовный кодекс" производства, по сегодняшний день является надежным гарантом неприкосновенности этой кнопки.

Динамики испытанным автомобилям не занимать, особенно это касается МАЗ-534004, так как на нём не было ограничителя максимальной скорости. До 60 км/ч в снаряженном состоянии он разгоняется за 16 с, причём используются всего две передачи (их выбор на усмотрение водителя). При этом хорошо чувствуется, когда турбонаддув начинает работать в полную силу: раздаётся характерное посвистывание и разгонная динамика автомобилей заметно улучшается.

Мощный двигатель, уверенные тормоза, чёткое движение в поворотах – вот основные показатели, характеризующие тестируемые автомобили. Но на этом благоприятном фоне то ли меньшая база МАЗ-534004, то ли различия в установке пружин подвески кабин (по сравнению с кабиной МАЗ-631208 они развернуты на 180°), или же все вместе превращают поездку на пассажирском сиденье двухосника в близкую к эстремальной. В нашем случае – оператора с измерительной аппаратурой в условиях имитации городского движения в снаряженном состоянии автомобиля. Тело приобретает все возможные степени свободы, а отсутствие хоть какого-нибудь поручня заставляет упираться и держаться руками за всё, что только возможно. Штатные ремни безопасности в этом случае бесполезны. Нахождение в кабине МАЗ-631208 в значительной степени лишено подобных отрицательных впечатлений.

Двухспальные апартаменты

При полной загрузке автомобиль ведет себя иначе, разгон до 60 км/ч составляет уже 26 с, и приходится использовать почти весь ряд передач. Оператор вполне может расслабиться, при установившихся режимах движения полностью сосредоточиться на замерах расхода топлива. Как уже отмечалось, на машине не было ограничителя максимальной скорости, поэтому мы сами установили ее на уровне 120 км/ч, хотя небольшого увеличения приблизительно на 5 км/ч можно было добиться. Полученные результаты по расходам топлива автомобилей весьма и весьма привлекательны, и в первом приближении вполне соответствуют уровню, задаваемому зарубежными грузовиками.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что единственными европейскими изделиями на испытанных нами "европейцах" остаются пока словацкие шины Matador размером 315/80R22,5 с разным рисунком протектора передней оси и задних мостов, и германские блоки АБС. Пока, потому что ОАО "Matador-ОМСКШИНА" и Борисовское объединение "Экран" производят аналогичные изделия, предназначенные для установки на перспективные МАЗы.

Мы попытались сориентировать потенциального покупателя на современном техническом уровне новых моделей МАЗ. С удовольствием мы сами на фактах убеждаемся в большом прогрессе, демонстрируемом грузовиками из Минска.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию