Низкопольный Crossway LE
Весной текущего года компания Karex, член международного автобусного холдинга Irisbus IVECO, представила в Москве свой междугородный лайнер Crossway. А осенью состоялся второй по счету российский дебют, на этот раз низкопольного пригородного автобуса Crossway LE, который может работать и в городском сообщении. Анонсировал его лично глава представительства Karex в России Павел Уллманн.
![]() |
Уместно вспомнить, что коммерческие интересы автобусного холдинга Irisbus IVECO в нашей стране представляет компания Karex. За 10 лет было продано около 3 тыс. пассажирских машин. Ровно столько позволяют выпускать в год и текущие производственные мощности завода в городе Высоке Мыто. Год назад там начали собирать междугородный автобус Crossway, адресованный преимущественно газовикам и нефтяникам для доставки людей на вахту. А в середине 2007 года на чешско-итальянском предприятии приступили к производству Crossway LE с низким уровнем пола.
В отличие от презентованного ранее междугородного «тезки» длиной 10,6 м длина этого лайнера составляет 12 м – самый популярный на сегодня европейский размер. Но 10,6 м – не единственный габарит «межгорода». В модельном ряду компанией заложена линейка, включающая пассажирские машины длиной 12 и 12,8 м. Внешне отличить Crossway и Crossway LE несложно, стоит лишь присмотреться. У «межгорода» ветровое стекло без электронного маршрутоуказателя, а противотуманки удалены от фар головного света. Эмблема в виде свернутого колечком дельфина у «дальнобойщика» расположена на переднем бампере, тогда как у пригородной модели – на облицовке фронтальной панели. Но проще всего идентифицировать модели по боковой проекции: у Crossway LE площадь остекления за счет высоких окон больше и двери двустворчатые, а не одностворчатые как на короткой версии Crossway (в моделях длиной 12 и 12,8 м они тоже двустворчатые).
По словам Павла Уллманна, производство Crossway LE было начато в Чехии на предприятии после изучения рыночного спроса. Изначально автобус станет выпускаться в двухдверной модификации, а затем появится и в трехдверной. Он полностью адаптирован для северных условий эксплуатации и может обслуживаться на сервисе в Сургуте. Так называемое «северное исполнение» предусматривает более прочные пневмобаллоны, защиту тормозных накладок от грязи, усиленные амортизаторы. Если верить представителям завода-изготовителя, расход топлива на пустом автобусе составляет около 17 л/100 км – как у современного внедорожника, а с пассажирами на борту он вырастает до 22 л/100 км. Цена Crossway LE без таможенных сборов и НДС составляет 130–140 тыс. евро. Так называемый «северный вариант» удорожает автобус почти на 4 тыс. евро. Срок изготовления – около 5 месяцев с момента размещения заказа. Вся продукция теперь делается исключительно под конкретного перевозчика, поэтому взять что-то со склада не удастся.
![]() |
Европейским потребителям Crossway LE будет поставляться с моторами Euro 4, российским – с двигателями Euro 3. Объяснение этому простое: реагент AdBlue замерзает при температуре –11 °С, а в России морозы и за минус сорок не в диковинку. Кроме того, когда кончается мочевина, двигатель теряет до 40% своей мощности, а кому из перевозчиков это понравится?! Наконец, цена автобуса с мотором Euro 4 выше цены автобуса с Euro 3. Такие строгие экологические нормы в России еще не ввели, и зачем платить больше, когда есть шанс сэкономить?! Кстати, помимо Москвы презентация лайнера прошла в Омске, Тюмени, Челябинске, Казани. И везде было высказано пожелание сделать накопительную площадку более вместительной. Нашлись и первые заказчики, подписавшие в одном из городов контракт на поставку 100 новых Crossway LE.
Гарантия на новый автобус составляет 24 месяца без ограничения пробега. Первое ТО проводится через 8 тыс. км пробега, следующее – после достижения 80 тыс. км. И хотя завод рекомендует производить замену масла в двигателе через 80 тыс. км, в российских условиях (например, в Западной Сибири) его меняют чаще. Заправочные объемы коробки передач и раздаточной коробки (13 и 19 л соответственно) тоже обновляют чаще, чем в Европе. К слову, интервал замены трансмиссионного масла в механической КП ZF составляет 120 тыс. км, а в автоматической Voith – 60 тыс. км.
Привлекательная сторона Crossway LE – его высокая антикоррозийная стойкость. Весь кузов обрабатывают методом катафореза. Передняя и задняя маски изготовляются из пластика. В общем, ржаветь там нечему. И хотя завод дает скромную гарантию от сквозной коррозии всего на 5 лет, в реальных условиях кузов прослужит значительно дольше. Кстати, кузов разработан и производится в Чехии. Сиденья, двери, передний мост – тоже чешского производства. Многие другие детали и узлы также делают за рубежом, но от этого лайнер не стал хуже, а только выиграл.
В салоне Crossway LE размещено 7 печек, плюс 2 в рабочей зоне водителя. Достойный набор для российских условий. И в том, что работает он эффективно, мы с коллегами убедились во время тест-драйва. Несмотря на дождливую погоду и частое пользование дверями, холод в салоне не ощущался. Стекла не запотевали, а продрогшие на улице пассажиры быстро согревались. Правда, не готов подписаться под тем, что на обычных линиях водители станут так же заботливо включать отопление на полную мощность...
![]() |
Автобус производит очень хорошее впечатление. По крайней мере, в день знакомства с ним на Дмитровском автополигоне нареканий к нему не было. И это несмотря на резкое ухудшение погоды, вплоть до сильного дождя, и ограничение видимости. Ход у него мягкий, обзорность отличная, тормоза хваткие. Уровень комфорта – вполне достойный. Обобщая полученную информацию, начинаешь понимать, почему такие лайнеры активно приобретают транспортные операторы Италии и Франции. Впрочем, и россияне не лыком шиты...
Прощай, Karosa!
На всех автобусах, выпускаемых в чешском городе Высоке Мыто, с 1 января 2007 года торговая марка Karosa больше не используется. Вместо этого логотипа применяется фирменная хромированная эмблема свернутого в кольцо дельфина, символизирующего международный автобусный холдинг Irisbus IVECO. Коммерческое название модели располагается в передней части боковин кузова в виде стилизованной надписи в хроме или в трафаретном исполнении самоклеящейся пленкой.
![]() |
![]() |
![]() |