Опубликовано: ГП 06-2005

Гран-при Setra: шестой дубль

А. Трохачёв, фото автора

Легенда гоночного автоспорта – автодром Нюрбургринг в этом году принимал не только мотоциклистов и автогонщиков, но и водителей автобусов. В шестой раз лучшие из них собрались на Кубок вызова Setra Grand Prix 2005. Отстаивать честь своих компаний приехали 120 профессионалов из 25 стран мира, включая Великобританию и США.

Первый Гран-при немецкой марки проводился в 1992 году. «Пробный шар» оказался настолько удачным, что даже скептики не усомнились в зарождении новой традиции. До конца прошлого века было три соревнования – в 1996, 1998 и 2000 годах. Новый век пятый Setra Grand Prix «распечатал» в 2003 году. И, наконец, шестой прошел весной 2005 года. К этому времени установились и правила соревнований, и количество участников, и программа борьбы. Иногда любопытные спрашивают, почему Кубок вызова Setra не проводится ежегодно? В ответ организаторы задают встречный вопрос: «Почему чемпионат Европы по футболу проводится раз в два года, а чемпионат мира – раз в четыре года?» Дело в том, что на подготовку столь ответственного мероприятия уходит очень много времени, сил и денег. И если в большом спорте существенную помощь оказывают многочисленные спонсоры, то здесь приходится рассчитывать на собственные силы.

Участники Setra Grand Prix 2005 – это 120 лучших транспортников из 25 стран Европы и США (в прошлый раз – 120 из 21 страны). Их могло быть и больше (желающих хоть отбавляй), но организаторы сознательно ограничили это число. Счастливчики отбирались жеребьевкой по одному человеку от транспортной компании. От России в этом году выступали двое – Николай Каштанов из «Нева Трэвэл» (Санкт-Петербург) и Анатолий Глачаев из «Мострансавто» (Коломна). К слову, на Гран-при 2003 года нашу страну представлял только один водитель из «Мос-трансавто», которому удалось попасть в середину списка сильнейших. На чемпионский титул никто из нынешних россиян не претендовал, но на высокие места рассчитывали вполне обосновано. Задача на время Кубка вызова ставилась реальная: показать всё, на что способны.

Томас Исакссон – победитель Кубка вызова Setra 2005 года

В отличие от других видов борьбы на трассе скорость на Setra Grand Prix – не главное. Люди приобретают билеты не столько для того, чтобы быстро добраться из пункта А в пункт Б, сколько для того, чтобы получить удовольствие от наземных путешествий. В Европе, например, подавляющее большинство пассажиров машин такого класса – пенсионеры. Люди обеспеченные, они привыкли к комфорту, и безопасность для них – на первом месте. Доверяясь транспортной компании, они интересуются маркой автобуса, а опытность водителя подразумевается сама собой. И для всех очевидно, что мастерство управления туристическим автобусом заключается в умении ездить экономично и безопасно. Кроме того, не ставится под сомнение и умение водителя контролировать габариты машины как свои собственные, а также безаварийно маневрировать в стесненных условиях. Еще один важный критерий – плавность хода. Без нее рассчитывать на наплыв пассажиров в Европе не приходится. Правда, за это очки на соревнованиях не начисляют. Зато остальные результаты подлежат тщательному анализу.

На прошлом Гран-при в дисциплине «Экономичное вождение» десять лучших водителей показали среднюю скорость 54,98 км/ч на дистанции при среднем расходе топлива 34,85 л/100 км. А водители, занявшие десять последних мест, проехали гоночное кольцо Нюрбургринга со средней скоростью 55,46 км/ч, но уже со средним расходом топлива 48,7 л/100 км. Таким образом, небольшая разница в скорости (+0,48 км/ч) обошлась им увеличенным расходом дизтоплива (+13,95 л/100 км). Но для руководства любой транспортной компании умение водителя ездить экономично гораздо важнее его умения ездить быстро. Вот почему организаторы Setra Grand Prix наряду с безопасностью во главу угла ставили экономичность.

Анатолий Глачаев из «Мострансавто»

Чтобы все находились в равных условиях, участникам Кубка вызова 2005 года, как и в предыдущие годы, предоставили одинаковую технику. Например, на первом Гран-при все соревновались на туристических автобусах Setra S315 HD. В 2003 году сильнейшие профессионалы определялись за рулем разных моделей автобусов Setra. Так, в дисциплине «Экономичное вождение» водители садились за руль 4-звездной модели S415 HD с двигателем мощностью 422 л.с. «Безопасное вождение» участники сдавали на S415 HDH (4 звезды, 476 л.с.). А в категории «Искусство маневрирования» использовались S315 GT-HD. В этом году на трассе Grand Prix были исключительно новейшие модели семейства Top Class 400: на экономичном вождении – S415 GT-HD, безопасном – S416 GT-HD и на маневренном – S415 HD. Нынешние задания были идентичны заданиям двухлетней давности, но на накале страстей это никак не отразилось: подавляющее большинство участников приехали на соревнования впервые.

Что предстояло выполнить лучшим водителям Европы и США? По определению организаторов – «практические упражнения, направленные на совершенствование навыков, необходимых при управлении туристическим автобусом». Например, в секции «обучение безопасности» от водителей требовалось продемонстрировать умение сохранять контроль над автобусом в критических ситуациях. Для этого на мокрой трассе искусственно создавался снос задней части автобуса, и внезапно появлялись препятствия, имитируемые фонтанами воды. В секции «экономичное вождение» нужно было проехать 5139 м гоночного кольца на высокой средней скорости, показав минимальный расход топлива. На «зимнем пятачке» ведущая ось «обувалась» в цепи противоскольжения с засечкой времени.

Фонтан имитирует препятствие, которое нужно объехать

А в тесте «на мастерство» водителям предстояло раскрыть свой потенциал при диагональной парковке задним ходом, наезде на контрольную точку, маневрировании у стенки, скоростной «змейке» и въезде в узкие ворота. Это должно было показать, насколько квалифицированно могут управлять автобусом в различных ситуациях водители Setra. По словам представителя бренда Setra Вернера Штайба, эти упражнения базируются на практических аспектах работы водителя автобуса.

Впрочем, и так ясно, что водитель туристического автобуса должен не просто «баранку» крутить, а делать это мастерски. И хотя «автобусники» – люди бывалые, с многолетней практикой, волновалась на Нюрбургринге как студенты-первокурсники на экзамене.

Нашим водителям пришлось начинать с самого тяжелого упражнения – маневрирования, да еще и против солнца. И время старта было передвинуто на 10 минут раньше намеченного срока. Что ни говори, а условия уже представлялись неравными. За шесть минут требовалось проделать восемь упражнений. Первое – диагональная парковка задним ходом в обставленном конусами пятачке. Второе – наезд передним колесом на контрольную точку с докладом о выполнении. Третье – поворот у стенки, когда углом бампера требуется уложить столбики так, чтобы конусы устояли на месте. Четвертое – въезд в ворота с угла почти 90°. Пятое – прохождение круга с габаритными ограничениями по внутреннему и внешнему радиусам. Шестое – скоростной проезд смотровой канавы или группы выбоин на дороге и попадание в узкую «калитку» с ходу, без остановки. Седьмое – изменение полосы движения на светофоре. Восьмое – точность торможения у линии финиша.

«Змейка» на автобусе – упражнение не из легких

При кажущейся простоте описание задания вызвало немало проблем не только у новичков, но и у лидеров Гран-при. Никто из участников не прошел дистанцию без штрафных очков или ошибок. А Николаю Каштанову не повезло особенно: шедший впереди водитель замешкался, и ему по указанию судьи пришлось остановиться. Был остановлен и секундомер, но не сразу, как потом считали очки – неизвестно.

Простое, казалось бы, задание – экономичное вождение – стало камнем преткновения у большинства претендентов на высокий результат. В контрольное время (6 минут), отведенное на прохождение гоночного кольца Нюрбургринга (5139 м), уложились практически все участники. Уложиться-то они уложились, а топлива сожгли больше нормы. В итоге «на коне» оказался тот, кто придерживался старой народной мудрости: «тише едешь – дальше будешь». О том, насколько сложным было задание, можно судить хотя бы по такому факту: победитель нынешнего Гран-при в этой дисциплине занял только 46-е место. На безопасном вождении он показал только 27-й результат. Первое место наряду с большинством участников он занял по итогам надевания цепей противоскольжения. А решающим стало его лидерство в тесте на мастерство – там, где не повезло нашим участникам.

Обидно, но факт: в этом году российские транспортники не попали в первую десятку Setra Grand Prix. Не покорилась им ни вторая, ни третья «обойма» списочного состава участников... А, впрочем, так ли уж важно, какие именно места они добыли в упорной борьбе с лучшими водителями туристических автобусов?

Setra S6 образца 1955 года приехал на Grand Prix своим ходом

Главное – они получили опыт, который непременно пригодится им в повседневной работе. Чего скрывать: уезжали наши ребята из Германии расстроенные. Но теперь они полны решимости на розыгрыше следующего Гран-при добиться достойного результата.

А на этот раз праздник был, увы, не на нашей улице. Всё было довольно предсказуемо: из десяти сильнейших водителей Setra четверо оказались из Германии. Третье место заняла женщина – Мэйки Вильтфанг! Она проиграла обладателю первого места всего 20 баллов и среди участниц была не единственной фрау – вместе с ней в когорту лучших вошли еще пять ее соотечественниц. А тем, кто в силу волнения или других причин не реализовал свои амбиции, теперь придется запастись терпением на два года – до следующего Setra Grand Prix, который пройдет там же, на Нюрбургринге, весной 2007 года.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен