<<< Назад

Аккумулятор на «Газели»

С. Ионес

С на­ча­лом зимы перед вла­дель­цами оте­че­ствен­ных, осо­бенно не­но­вых ав­то­мо­би­лей, остро встаёт про­блема хо­лод­ного пуска. И «Га­зель» – не ис­клю­че­ние. Ко­нечно, для уве­рен­ного за­пуска дви­га­теля нужно про­мыть и от­ре­гу­ли­ро­вать кар­бю­ра­тор, пра­вильно выста­вить за­жи­га­ние, ввер­нуть хо­ро­шие свечи, на­ко­нец, за­лить со­о­т­вет­ству­ю­щее се­зону масло в кар­тер. Од­нако вс­пом­ним клас­си­че­скую фразу из бес­смерт­ного ки­но­фильма: «со ста­рым ак­ку­му­ля­то­ром – это не жизнь».

Именно для ак­ку­му­ля­тора зима – по-на­сто­я­щему тя­же­лое время. От вы­год­ного или не­вы­год­ного про­те­ка­ния в нём и на нём элек­тро­хи­ми­че­ских про­цес­сов будет за­ви­сеть, хва­тит ли мощ­но­сти про­вер­нуть стар­тер, или при­дется «при­ку­ри­вать», а может за­во­диться с бук­сира и потом на про­тя­же­нии всего рейса ни при каких об­сто­я­тельствах не глу­шить дви­га­тель.

В боль­шин­стве слу­чаев перед зимой нет нужды пла­тить деньги за новую ба­та­рею: до­ста­точно про­сто пра­вильно об­слу­жить ту, что есть. Вс­пом­ним сер­вис­ные опе­ра­ции, зна­ко­мые всем бы­ва­лым ав­то­мо­би­ли­стам. Очи­стим кор­пус ак­ку­му­ля­тора от грязи: её в мо­тор­ном от­секе «Га­зели» за лето на­би­ра­ется много. Для этого чаще всего бы­вает до­ста­точно про­стой воды. Осо­бое вни­ма­ние сле­дует уде­лить верх­ней части с вы­вод­ными штырями – после об­слу­жи­ва­ния она должна быть не только чи­стой, но и сухой.

Вольт­метр по­ка­зы­вает нор­маль­ную «за­рядку»

Если ба­та­рея «об­слу­жи­ва­е­мая», про­ве­рим плот­ность элек­тро­лита, если нужно, до­ба­вим ди­стил­ли­ро­ван­ную воду и пол­но­стью за­ря­дим. Благо, и ди­стил­ли­ро­ван­ная вода, и за­ряд­ные устройства давно лежат в каж­дом ма­га­зине. А сна­чала про­моем водой, а затем по­чи­стим шкур­кой вы­вод­ные штыри на ба­та­рее и клеммы на си­ло­вых про­во­дах ав­то­мо­биля. На­дёжно за­кре­пим клеммы и по­кроем их пла­стич­ной смаз­кой, чтобы за­щи­тить от ка­пе­лек элек­тро­лита и дру­гих не­же­ла­тель­ных кон­так­тов.

Не­ко­то­рых опе­ра­ций можно из­бе­жать, если у вас не­об­слу­жи­ва­е­мый ак­ку­му­ля­тор. Его до­ста­точно про­сто со­дер­жать в чи­стоте. Стоит такой ак­ку­му­ля­тор не­сколько больше, чем «об­слу­жи­ва­е­мый», но мно­гие во­ди­тели, имев­шие с ним дело и ува­жа­ю­щие себя, счи­тают, что на этом не сле­дует эко­но­мить. Слу­жить он будет не один год, и при гра­мот­ной экс­плу­а­та­ции, воз­можно, до­живёт до про­дажи ма­шины. Важно только сле­дить, чтобы кон­троль­ный «гла­зок» на нём по­сто­янно по­ка­зы­вал пол­ный заряд. Кстати, именно этот ин­ди­ка­тор ука­зы­вает, хва­тает ге­не­ра­тору сил нор­мально за­ря­жать ба­та­рею, или пора ис­кать не­ис­прав­но­сти.

Пло­щадку ещё можно вос­ста­но­вить

В ин­струк­ции по экс­плу­а­та­ции завод ре­ко­мен­дует ис­поль­зо­вать на «Га­зели» с «402-м» и «406-м» дви­га­те­лями «лег­ко­вую» ба­та­рею 6СТ-55. В самом деле, для уве­рен­ного за­пуска ис­прав­ного и от­ре­гу­ли­ро­ван­ного мо­тора ЗМЗ может, и до­ста­точно 55 А·ч, но только для но­вого ав­то­мо­биля или для лю­бого в тёп­лое время года. И спе­ци­а­ли­сты, и во­ди­тели схо­дятся во мне­нии, что для нор­маль­ной экс­плу­а­та­ции не­но­вой «Га­зели» не­об­хо­дим более ёмкий ак­ку­му­ля­тор. На то, чтобы рас­кру­тить дви­га­тель до­вольно боль­шого ра­бо­чего объёма, тре­бу­ется энер­гия. К тому же в про­цессе экс­плу­а­та­ции не­сколько «плывут» ре­гу­ли­ровки кар­бю­ра­тора и за­жи­га­ния, что до­бав­ляет стар­теру ра­боты. На­ко­нец, в ста­рые из­но­шен­ные дви­га­тели ради не­ко­то­рого по­вы­ше­ния дав­ле­ния в си­стеме смазки за­ли­вают более гу­стое масло.

Даже с ба­та­ре­ями ём­ко­стью 60 А·ч рис­куют ез­дить, по нашим на­блю­де­ниям, не­мно­гие. Чаще всего встре­ча­ются ба­та­реи ём­ко­стью 65–75 А·ч. Но не­ко­то­рые во­ди­тели при­об­ре­тают мощ­ные ба­та­реи по 85–90, а то и 100 А·ч. Но это уже, по мне­нию спе­ци­а­ли­стов, выбро­шен­ные деньги. От­ре­мон­ти­ро­вать ге­не­ра­тор будет де­шевле...

Очи­щаем от рых­лой ржав­чины

Ба­та­рея уве­ли­чен­ной ём­ко­сти, без со­м­не­ния, тре­бу­ется ма­ши­нам с ди­зе­лем ГАЗ-560. Также уве­ли­чен­ная ём­кость ба­та­реи по­лезна, если ма­шину осна­стили пред­пус­ко­вым по­до­гре­ва­те­лем. За пол­часа ра­боты он успе­вает «съесть» не­сколько ампер-часов, рав­но­цен­ных одной-двум по­пыт­кам пуска.

Стан­дарт­ная ак­ку­му­ля­тор­ная пло­щадка «Га­зели» до­вольно боль­шая. На неё сво­бодно встает ба­та­рея дли­ной до 31 см и ши­ри­ной до 20 см. Ничто не ме­шает по­до­брать в этих га­ба­ри­тах ба­та­рею уве­ли­чен­ной мощ­но­сти. Кроме того, пло­щадка вы­пол­нена съём­ной. Она за­креп­лена на мо­тор­ном щите че­тырьмя бол­тами. Это поз­во­ляет на её место по­ста­вить уве­ли­чен­ную. Благо, они име­ются в ма­га­зи­нах зап­ча­стей.

Как во­дится, вся­кое до­сто­ин­ство обо­ра­чи­ва­ется не­до­стат­ком. Опыт­ные во­ди­тели ре­ко­мен­дуют пе­ри­о­ди­че­ски под­тя­ги­вать креп­ле­ния пло­щадки: со вре­ме­нем они осла­бе­вают, и пло­щадка на­чи­нает «ша­таться». Чтобы под­тя­ги­вать реже, под болты можно под­ло­жить шайбы-гро­веры. У плохо за­креплён­ной пло­щадки до­ста­точно быстро трес­ка­ются и от­ры­ва­ются «уши» крон­штей­нов. Если под рукой есть сва­роч­ный ап­па­рат, ко­то­рым можно поль­зо­ваться в любое время и бес­платно, пло­щадку можно вос­ста­но­вить, в осталь­ных слу­чаях проще ку­пить новую: стоит она не­до­рого.

Пло­щадка съём­ная. Но удастся ли от­вер­нуть при­р­жа­вев­шую гайку?

Во­прос о за­мене пло­щадки встаёт и по дру­гой при­чине – «ки­пя­щий» ак­ку­му­ля­тор за­брыз­ги­вает её кис­ло­той. Пол­но­стью сле­зает краска, ак­тивно раз­ви­ва­ется кор­ро­зия, до­вольно быстро съе­да­ю­щая пло­щадку почти пол­но­стью. У по­дер­жан­ных машин это встре­ча­ется часто. Но пока бо­лезнь не за­пу­щена, ржа­вую пло­щадку можно спа­сти. Кроме того, от кис­лоты стра­дает и мо­тор­ный щит, ко­то­рый в любом слу­чае при­дётся вос­ста­нав­ли­вать: уж его-то «малой кро­вью» не за­ме­нишь.

Сна­чала ме­тал­ли­че­ской щёт­кой уда­ляем остатки краски, грязь и слои рых­лой ржав­чины, потом об­ра­ба­ты­ваем по­верх­ность пре­об­ра­зо­ва­те­лем ржав­чины. Если есть воз­мож­ность, пес­ко­струим. Далее воз­можны ва­ри­анты. Пер­вый – грун­то­вать и кра­сить пло­щадку и уча­сток щита как дру­гие ку­зов­ные па­нели. Тем более что не­боль­шую по раз­меру пло­щадку, сня­тую с ма­шины, легко под­верг­нуть «го­ря­чей сушке». Можно за­кра­сить очи­щен­ные по­верх­но­сти «ан­ти­гра­вием» или би­тум­ной ма­сти­кой, пред­на­зна­чен­ной для об­ра­ботки днища. На­ко­нец, как ва­ри­ант, про­сто «об­лить» «Мо­ви­лем».

По­кры­ваем пло­щадку «ан­ти­гра­вием»

Чтобы за­щи­тить по­крытие пло­щадки от кис­лоты, спе­ци­а­ли­сты ре­ко­мен­дуют по­ста­вить под ак­ку­му­ля­тор ре­зи­но­вый ков­рик, сто­я­щий ко­пейки. Не­ко­то­рые во­ди­тели идут дальше. Спе­ци­аль­ный ков­рик для ак­ку­му­ля­тора, по их мне­нию, мал, не за­щи­щает мо­тор­ный щит, а ино­гда – и края пло­щадки. Из ста­рого ков­рика для пола ка­бины выре­зают боль­шой кусок. Таких раз­ме­ров, чтобы хва­тило пол­но­стью укрыть саму пло­щадку, по­ло­вину за­г­нуть вер­ти­кально вверх и зас­ло­нить от ак­ку­му­ля­тора часть мо­тор­ного щита. «Ре­зинку» лучше по­ста­вить ещё на новом ав­то­мо­биле. А после ре­монта пло­щадки она ста­нет за­ло­гом того, что затра­чен­ные уси­лия не про­па­дут даром.

Не­редко можно ви­деть ма­шины, и не только «Га­зели», у ко­то­рых от­сут­ствуют креп­ле­ния ак­ку­му­ля­тора. Ба­та­рея у них «висит» только на про­во­дах. С не­за­креп­лен­ной ба­та­реей, как пра­вило, ездят в трёх слу­чаях. Во-пер­вых, так де­лают, когда часто при­хо­дится сни­мать на ночь с ма­шины ста­рый ак­ку­му­ля­тор и нести на за­рядку. Во-вто­рых, не при­вин­чи­вают ба­та­рею те, кому при­хо­дится по­сто­янно пе­ре­став­лять ак­ку­му­ля­тор с од­ного ав­то­мо­биля на дру­гой. На­при­мер, некий «эко­ном­ный» во­ди­тель дол­гое время ис­поль­зо­вал один и тот же ак­ку­му­ля­тор на «ра­бо­чей» «Га­зели» и «се­мей­ных» «Жи­гу­лях». И, на­ко­нец, про­сто из-за раз­гиль­дяйства.

Даже такая «об­ра­ботка» про­длит жизнь пло­щадки

Может ли у «Га­зели» не­за­креплён­ный ак­ку­му­ля­тор «уле­теть» впе­ред? Такое, по сло­вам бы­ва­лых, хоть редко, но слу­ча­ется. На­при­мер, если по­пасть пе­ред­ним пра­вым ко­ле­сом в от­крытый ко­ло­дец, стук­нуться на ско­ро­сти о бор­дюр. На­ко­нец, при ДТП. Ав­то­мо­биль резко оста­нав­ли­ва­ется, зато ак­ку­му­ля­тор про­дол­жает дви­гаться, ведь у «Га­зели» мо­тор­ный отсек ском­по­но­ван так, что этому ни­чего не ме­шает. Про­вод «массы» об­ры­ва­ется, плю­со­вой летит впе­ред вме­сте с ба­та­реей, ко­то­рая вы­би­вает пра­вую фару, и гиб­нет сама. Будь ак­ку­му­ля­тор за­креплён, воз­можно, ма­шина ушла бы с места столк­но­ве­ния своим ходом. Да и ущерб ока­зался зна­чи­тельно меньше.

В слу­чаях, когда не­об­хо­димо часто сни­мать ак­ку­му­ля­тор, во­ди­тели пред­ла­гают «на­род­ное» сред­ство, поз­во­ля­ю­щее обойтись без бол­тов и «ба­раш­ков». Ба­та­рею, по их мне­нию, можно при­тя­нуть к ак­ку­му­ля­тор­ной пло­щадке и мо­тор­ному щиту ре­зи­но­вым жгу­том-эс­пан­де­ром с крюч­ками на конце. Таким, какой ис­поль­зуют, чтобы за­кре­пить груз в ку­зове или на верх­нем ба­гаж­нике.

Так от­ры­ва­ется крон­штейн креп­ле­ния пло­щадки

Спе­ци­а­ли­сты же на­ста­и­вают, что ба­та­рея должна быть жестко за­креп­лена. Преж­де всего, не­за­креплён­ный или при­кру­чен­ный эс­пан­де­ром ак­ку­му­ля­тор на до­рож­ных не­ров­но­стях пры­гает и бьётся о пло­щадку. У ма­шины с до­ста­точно жест­кой под­вес­кой это осо­бенно ощу­тимо. От уда­ров осы­па­ется ак­тив­ная масса. В худ­шем слу­чае это при­ведёт к ко­рот­кому за­мы­ка­нию банки, и ак­ку­му­ля­тор, ко­то­рый мог ещё по­слу­жить, от­пра­вится на по­мойку.

За­вод­ской крон­штейн креп­ле­ния ба­та­реи рас­по­ло­жен по­се­ре­дине пло­щадки. Он вы­пол­нен в виде «за­хвата» с бол­том, как у ны­неш­них лег­ко­вых машин. По­этому же­ла­тельно при­ме­нять со­вре­мен­ные ба­та­реи с «кар­ни­зом» в ниж­ней части кор­пуса. Резьбу болта, кстати, тоже лучше за­щи­тить от по­па­да­ния кис­лоты пла­стич­ной смаз­кой. Но на слу­чай уста­новки ак­ку­му­ля­тора ста­рого об­разца в эбо­ни­то­вом кор­пусе на тор­цах пло­щадки преду­смот­рены от­вер­стия, поз­во­ля­ю­щие ис­поль­зо­вать кре­пёж ба­та­реи ста­рого об­разца, при­ме­няв­шийся на ма­ши­нах преж­них вы­пус­ков.

Ак­ку­му­ля­тор мощ­но­стью 75 А·ч. Место для боль­шей по раз­меру ба­та­реи ещё есть

«Га­зели» на за­воде осна­щают вы­клю­ча­те­лем «массы». Рас­по­ло­жен он под ка­по­том. Среди во­ди­те­лей нет еди­ного мне­ния, спо­соб­ствует ли луч­шей со­хран­но­сти ак­ку­му­ля­тора от­клю­че­ние «массы» на время ноч­ной сто­янки. Обычно, даже на сто­я­щем ав­то­мо­биле, оста­ются вклю­чен­ными при­боры: сиг­на­ли­за­ция и маг­ни­тола, ра­бо­та­ю­щие в ре­жиме ожи­да­ния, по­сто­янно иду­щие часы. Они по­треб­ляют так мало тока, что после ноч­ной сто­янки, даже на мо­розе, на за­пуск мо­тора энер­гии хва­тит, и еже­дневно вы­клю­чать «массу» не обя­за­тельно. Более того: при от­клю­че­нии элек­три­че­ства не ра­бо­тает сиг­на­ли­за­ция, «сби­ва­ются» на­стройки маг­ни­толы, бор­то­вого ком­пью­тера, ра­дио­стан­ции. Если у ма­шины дви­га­тель ЗМЗ-406 с ин­жек­то­ром, при вы­клю­че­нии «массы» у си­стемы впрыска топ­лива на­стройки вста­нут «по умол­ча­нию».

Но если ма­шина про­ста­и­вает не­сколько дней, а тем более не­делю, раз­ряд ба­та­реи уже может стать ощу­ти­мым. Вы­клю­чен­ная «масса» поз­во­ляет из­бе­жать по­доб­ных по­терь. Кроме того, ак­ку­му­ля­тор не «сядет», если вы слу­чайно за­были вы­клю­чить какой-ни­будь из мощ­ных при­бо­ров.

Но глав­ное усло­вие уве­рен­ной ра­боты ак­ку­му­ля­тора при любой по­годе за­клю­ча­ется в ис­прав­но­сти ге­не­ра­тора, а также в со­о­т­вет­ствии мощ­но­сти ге­не­ра­тора и ко­ли­че­ства тока, по­треб­ля­е­мого штат­ными и до­пол­ни­тель­ными при­бо­рами, уста­нов­лен­ными на ма­шину. Но это – тема от­дель­ного раз­го­вора. И не од­ного.


ДРУ­ГИЕ СТА­ТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:



Комментировать ... >>
Я
(01.11.12)
Подскажите п.ж.л. почему нет зарядки на холостых при включенных приборах в автомобиле Газель33021.
виктор
(20.01.08)
да 62 ампера подольский через год на 406 движке здох!
стас
(20.04.06)
доходчиво
ФОРУМ - горячие темы
Транспортный бизнес изнутри (20971 пр.)
Ремонт и техническое обслуживание автофургонов (13036 пр.)
Changan плюсы и минусы по сравнению (12037 пр.)
Автобус Фольксваген Крафтер (15356 пр.)
авто в аренду (12339 пр.)
Двигатель на Ивеко (8310 пр.)
на fuso ремень (26505 пр.)
ISUZU NQR75R(Борт, каркас,тент,) (31013 пр.)
максимальная разрешеная длина автопоезда в Европе (30345 пр.)
Маз 4370 . Зубрёнок ! (20663 пр.)