<<< Назад

Аккумулятор на «Газели»

С. Ионес

С на­ча­лом зимы перед вла­дель­цами оте­че­ствен­ных, осо­бенно не­но­вых ав­то­мо­би­лей, остро встаёт про­блема хо­лод­ного пуска. И «Га­зель» – не ис­клю­че­ние. Ко­нечно, для уве­рен­ного за­пуска дви­га­теля нужно про­мыть и от­ре­гу­ли­ро­вать кар­бю­ра­тор, пра­вильно выста­вить за­жи­га­ние, ввер­нуть хо­ро­шие свечи, на­ко­нец, за­лить со­о­т­вет­ству­ю­щее се­зону масло в кар­тер. Од­нако вс­пом­ним клас­си­че­скую фразу из бес­смерт­ного ки­но­фильма: «со ста­рым ак­ку­му­ля­то­ром – это не жизнь».

Именно для ак­ку­му­ля­тора зима – по-на­сто­я­щему тя­же­лое время. От вы­год­ного или не­вы­год­ного про­те­ка­ния в нём и на нём элек­тро­хи­ми­че­ских про­цес­сов будет за­ви­сеть, хва­тит ли мощ­но­сти про­вер­нуть стар­тер, или при­дется «при­ку­ри­вать», а может за­во­диться с бук­сира и потом на про­тя­же­нии всего рейса ни при каких об­сто­я­тельствах не глу­шить дви­га­тель.

В боль­шин­стве слу­чаев перед зимой нет нужды пла­тить деньги за новую ба­та­рею: до­ста­точно про­сто пра­вильно об­слу­жить ту, что есть. Вс­пом­ним сер­вис­ные опе­ра­ции, зна­ко­мые всем бы­ва­лым ав­то­мо­би­ли­стам. Очи­стим кор­пус ак­ку­му­ля­тора от грязи: её в мо­тор­ном от­секе «Га­зели» за лето на­би­ра­ется много. Для этого чаще всего бы­вает до­ста­точно про­стой воды. Осо­бое вни­ма­ние сле­дует уде­лить верх­ней части с вы­вод­ными штырями – после об­слу­жи­ва­ния она должна быть не только чи­стой, но и сухой.

Вольт­метр по­ка­зы­вает нор­маль­ную «за­рядку»

Если ба­та­рея «об­слу­жи­ва­е­мая», про­ве­рим плот­ность элек­тро­лита, если нужно, до­ба­вим ди­стил­ли­ро­ван­ную воду и пол­но­стью за­ря­дим. Благо, и ди­стил­ли­ро­ван­ная вода, и за­ряд­ные устройства давно лежат в каж­дом ма­га­зине. А сна­чала про­моем водой, а затем по­чи­стим шкур­кой вы­вод­ные штыри на ба­та­рее и клеммы на си­ло­вых про­во­дах ав­то­мо­биля. На­дёжно за­кре­пим клеммы и по­кроем их пла­стич­ной смаз­кой, чтобы за­щи­тить от ка­пе­лек элек­тро­лита и дру­гих не­же­ла­тель­ных кон­так­тов.

Не­ко­то­рых опе­ра­ций можно из­бе­жать, если у вас не­об­слу­жи­ва­е­мый ак­ку­му­ля­тор. Его до­ста­точно про­сто со­дер­жать в чи­стоте. Стоит такой ак­ку­му­ля­тор не­сколько больше, чем «об­слу­жи­ва­е­мый», но мно­гие во­ди­тели, имев­шие с ним дело и ува­жа­ю­щие себя, счи­тают, что на этом не сле­дует эко­но­мить. Слу­жить он будет не один год, и при гра­мот­ной экс­плу­а­та­ции, воз­можно, до­живёт до про­дажи ма­шины. Важно только сле­дить, чтобы кон­троль­ный «гла­зок» на нём по­сто­янно по­ка­зы­вал пол­ный заряд. Кстати, именно этот ин­ди­ка­тор ука­зы­вает, хва­тает ге­не­ра­тору сил нор­мально за­ря­жать ба­та­рею, или пора ис­кать не­ис­прав­но­сти.

Пло­щадку ещё можно вос­ста­но­вить

В ин­струк­ции по экс­плу­а­та­ции завод ре­ко­мен­дует ис­поль­зо­вать на «Га­зели» с «402-м» и «406-м» дви­га­те­лями «лег­ко­вую» ба­та­рею 6СТ-55. В самом деле, для уве­рен­ного за­пуска ис­прав­ного и от­ре­гу­ли­ро­ван­ного мо­тора ЗМЗ может, и до­ста­точно 55 А·ч, но только для но­вого ав­то­мо­биля или для лю­бого в тёп­лое время года. И спе­ци­а­ли­сты, и во­ди­тели схо­дятся во мне­нии, что для нор­маль­ной экс­плу­а­та­ции не­но­вой «Га­зели» не­об­хо­дим более ёмкий ак­ку­му­ля­тор. На то, чтобы рас­кру­тить дви­га­тель до­вольно боль­шого ра­бо­чего объёма, тре­бу­ется энер­гия. К тому же в про­цессе экс­плу­а­та­ции не­сколько «плывут» ре­гу­ли­ровки кар­бю­ра­тора и за­жи­га­ния, что до­бав­ляет стар­теру ра­боты. На­ко­нец, в ста­рые из­но­шен­ные дви­га­тели ради не­ко­то­рого по­вы­ше­ния дав­ле­ния в си­стеме смазки за­ли­вают более гу­стое масло.

Даже с ба­та­ре­ями ём­ко­стью 60 А·ч рис­куют ез­дить, по нашим на­блю­де­ниям, не­мно­гие. Чаще всего встре­ча­ются ба­та­реи ём­ко­стью 65–75 А·ч. Но не­ко­то­рые во­ди­тели при­об­ре­тают мощ­ные ба­та­реи по 85–90, а то и 100 А·ч. Но это уже, по мне­нию спе­ци­а­ли­стов, выбро­шен­ные деньги. От­ре­мон­ти­ро­вать ге­не­ра­тор будет де­шевле...

Очи­щаем от рых­лой ржав­чины

Ба­та­рея уве­ли­чен­ной ём­ко­сти, без со­м­не­ния, тре­бу­ется ма­ши­нам с ди­зе­лем ГАЗ-560. Также уве­ли­чен­ная ём­кость ба­та­реи по­лезна, если ма­шину осна­стили пред­пус­ко­вым по­до­гре­ва­те­лем. За пол­часа ра­боты он успе­вает «съесть» не­сколько ампер-часов, рав­но­цен­ных одной-двум по­пыт­кам пуска.

Стан­дарт­ная ак­ку­му­ля­тор­ная пло­щадка «Га­зели» до­вольно боль­шая. На неё сво­бодно встает ба­та­рея дли­ной до 31 см и ши­ри­ной до 20 см. Ничто не ме­шает по­до­брать в этих га­ба­ри­тах ба­та­рею уве­ли­чен­ной мощ­но­сти. Кроме того, пло­щадка вы­пол­нена съём­ной. Она за­креп­лена на мо­тор­ном щите че­тырьмя бол­тами. Это поз­во­ляет на её место по­ста­вить уве­ли­чен­ную. Благо, они име­ются в ма­га­зи­нах зап­ча­стей.

Как во­дится, вся­кое до­сто­ин­ство обо­ра­чи­ва­ется не­до­стат­ком. Опыт­ные во­ди­тели ре­ко­мен­дуют пе­ри­о­ди­че­ски под­тя­ги­вать креп­ле­ния пло­щадки: со вре­ме­нем они осла­бе­вают, и пло­щадка на­чи­нает «ша­таться». Чтобы под­тя­ги­вать реже, под болты можно под­ло­жить шайбы-гро­веры. У плохо за­креплён­ной пло­щадки до­ста­точно быстро трес­ка­ются и от­ры­ва­ются «уши» крон­штей­нов. Если под рукой есть сва­роч­ный ап­па­рат, ко­то­рым можно поль­зо­ваться в любое время и бес­платно, пло­щадку можно вос­ста­но­вить, в осталь­ных слу­чаях проще ку­пить новую: стоит она не­до­рого.

Пло­щадка съём­ная. Но удастся ли от­вер­нуть при­р­жа­вев­шую гайку?

Во­прос о за­мене пло­щадки встаёт и по дру­гой при­чине – «ки­пя­щий» ак­ку­му­ля­тор за­брыз­ги­вает её кис­ло­той. Пол­но­стью сле­зает краска, ак­тивно раз­ви­ва­ется кор­ро­зия, до­вольно быстро съе­да­ю­щая пло­щадку почти пол­но­стью. У по­дер­жан­ных машин это встре­ча­ется часто. Но пока бо­лезнь не за­пу­щена, ржа­вую пло­щадку можно спа­сти. Кроме того, от кис­лоты стра­дает и мо­тор­ный щит, ко­то­рый в любом слу­чае при­дётся вос­ста­нав­ли­вать: уж его-то «малой кро­вью» не за­ме­нишь.

Сна­чала ме­тал­ли­че­ской щёт­кой уда­ляем остатки краски, грязь и слои рых­лой ржав­чины, потом об­ра­ба­ты­ваем по­верх­ность пре­об­ра­зо­ва­те­лем ржав­чины. Если есть воз­мож­ность, пес­ко­струим. Далее воз­можны ва­ри­анты. Пер­вый – грун­то­вать и кра­сить пло­щадку и уча­сток щита как дру­гие ку­зов­ные па­нели. Тем более что не­боль­шую по раз­меру пло­щадку, сня­тую с ма­шины, легко под­верг­нуть «го­ря­чей сушке». Можно за­кра­сить очи­щен­ные по­верх­но­сти «ан­ти­гра­вием» или би­тум­ной ма­сти­кой, пред­на­зна­чен­ной для об­ра­ботки днища. На­ко­нец, как ва­ри­ант, про­сто «об­лить» «Мо­ви­лем».

По­кры­ваем пло­щадку «ан­ти­гра­вием»

Чтобы за­щи­тить по­крытие пло­щадки от кис­лоты, спе­ци­а­ли­сты ре­ко­мен­дуют по­ста­вить под ак­ку­му­ля­тор ре­зи­но­вый ков­рик, сто­я­щий ко­пейки. Не­ко­то­рые во­ди­тели идут дальше. Спе­ци­аль­ный ков­рик для ак­ку­му­ля­тора, по их мне­нию, мал, не за­щи­щает мо­тор­ный щит, а ино­гда – и края пло­щадки. Из ста­рого ков­рика для пола ка­бины выре­зают боль­шой кусок. Таких раз­ме­ров, чтобы хва­тило пол­но­стью укрыть саму пло­щадку, по­ло­вину за­г­нуть вер­ти­кально вверх и зас­ло­нить от ак­ку­му­ля­тора часть мо­тор­ного щита. «Ре­зинку» лучше по­ста­вить ещё на новом ав­то­мо­биле. А после ре­монта пло­щадки она ста­нет за­ло­гом того, что затра­чен­ные уси­лия не про­па­дут даром.

Не­редко можно ви­деть ма­шины, и не только «Га­зели», у ко­то­рых от­сут­ствуют креп­ле­ния ак­ку­му­ля­тора. Ба­та­рея у них «висит» только на про­во­дах. С не­за­креп­лен­ной ба­та­реей, как пра­вило, ездят в трёх слу­чаях. Во-пер­вых, так де­лают, когда часто при­хо­дится сни­мать на ночь с ма­шины ста­рый ак­ку­му­ля­тор и нести на за­рядку. Во-вто­рых, не при­вин­чи­вают ба­та­рею те, кому при­хо­дится по­сто­янно пе­ре­став­лять ак­ку­му­ля­тор с од­ного ав­то­мо­биля на дру­гой. На­при­мер, некий «эко­ном­ный» во­ди­тель дол­гое время ис­поль­зо­вал один и тот же ак­ку­му­ля­тор на «ра­бо­чей» «Га­зели» и «се­мей­ных» «Жи­гу­лях». И, на­ко­нец, про­сто из-за раз­гиль­дяйства.

Даже такая «об­ра­ботка» про­длит жизнь пло­щадки

Может ли у «Га­зели» не­за­креплён­ный ак­ку­му­ля­тор «уле­теть» впе­ред? Такое, по сло­вам бы­ва­лых, хоть редко, но слу­ча­ется. На­при­мер, если по­пасть пе­ред­ним пра­вым ко­ле­сом в от­крытый ко­ло­дец, стук­нуться на ско­ро­сти о бор­дюр. На­ко­нец, при ДТП. Ав­то­мо­биль резко оста­нав­ли­ва­ется, зато ак­ку­му­ля­тор про­дол­жает дви­гаться, ведь у «Га­зели» мо­тор­ный отсек ском­по­но­ван так, что этому ни­чего не ме­шает. Про­вод «массы» об­ры­ва­ется, плю­со­вой летит впе­ред вме­сте с ба­та­реей, ко­то­рая вы­би­вает пра­вую фару, и гиб­нет сама. Будь ак­ку­му­ля­тор за­креплён, воз­можно, ма­шина ушла бы с места столк­но­ве­ния своим ходом. Да и ущерб ока­зался зна­чи­тельно меньше.

В слу­чаях, когда не­об­хо­димо часто сни­мать ак­ку­му­ля­тор, во­ди­тели пред­ла­гают «на­род­ное» сред­ство, поз­во­ля­ю­щее обойтись без бол­тов и «ба­раш­ков». Ба­та­рею, по их мне­нию, можно при­тя­нуть к ак­ку­му­ля­тор­ной пло­щадке и мо­тор­ному щиту ре­зи­но­вым жгу­том-эс­пан­де­ром с крюч­ками на конце. Таким, какой ис­поль­зуют, чтобы за­кре­пить груз в ку­зове или на верх­нем ба­гаж­нике.

Так от­ры­ва­ется крон­штейн креп­ле­ния пло­щадки

Спе­ци­а­ли­сты же на­ста­и­вают, что ба­та­рея должна быть жестко за­креп­лена. Преж­де всего, не­за­креплён­ный или при­кру­чен­ный эс­пан­де­ром ак­ку­му­ля­тор на до­рож­ных не­ров­но­стях пры­гает и бьётся о пло­щадку. У ма­шины с до­ста­точно жест­кой под­вес­кой это осо­бенно ощу­тимо. От уда­ров осы­па­ется ак­тив­ная масса. В худ­шем слу­чае это при­ведёт к ко­рот­кому за­мы­ка­нию банки, и ак­ку­му­ля­тор, ко­то­рый мог ещё по­слу­жить, от­пра­вится на по­мойку.

За­вод­ской крон­штейн креп­ле­ния ба­та­реи рас­по­ло­жен по­се­ре­дине пло­щадки. Он вы­пол­нен в виде «за­хвата» с бол­том, как у ны­неш­них лег­ко­вых машин. По­этому же­ла­тельно при­ме­нять со­вре­мен­ные ба­та­реи с «кар­ни­зом» в ниж­ней части кор­пуса. Резьбу болта, кстати, тоже лучше за­щи­тить от по­па­да­ния кис­лоты пла­стич­ной смаз­кой. Но на слу­чай уста­новки ак­ку­му­ля­тора ста­рого об­разца в эбо­ни­то­вом кор­пусе на тор­цах пло­щадки преду­смот­рены от­вер­стия, поз­во­ля­ю­щие ис­поль­зо­вать кре­пёж ба­та­реи ста­рого об­разца, при­ме­няв­шийся на ма­ши­нах преж­них вы­пус­ков.

Ак­ку­му­ля­тор мощ­но­стью 75 А·ч. Место для боль­шей по раз­меру ба­та­реи ещё есть

«Га­зели» на за­воде осна­щают вы­клю­ча­те­лем «массы». Рас­по­ло­жен он под ка­по­том. Среди во­ди­те­лей нет еди­ного мне­ния, спо­соб­ствует ли луч­шей со­хран­но­сти ак­ку­му­ля­тора от­клю­че­ние «массы» на время ноч­ной сто­янки. Обычно, даже на сто­я­щем ав­то­мо­биле, оста­ются вклю­чен­ными при­боры: сиг­на­ли­за­ция и маг­ни­тола, ра­бо­та­ю­щие в ре­жиме ожи­да­ния, по­сто­янно иду­щие часы. Они по­треб­ляют так мало тока, что после ноч­ной сто­янки, даже на мо­розе, на за­пуск мо­тора энер­гии хва­тит, и еже­дневно вы­клю­чать «массу» не обя­за­тельно. Более того: при от­клю­че­нии элек­три­че­ства не ра­бо­тает сиг­на­ли­за­ция, «сби­ва­ются» на­стройки маг­ни­толы, бор­то­вого ком­пью­тера, ра­дио­стан­ции. Если у ма­шины дви­га­тель ЗМЗ-406 с ин­жек­то­ром, при вы­клю­че­нии «массы» у си­стемы впрыска топ­лива на­стройки вста­нут «по умол­ча­нию».

Но если ма­шина про­ста­и­вает не­сколько дней, а тем более не­делю, раз­ряд ба­та­реи уже может стать ощу­ти­мым. Вы­клю­чен­ная «масса» поз­во­ляет из­бе­жать по­доб­ных по­терь. Кроме того, ак­ку­му­ля­тор не «сядет», если вы слу­чайно за­были вы­клю­чить какой-ни­будь из мощ­ных при­бо­ров.

Но глав­ное усло­вие уве­рен­ной ра­боты ак­ку­му­ля­тора при любой по­годе за­клю­ча­ется в ис­прав­но­сти ге­не­ра­тора, а также в со­о­т­вет­ствии мощ­но­сти ге­не­ра­тора и ко­ли­че­ства тока, по­треб­ля­е­мого штат­ными и до­пол­ни­тель­ными при­бо­рами, уста­нов­лен­ными на ма­шину. Но это – тема от­дель­ного раз­го­вора. И не од­ного.


ДРУ­ГИЕ СТА­ТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:



Комментировать ... >>
Я
(01.11.12)
Подскажите п.ж.л. почему нет зарядки на холостых при включенных приборах в автомобиле Газель33021.
виктор
(20.01.08)
да 62 ампера подольский через год на 406 движке здох!
стас
(20.04.06)
доходчиво
ФОРУМ - горячие темы
Доставка бытовок. (109 пр.)
КУНГ на КрАЗ 63221 (7183 пр.)
Грузовики FAW на дорогах общего пользования (18846 пр.)
шины на газель (7843 пр.)
Презентация Mitsubishi Fuso Canter на "Комтранс-2010" (27176 пр.)
CHANGAN ( Скарабей 2 ) (51353 пр.)
man tgx (8896 пр.)
ГАЗель - народный автомобиль (50562 пр.)
мониторинговые компании, отзывы (2842 пр.)
где купить запчасти на Isuzu NQR 75??? (15004 пр.)