Сход-развал
Правильно выставленные колеса и оси могут стать существенным фактором, позволяющим контролировать издержки на пробег транспортного средства. Зачастую регулировка углов установки колес и положения осей является скрытым резервом предприятия, выявление которого приводит к существенной экономии на расходе топлива и износе шин.
![]() |
Лазерная система контроля углов установки колес и осей мод. AW2D |
В условиях высоких цен на топливо поиск и внедрение путей снижения общих издержек на эксплуатацию грузового автотранспорта становится осознанной необходимостью. Надлежащая регулировка геометрии углов установки колес и положения осей является одним из важнейших факторов достижения положительного экономического эффекта, повышающего конкурентоспособность и финансовую устойчивость транспортного предприятия в целом за счет снижения себестоимости пробега подвижного состава. Издержки на топливо могут быть снижены на 5...10% и на 50% может быть увеличен срок эксплуатации комплекта шин.
Влияние на окружающую среду
Соблюдение требований стандартов качества ISO 14000 и аналогичных программ становится необходимостью в конкурентной борьбе владельцев крупных парков транспортных средств. Расход топлива, выброс в атмосферу отработавших газов и износ шин – это важные факторы, оказывающие отрицательное влияние на окружающую среду, которое можно снизить посредством правильной регулировки колес.
![]() |
Программное обеспечение необходимо для автоматического расчета, создания наглядных диаграмм положения колес и осей и ведения базы данных клиентов |
Точная и полна регулировка углов установки колес и положения осей
Традиционно регулировка колес и осей производилась при помощи различных простейших измерительных инструментов. При этом предполагалось, что вполне достаточно произвести регулировку передней управляемой оси, и если угол схождения колес был в норме, считалось, что всё в порядке. Теперь мы знаем, что существует много факторов, которые напрямую влияют на поведение транспортного средства на дороге, и даже небольшое их отклонение от нормативов имеет существенные последствия. Сейчас, осознавая важность точности, производители осей и транспортных средств ужесточают требования к рекомендованной геометрии углов установки колес и осей.
Все оси и колеса, установленные на несущей раме грузовика, влияют в движении друг на друга и должны быть отрегулированы, включая и те, которые установлены на прицепах и полуприцепах. Даже если тягач отрегулирован превосходно, плохо отрегулированный полуприцеп будет влиять на движение грузовика, вызывая трудности в управлении и повышая риск возникновения ДТП.
Центральная линия как основа
Что касается оборудования, то подавляющее большинство измерительных систем за измерительную базу принимают оси автомобиля, не учитывая положение колес и осей относительно несущей рамы. Такой подход приемлем для узких и коротких автомобилей (т. е. легковых). В случае же с грузовым автомобилем эта методика измерения не учитывает возможный перекос задней оси грузовика, такое явление бывает очень часто. Все это может привести к тому, что транспортное средство после регулировки всех углов будет двигаться боком или каждая из неподвижных осей будет передвигаться по своей траектории (радиусу), следствием чего будет интенсивный износ шин, повышенный расход топлива.
![]() |
При увеличении давления с одной стороны грузовик может начать двигаться нестабильно по дорожному покрытию, и водителю придется прилагать усилия для того, чтобы компенсировать это отклонение от прямолинейного движения. Это ведет к повышению дискомфорта вождения. Аргументом против использования диаметральной оси рамы в качестве центральной базовой линии является возможное искривление самого несущего шасси автомобиля. Любое искривление рамы (изгиб, смещение, кручение) оказывает негативное влияние на поведение транспортного средства на дороге. Если есть какие-либо сомнения в правильной геометрии рамы, то она должна быть обмерена в первую очередь до проведения регулировки колес и осей.
Технический осмотр
Регулировка колес становится частью обычной процедуры технического осмотра подвижного состава любого парка грузовых автомобилей. Осуществляется регулировка, а значения до и после измерений заносятся в базу данных, позволяющую контролировать полученные результаты.
Проверка грузовика до проведения измерений
Очень важно, чтобы началом процедуры регулировки была проверка состояния подвески и ходовой части транспортного средства. Измерение грузовика со сломанными или потерянными частями подвески, изношенными вкладышами или соединительными тягами, с разными диаметрами шин является зря потраченным временем. Поэтому в первую очередь до проведения измерений и регулировки необходимо проверить подвеску и рулевое управление на наличие чрезмерных люфтов.
![]() |