Продление жизни мотору и маслу
Увеличить в 2 раза пробег грузовиков и автобусов до смены масла, уменьшив при этом износ двигателей, можно. Для этого нужно установить дополнительный неполнопоточный масляный фильтр в смазочную систему мотора.
![]() |
Дополнительный фильтр сверхтонкой очистки (ФСО) масла имеет очень малый размер пор фильтрующего материала. Через него проходит до 10% объёма масла, подаваемого насосом в главную магистраль. Схема включения дополнительного фильтра показана на рисунке.
Эффективность дополнительных ФСО проверена в условиях эксплуатации автомобилестроителями и специалистами автотранспортных предприятий многих стран. Результаты испытаний показывают, что ФСО, задерживая те загрязнения, которые проходят через полнопоточный серийный фильтр со значительно большим размером пор, резко замедляет процесс старения масла и снижает износ поршневых колец, цилиндров, подшипников коленчатого вала, деталей механизма газораспределения. Кроме того, увеличивается срок службы полнопоточного маслофильтра.
Перечисленные эффекты ФСО обусловлены тем, что загрязнённость работавшего масла абразивными примесями и продуктами износа, каталитически ускоряющими окисление масла, уменьшается в несколько раз. Отфильтровываются также частицы сажи, образующиеся при неполном сгорании дизельного топлива. Сажистые частицы резко ухудшают противоизносные свойства масла, повышают его вязкость, нарушают прокачиваемость при холодном пуске.
![]() |
Введение дополнительного ФСО увеличивает ёмкость смазочной системы двигателя средних и полноразмерных грузовых автомобилей и автобусов на 4–12 л в зависимости от типа фильтра. Поэтому уменьшается кратность циркуляции масла и при равной интенсивности его загрязнения извне концентрация загрязнений уменьшается.
При проведении сравнительных испытаний, когда часть парка работала без ФСО и сменой масла после заданного пробега, а другая с ФСО и удвоенным пробегом до смены того же масла, было установлено лучшее состояние двигателей автомобилей второй группы, как по износу деталей, так и по количеству отложений на них.
Установка дополнительного ФСО связана с некоторыми затратами, которые складываются из стоимости корпуса ФСО, кронштейна, шлангов, фильтроэлементов, трудозатрат на их обслуживание, а также стоимости нескольких литров масла на заправку при его смене.
Все эти затраты быстро окупаются, а в дальнейшем приносят прибыль.
В основном экономия достигается за счёт снижения затрат на приобретение запасных частей и ремонт двигателей.
Некоторые автопроизводители в инструкциях по эксплуатации разрешают увеличивать срок смены масла при включении дополнительных ФСО в смазочную систему двигателя.