Кенгуру с секретом
На закате СССР шутка Михаила Жванецкого: «Мне в Париж по делу, срочно!» вызвала бурный восторг. Нынешние молодые едва ли поймут, почему тогда она нравилась жителям Страны советов. Чтобы позавтракать в Москве, а пообедать в одной из европейских столиц, сегодня нужно лишь желание и наличие в кармане соответствующей наличности (простите за тавтологию).
![]() |
Несмотря на разительные перемены, труднодоступные и малоизвестные страны остались. Например, Австралия. Что мы знаем о ней? Люди, которым «за», могут припомнить, что в середине прошлого века Олимпиаду там провели, в Мельбурне. Океанские лайнеры в порты Австралии заходят, когда в Антарктиду направляются. Кенгуру там живут. Ну что еще... Да, вот что: на конкурсе «Мисс Вселенная» нынешнего года победила 20-летняя Дженифер Хопкинс из Австралии. Признанные красавицы там тоже живут!
Вы, конечно, понимаете, что не ради шутки затеяна эта статья. А причина заключается в том, что австралийская компания DataDot Technology Ltd придумала любопытный способ противостоять автомобильному воровству, получившему в стране широчайший размах. Каждый год до 140 000 австралийских автомобилистов лишались своих авто. Стоимость похищенного – больше миллиарда долларов. По этим показателям Австралия стала второй в мире.
Серьезная проблема требовала серьезного способа решения. И такое решение было найдено в 2000 г. Светлые австралийские головы предложили использовать технологию полиэфирного напыления, при помощи которой на автомобильные детали стали наносить до 10 000 точек размером в поперечнике около 1 мм. Каждая из этих точек содержит индивидуальную информацию об автомобиле (персональный идентификационный номер). Даже при условии, что злоумышленники знают о наличии этих точек на украденном автомобиле, устранить все практически невозможно.
![]() |
По такой технологии стали наносить точки на автомобили, производимые в Австралии, и на импортируемые из других стран (на таможенных складах). Предупреждением для господ угонщиков служат специальные таблички на лобовом и боковых стеклах автомобиля, обработанного по технологии ДатаДот.
Результаты не замедлили сказаться. В 2003 г. количество угонов автомобилей BMW (их ввозят и обрабатывают на таможенном складе) сократилось на 60%, Ford (собирают и маркируют на местном заводе) – на 75%. Самыми угоняемыми были машины Subaru, их даже покупать боялись. С системой ДатаДот ситуация резко изменилась: в прошлом году Subaru угнано меньше на 95%!
В Россию система ДатаДот пришла год назад. В роли «проводника» выступает внешнеторговое объединение «Техмашимпорт». Система высоко оценена в НИИ криминалистки ФСБ РФ, НИИ судебной экспертизы Министерства юстиции РФ. Положительные заключения о правомерности и перспективности использования технологии ДатаДот получены от Министерства юстиции РФ, ФСБ РФ, Следственного комитета при МВД РФ, Государственной торговой инспекции РФ. Программу поддерживают Министерство экономического развития и торговли и МВД. В частности, в ГИБДД имеется база данных по автомобилям, обработанным по технологии ДатаДот. При постановке на учет, ежегодном техническом осмотре сотрудникам ГИБДД предписано проверять, нет ли на автомобиле маркировки ДатаДот.
![]() |
По словам председателя внешнеторгового объединения «Техмашимпорт» Сергея Чуфистова, который недавно рассказывал о системе на радио «Серебряный дождь», на сегодня по новой технологии обработано меньше 1 тыс. автомобилей. И случаев их угона и последующего обнаружения пока не зафиксировано. Но это не за горами.
КАМАЗ первым из автозаводов начал практическую работу по технологии ДатаДот. Проведены переговоры с тольяттинским (ВАЗ) и калининградским («Автотор») заводами. Покупатели новых машин имеют сегодня возможность нанести маркировку ДатаДот, что называется, не отходя от кассы. Подобную услугу могут оказать и владельцам поездивших автомобилей.
О пользе этого шага говорит потрясающий эффект, полученный в Австралии (и не только), и явные затруднения при попытке ответить на вопрос: «Зачем красть чужой автомобиль, если его невозможно продать»? ГАИ уже сегодня имеет необходимую аппаратуру и возможности, чтобы проверить наличие маркировки ДатаДот при регистрации и техническом осмотре.
Новинка способна испортить кровь не только похитителям, но и обычным автомобилистам. Представьте ситуацию: неудачно маневрируя, вы зацепили за забор, столб, дерево. Разбита или помята какая-то деталь кузова. Пусть это будет заднее крыло. Желание сэкономить привело вас на так называемую «разборку». Купили деталь, поставили на свой автомобиль. А потом выяснится, что она снята с похищенного автомобиля, о чем свидетельствуют информационные точки ДатаДот (с английского data dot можно перевести как «информационная точка»). Где взяли? Это еще не самый трудный вопрос, на который придется ответить в предполагаемой ситуации. Хорошо, если в подтверждение своих слов, вы сумеете предъявить чек или другой документ, полученный от продавца.