![](/article/3568-eton-t103-isklyuchenie-iz-pravil/Images/00f.jpg)
Троллейбус МАЗ-103Т Этон
Сегодня на территории СНГ появилось множество производителей троллейбусной техники, однако тех, кто выпускает по-настоящему качественный продукт мирового уровня, можно сосчитать по пальцам. Зачастую потребитель смотрит сначала не на «внутренности», а на более низкую цену, яркую рекламу и красивую оболочку, но, как оказывается, он приобретает «кота в мешке», который скоро начинает разваливаться и требовать все бóльших средств на запчасти. Совместить отличное качество и цену получается не у всех. Однако смолевичский завод «Этон» (Белоруссия) прекрасно справился с этой задачей, создав троллейбус нового поколения, о котором и пойдет речь.
![](/article/3568-eton-t103-isklyuchenie-iz-pravil/Images/000-logo.jpg)
Прежде чем создать «Т103», ООО «Этон» уже около десяти лет добивалось успеха методом проб и ошибок. На сегодняшний день более сотни троллейбусов смолевичского производства, известных как МАЗ-103Т, обслуживают пассажиров Киева, Минска, Гродно, а с недавнего времени и Санкт-Петербурга, куда пришел первый опытный образец для прохождения испытаний. Троллейбус действительно очень привлекательный для потенциальных заказчиков, ведь при безукоризненном качестве, он стóит на порядок меньше аналогов российского и белорусского производства, не говоря уже о «европейцах».
![Подвесной отопитель мощностью 3,5 кВт имеет две ступени изоляции](/article/3568-eton-t103-isklyuchenie-iz-pravil/Images/01.jpg)
![Автоматический кондиционер в кабине водителя](/article/3568-eton-t103-isklyuchenie-iz-pravil/Images/02.jpg)
Троллейбус «Этон Т103» сконструирован на базе кузова автобуса МАЗ-103. С учетом интересов всех категорий пассажиров у него низкий уровень пола, а удобство входа и выхода сокращает время остановки, повышая тем самым среднетехническую скорость на маршруте. Кроме того, для удобства пассажиров с ограниченной мобильностью троллейбус может быть укомплектован пандусом и системой книлинга, обеспечивающей наклон кузова в сторону дверей на остановках. Салон машины похож на салон минского автобуса, отсутствует лишь вертикальный моторный шкаф, зато есть огромнейшая накопительная площадка с креплением для инвалидной коляски, 25 комфортабельных сидений, тонированные теплопоглощающие оконные стекла и информационная система, включающая 3 наружных блинкерных табло, речевой информатор и «бегущую строку». Однако и это не предел, как сообщили мне представители предприятия. У троллейбуса настолько широкая опциональность, что по желанию заказчика возможно практически все… Отдельно отмечу вентиляцию в салоне: несмотря на откидные «форточки щели» в салоне никогда не будет жарко, так как благодаря стараниям конструкторов были сохранены все потолочные люки. Троллейбус пригоден и к эксплуатации в холодном климате, так как салон дополнительно оборудован мощными отопителями (по 3,5 кВт) собственной разработки. Они с двухступенчатой изоляцией, которая обеспечивает дополнительную электробезопасность пассажиров.
![Преобразователь статический компрессора 550/380 В мощностью 4 кВт](/article/3568-eton-t103-isklyuchenie-iz-pravil/Images/03.jpg)
Разработчики уделили большое внимание условиям работы водителей, рабочее место которых оборудовано мощной системой отопления, современной панелью приборов, сиденьем на пневматической подвеске со всеми видами регулировок, противосолнечными шторками и автоматическим кондиционером. Расположение органов управления соответствует эргономическим требованиям современности, что помогает водителю затрачивать минимум усилий. Кабина отделена от салона теплошумоизолирующей перегородкой, оборудованной сдвижной форточкой. Троллейбус имеет механизм блокировки дифференциала. В сочетании с системой ABS это обеспечивает надежное и безаварийное движение в зимних условиях. Узлы ходовой части спроектированы с учетом особенностей отечественных дорог, но без ущерба комфорту водителя и пассажиров. У машины пневматическая подвеска и высокие показатели плавности хода. Кроме того, конструкция элементов подвески позволяет водителю осуществить замену пневмобаллона в считаные минуты без применения специального инструмента.
![Высоковольтное электрооборудование вынесено на крышу и обеспечивает удобный и безопасный доступ для обслуживания и ремонта](/article/3568-eton-t103-isklyuchenie-iz-pravil/Images/04.jpg)
Перевозчиков «Этон Т103» привлечет едиными конструкторскотехнологическими принципами построения кузова с применением унифицированных стальных профилей несущего каркаса, облицовкой из нержавеющей и оцинкованной стали и пластика, что обеспечивает высокую прочность на протяжении всего срока эксплуатации. Существенное влияние на увеличение долговечности кузова оказывает дополнительная обработка внутренних полостей каркаса и днища антикоррозийными составами в сочетании с хорошими лакокрасочными материалами и применением вклеенных боковых стекол, которые обеспечивают герметичность и не допускают появления коррозии в оконных проемах. Применение тиристорно-импульсной системы управления тяговым двигателем позволит экономить до 25% электроэнергии по сравнению с контакторно-резисторными системами и обеспечит плавность трогания и движения, увеличивая тем самым срок службы трансмиссии троллейбуса и повышая комфортность движения.
Количество пассажирских мест для сидения, шт. | 25 |
Пассажировместимость максимальная, чел. | 108 |
Габаритные размеры, мм | 12 160x2500x3220 |
Высота первой ступеньки над уровнем дороги | 338 |
Высота пола над уровнем дороги | 360 |
Внутренняя высота салона на средней площадке | 2375 |
Ширина прохода между сиденьями | 790 |
Колесная база:
|
6140 2465/ 3380 2046/ 1824 |
Снаряженная масса, кг, не более | 11 700 |
Полная масса, кг | 19 367 |
Распределение массы троллейбуса по осям, кг, не более:
|
4100 7600 6955 12 412 |
Тяговый двигатель | ДК-211БМ |
Номинальное напряжение, В | 550 |
Максимальная частота вращения тягового электродвигателя, мин-1 | 3900 |
Часовая мощность ТЭД, кВт | 170 |
Максимальная скорость, км/ч, не менее | 64 |
Время разгона троллейбуса с номинальной нагрузкой до скорости 60 км/ч, с, не более | 26 |
Максимальный подъем, преодолеваемый троллейбусом с полной массой, %, не менее | 15 |
Номинальное напряжение цепей управления, В | 24 |
Аккумуляторные батареи | 9НКЛБ-70 |
Количество аккумуляторных батарей | 4 (2 группы) |
Система подзарядки АКБ | Статическийпреобразователь 550/28В |
Максимальное поперечное смещение троллейбуса относительно контактных проводов при маневрировании, м, не более | 4,5 |
Наружный радиус поворота троллейбуса, м | 11,3 |
Колеса | Дисковые, 8.25х22.5 |
Шины | Бескамерные, 11/70 R22.5 |
![](/article/3568-eton-t103-isklyuchenie-iz-pravil/Images/05f.jpg)
Троллейбус «Этон Т103» уже прошел все необходимые сертификационные испытания на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН и Директив ЕЭС. Хочется верить, что в ближайшее время пассажиры познакомятся с замечательной машиной на практике. А тем временем ООО «Этон» уже готовится порадовать всех очередной новинкой – троллейбусом на базе кузова новейшего минского автобуса модели МАЗ-203.