Опубликовано: ГП 02-2006

Цифровая эпоха

П. Нечаев

Современные грузовики и автобусы напичканы всевозможными автоматизированными устройствами, которые контролируют техническое состояние автомобиля и его систем, упрощают управление, повышают безопасность и комфорт. Среди них свое место прочно занял и тахограф.

Начнём сначала

Отечественный механический тахогарф скоро станет историей

Внедрять тахографы на автомобиле начали в 1985 г., когда изменились правила, регламентирующие режимы труда и отдыха водителя. Эти обстоятельства зажгли зеленый свет перед электронно-механическими тахографами. Через три года появилась Директива 88/599 Европейского Союза, регулирующая различные виды контроля над действиями водителя не только на автомагистралях, но и в помещениях компаний (гаражи, склады и пр.). Окончательно закрепил победное шествие прибора Международный договор «Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные перевозки» (ЕСТР). С 24 апреля 1995 г., когда вступило в силу постановление, автомобили стран, не являющихся членами ЕСТР, не оборудованные тахографами, в Европу не допускались.

Россия как член ЕСТР закрепила применение тахографов при выполнении международных перевозок постановлением Правительства № 922 от 03.08.96 г. и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров в автобусах. Оба документа определяют обязательное использование тахографов на автобусах с числом мест более 20 и грузовиках с полной массой свыше 15 т, выпущенных после 1 января 1998 г.

В чем же эффект от внедрения тахографов? Прежде всего, число ДТП на автомобильном транспорте, оборудованном этими приборами, за прошедший период уменьшилось в среднем на четверть, количество происшествий со смертельным исходом сократилось более чем на половину, межаварийный пробег увеличился в 2,5 раза. Тахографический контроль за расходом топлива позволил владельцам подвижного состава снизить затраты на горюче-смазочные материалы на 10...15%.

Благодаря усилиям Министерства транспорта России и ряда заинтересованных ведомств в нашей стране налажен выпуск тахографов и организована достаточно разветвленная сервисная сеть по их установке и обслуживанию. Но если за рубежом практически все грузовики и автобусы оснащаются тахографами прямо на автомобильных заводах, то отечественные перевозчики из-за непродуманной политики предприятий российского автопрома предоставлены сами себе.

только плюсы

Классический тахограф – это электронно-механический прибор, на диаграммный диск (в простонародье «шайбу») которого записываются параметры скорости движения автомобиля (при ее превышении срабатывает сигнальная лампа), величина пробега, режим труда водителя; кроме того, заносятся данные о несоблюдении водителем любого из упомянутых показателей или о нарушении работы какой-либо системы автомобиля. В жизни это значит, что соблюдение водителем графика труда и отдыха, а вместе с ними скоростного режима повышает безопасность движения, вследствие чего снижается число дорожно-транспортных происшествий.

Последние модификации электронно-механических тахографов

Тахограмма, нанесенная на бумажный диск, позволяет оценить, насколько правильно следовал водитель по предписанному маршруту, контролировать пройденное расстояние, остановки, простои и мастерство управления автомобилем. Имеются модификации, которые дают возможность фиксировать число оборотов коленчатого вала двигателя, пункты и объемы заправок топливом и пр. Немаловажным обстоятельством является и то, что тахограмма очень часто является единственным документом, фиксирующим действия водителя при ДТП, угоне машины или подтверждающим трудозатраты в случае возникновения конфликтной ситуации с администрацией транспортного предприятия или заказчиком.

Но несмотря на все достоинства электронно-механические тахографы имеют серьезные изъяны. Системы защиты не останавливают предприимчивых специалистов-самоучек из числа водителей и обслуживающего персонала в поиске способов воздействия на прибор. Умельцы увеличивают пробег транспортного средства, «приручая» счетчик пробега – одометр. Правда, для него такие контакты часто заканчиваются плохо. А главной целью взломщиков является диаграммный диск, который изготовлен из специальной бумаги с последовательно нанесенными на нее слоями черного красителя, тонкого пластика и двуокиси цинка белого цвета с напечатанными на ее поверхности шкалами и знаками. Информацию в форме номограммы производит самописец, выполненный в виде подпружиненной стальной иглы с наконечником из корунда или алмаза на конце. Автомобильные хакеры в корыстных целях вручную наносят на «шайбу» самодельной иглой фальсифицированные данные.

Понятно, почему компании-изготовители, желая исключить несанкционированное проникновение в тахограф, устанавливают дополнительную защиту. Расшифровка диаграммы прибора также вызывает немало хлопот. Хотя визуальная проверка и является самым простым из всех способов, но сотрудники транспортной инспекции из-за большой трудоемкости процесса без энтузиазма занимаются этим делом. Действительно, за две недели водитель находится за рулем по 90 часов, что соответствует записи информации на 14 тахограммах. В небольшом автохозяйстве их количество увеличивается до сотен, в крупном – до тысяч. И если на балансе транспортной компании находится 50 автомобилей, то ежегодно приходится обрабатывать 10...12 тыс. тахограмм. Все это выливается в сложную, кропотливую работу, особенно если используется специальный дорогостоящий микроскоп для анализа записанных показателей в границах прецизионного диапазона, измеряемого в секундах и метрах. Собранные данные для точности восстановления событий, предшествовавших ДТП, заносятся в специальный график. Если говорить о вспомогательном оборудовании, прежде всего для электронной обработки показаний тахографов, то его стоимость вряд ли обрадует многих автоперевозчиков.

Один из образцов цифрового тахографа фирмы Kienzle (рядом электронно-механический аналог)

Аналогичное положение складывается и с программами по дешифровке тахограмм. Поэтому не приходится удивляться неохотному, а следовательно, нерегулярному контролю тахографов со стороны соответствующих служб эксплуатирующих предприятий. Особенно это характерно для отечественных транспортников.

Путёвка в жизнь

Цифровым тахографам, т. е. электронному оборудованию с высокой степенью надежности и защиты информации, путевку в жизнь дали в сентябре 1998 г. Совет министров европейских стран и правила ЕС № 2135/98. Технические требования к данному виду приборов определило Приложение 1В Международного договора ЕСТР. В соответствии с этими требованиями изменился не только внешний вид тахографа, но и большинство его эксплуатационных свойств.

К цифровым тахографам российского производства, по настоянию Минтранса страны, предъявляются более жесткие технические требования, чем это предусмотрено международными требованиями ЕСТР. Причины этого кроются в том, что международные требования в основном ориентированы на конструкцию автотранспортных средств зарубежного выпуска и в существующем виде не соответствуют требованиям российских стандартов. Это относится к оформлению технической документации на разработку, изготовление и сертификацию тахографов, а также стандартам, определяющим требования к конструкции и эксплуатации отечественного подвижного состава. Речь идет о снижении нижнего предела рабочих температур цифрового тахографа до –40 °С (в ЕСТР эта величина ограничивается –20 °С). Введены требования к виброустойчивости и ударопрочности (в ЕСТР эти требования вообще не предусмотрены). Дополнены требования по диапазону предельного напряжения электропитания и др. Кроме того, смысловые обозначения пиктограмм, которыми в соответствии с требованиями ЕСТР должны отображаться записи в тахограммах, дублируются на русском языке.

Перечисленные дополнительные требования учитывают конструктивные особенности автомобилей, выпускаемых в России и странах СНГ, условия эксплуатации подвижного состава в нашей стране и существенно повышают эксплуатационные показатели отечественных цифровых тахографов и их надежность.

Взгляд изнутри

Отечественный цифровой тахограф DT-10

В отличие от предшественника корпус цифрового тахографа имеет форму параллелепипеда и свободно устанавливается в гнездо автомагнитолы. Штатный спидометр автомобиля при этом сохраняется. Подобное техническое решение значительно упрощает монтаж прибора и одновременно позволяет соблюсти нормы пассивной безопасности транспортного средства. Подключение цифрового тахографа к электросети машины не вызывает никаких проблем, прибор может работать с различными типами датчиков, включая тахогенераторы, и легко монтируется на автомобили с тросовым приводом спидометра.

Цифровой тахограф снабжен двумя щелевыми отверстиями для тахографических карточек (ЧИП-карт), дисплеем и принтером. При установке на транспортное средство соединяется с коробкой передач. Носителем информации в отличие от привычных электронно-механических тахографов является не диаграммный диск, а память, встроенная в прибор и ЧИП-карту тахографа. Важно, что тахограф может содержать статистические данные за 365 суток, передавать информацию на компьютер, распечатывать ее с помощью встроенного или стационарного принтера и выводить на дисплей.

Одна из главных особенностей цифрового тахографа – высокая степень надежности и защиты. В противовес электронно-механическому обмануть цифровой тахограф практически нереально. Устройство удобно в обращении и позволяет детально регистрировать обширный объем информации. Еще одно преимущество прибора – быстрота обработки данных и оперативность контроля в любое время и в любой ситуации с помощью специальной идентификационной карты. «Цифровик» зарегистрирует все данные о транспортном средстве и его использовании, информацию о водителе и его деятельности (в т. ч. время работы, перерыва и отдыха, смена водителя напарником и т. п.), ошибки устройства и нарушения водителя, сведения о проведенном контроле, а также отметки о выполненных ремонтных работах. Если на машине дополнительно установлен расходомер, то цифровой тахограф зафиксирует фактический расход топлива. Стоимость такого устройства на 35...45% меньше, чем традиционного электронно-механического тахографа импортного производства.

Комплекс по обработке данных цифрового тахографа

Использование цифровых тахографов заметно облегчит жизнь Ространснадзору и руководству автохозяйств. Речь идет о моментальной распечатке отчетов с указанием всех нарушений или информации, которая передается из тахографа на компьютер. Дальнейшая обработка сводится к введению данных по всему парку подвижного состава, что позволяет получать сведения о водителях, автомобилях, их загрузке, простоях и пр. При этом база данных легко совмещается с уже имеющейся автоматизированной системой управления автотранспортным предприятием.

Цифровой тахограф в качестве дополнительной (необязательной) функции может осуществлять навигационную привязку местоположения автомобиля на протяжении всего рейса через спутниковую систему GPS. При относительно небольших затратах это позволяет автоматизировать фиксацию маршрута автомобиля от начального до конечного пунктов.

В рабочем процессе задействованы тахограф и водитель, имеющий ЧИП-карты; база данных транспортного предприятия, куда направляется вся статистическая информация по эксплуатации автомобиля; сервисная служба, обслуживающая тахографы; оборудование, необходимое для контролирующих органов.

Работа с цифровым тахографом производится при помощи четырех ЧИП-карт.

Персональная карточка водителя позволяет объективно оценить деятельность водителя на протяжении 28 календарных дней, а запись в регистрирующем устройстве с периодом в одну секунду дает возможность контролировать поведение водителя в экстренных ситуациях в течение текущих суток.

Карточка компании обеспечивает доступ к считыванию информации из памяти тахографа и блокирует считывание информации, принадлежащей данной компании для доступа к ней последующих пользователей (в целях сохранения коммерческой тайны в случае, если машина сдается в аренду и может использоваться различными компаниями).

Сервисная карточка обеспечивает считывание информации и позволяет менять настройки тахографа.

Благодаря контрольной карточке осуществляется доступ к информации в памяти тахографа для проверки контролирующими органами.

Цифровой тахограф из Белоруссии

Чтобы защитить информацию, вводится электронный ключ, который предотвращает несанкционированное изменение данных в памяти тахографа. Даже в том случае, если водитель не вставит свою карточку в устройство, цифровой тахограф зарегистрирует каждое действие транспортного средства.

Основным поставщиком приборов является немецкая компания VDO Kienzle (основной изготовитель электронно-механических устройств), которая объединила свои усилия с VDO Siemens. Цифровые тахографы разработаны во Франции, Англии, Турции и других странах.

В настоящее время стали реальностью модели цифровых тахографов, способные регистрировать цифровые, аналоговые и импульсные сигналы, что дает возможность контролировать техническое состояние автомобиля, холодильной установки, кондиционера и т. п. Некоторые производители готовы оснастить выпускаемые ими тахографы выходом на мультиплексный канал сбора и передачи информации, который может заменить кабельную разводку единой магистралью, таким образом централизуя сбор данных и передачу управляющей информации. Заслуживает внимания возможность подключения тахографа к системам сотовой и спутниковой связи, которая позволит контролировать действия водителей прямо из диспетчерской транспортной компании.

Вызывают интерес встроенные многофункциональные цифровые индикаторы, которые выполняют роль подсказчиков, поскольку в тахографах нового поколения предусмотрена система предупреждающих сигналов о превышении скорости, допустимого времени непрерывного вождения, регламента суточного или двухнедельного вождения и др. Фирмой VDO Kienzle разработана интегральная система со встроенным многофункциональным индикатором, который предусматривает работу в интерактивном режиме управления автомобилем. Это значит, что водитель может выбирать режимы индикации и регулировать перечень воспроизводимой информации.

Первые ласточки

Образцы ЧИП-карт

Изготовление цифровых тахографов начато и в нашей в стране. Госстандарт России завершил сертификационные испытания первого и пока единственного отечественного прибора DT-10 и внес его в Государственный реестр средств измерений. Со своей стороны Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Минтранса включила DT-10 в перечень тахографов, допущенных для использования на автомобильном транспорте России.

Отечественный прибор не только не уступает своим зарубежным аналогам, а по ряду параметров превосходит их. Стоимость российского «цифровика» около 300 евро – заметно меньше, чем у конкурентов – от 800 до 1000 евро.
Свою лепту в дело создания цифровых тахографов внесли и наши братья-белорусы. Опытный образец прибора разработан Научно-производственным объединением «СКБ «Камертон». Аппарат оказался вполне работоспособным, о чем свидетельствуют проведенные испытания и его официальная регистрация в компетентных органах Белоруссии.

Для международной сертификации российского или белорусского тахографа нужно получить три документа: сертификат функционирования, сертификат взаимодействия (т. е. чтение выпускаемых ЧИП-карт любым цифровым тахографом) и сертификат безопасности, который обеспечивает криптографическую защиту. Добиться этого, учитывая сильную конкуренцию и противодействие со стороны западных компаний, нелегко.
Создание аналогичного прибора ведется в Азербайджане.

Точка отсчёта

Установка цифровых тахографов на новые автомобили в странах Евросоюза стала обязательной с начала 2006 г. Замена электронно-механических аппаратов цифровыми будет происходить постепенно, в течение нескольких лет, поэтому возникает ситуация, когда одновременно будут использоваться приборы обоих типов. Но как только в механическом тахографе появится неисправность, ремонтировать устройство не будут, его заменят цифровым. Следует отметить, что, пока правила об обязательной установке цифровых тахографов не вступят в силу на всей территории Европы (это, возможно, произойдет в 2008–2010 гг.), механические устройства все еще будут в обращении. Электронно-механические тахографы уйдут в отставку, скорее всего, лишь к 2020 г. А цифровые тахографы стали обязательной принадлежностью новых грузовиков с полной массой более 3,5 т и автобусов, предназначенных для перевозки более 9 человек, включая водителя. Кстати, уже ряд моделей грузовиков и автобусов европейского производства, поставляемых в нашу страну, оснащен цифровыми тахографами.

Естественно, что внедрение «цифровиков» идет не везде гладко. Вызвано это тем, что не все государства, входящие в Евросоюз, готовы к работе с новыми приборами. Да и в ряде компаний-изготовителей подвижного состава нет полного единства по оснащению своей техники цифровыми устройствами. Свою «ложку дегтя» вносит пока еще неустойчивая работа глобальной сети Tachonet, призванной обеспечить контроль за эксплуатацией ЧИП-карт всеми странами Евросоюза. Нуждается в совершенствовании система взаимодействия с уполномоченными структурами государств Евросоюза и ЕСТР по обмену информацией об организациях и электронных ключах выдаваемых ЧИП-карт. Требуют уточнения и способы передачи данных, находящихся в цифровом тахографе, на иные электронные носители компьютерных систем.

Несмотря на эти трудности, можно смело утверждать – настала эпоха цифровых тахографов. И нет сомнений, что новые приборы станут привычным атрибутом в структуре автомобильного транспорта. Во всяком случае, у них есть всё, чтобы завоевать сердца и кошельки перевозчиков.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию