Опубликовано: ГП 08-2007

Вторая попытка Ярославских шинников

С. Ионес, фото автора

В конце июня пресс-служба холдинга пригласила журналистов на освящение нового производства. Его провели служители церкви из Оптиной Пустыни, которой «Сибур» оказал меценатскую поддержку. Как говорится, блажен кто верует, что теперь и корд будет мягче, и каркас тверже, и ресурс шин больше и заводского брака меньше, и продукция дешевле, и, дай Бог, рентабельность производства выше!

В Европе дальнобойные автопоезда давно ходят на 22,5-дюймовых шинах с цельнометаллическим каркасом (ЦМК). Причем на одном автопоезде применяют сразу три типа резины: один – на управляемую ось, другой – на ведущую, третий – на полуприцеп. Именно по этому принципу строят свой модельный ряд ведущие зарубежные производители грузовых шин. В России выпуск покрышек для тяжелых грузовиков с цельнометаллическим, а не комбинированным текстильно-металлическим кордом первым освоил Ярославский шинный завод.

Как говорят на заводе, в основе этого направления лежит проект создания совместного предприятия с компанией Brigestone, начатый еще в конце 1980-х. В то время его реализовать не удалось, и конструкторы ЯШЗ занялись самостоятельной разработкой грузовых шин с металлокордом. В результате в 1997 году появились первые российские шины марки Medved для автопоездов. Причем в семейство «по-взрослому» входили отдельные модели для полуприцепов, ведущих и управляемых колес тягачей. Но первый блин вышел комом: шины «Медведь» у эксплуатационников «прославились» ненадежностью и небольшим ресурсом.

Количество грузовиков, обутых в 22,5-дюймовую резину с металлокордом, в стране растет. Машины с такими колесами уже выпускают МАЗ и КамАЗ, все чаще наши транспортники приобретают новые и подержанные иномарки. Чтобы не отдавать этот сектор рынка иностранным производителям, руководство холдинга «Сибур» решило переоснастить производство «металлокорда» в Ярославле и выпустить новое семейство шин, конструктивно не «связанное» с семейством «Медведей». Эту новую серию грузовой «резины», выпускаемую с декабря прошлого года, завод предлагает под «нерусской» маркой Tyrex All Steel.

Заготовка шины перед погрузкой в вулканизатор

Представители «Сибура» подчеркивают, что шины этой серии – самостоятельная разработка ярославских конструкторов, не заимствованная ни у какой зарубежной компании. Конструкторы и технологи изучали шинное производство ведущих фирм Европы и США, испытывали зарубежные аналоги. Разработка семейства Tyrex началась в 2004-м, а спустя год опытные образцы новых шин уже проходили испытания. Для выпуска нового семейства холдинг закупил немецкое и чешское оборудование, общий объем инвестиций составил $36 млн.

Новые технологические линии смонтировали рядом с существующими, частично заменяя их. Монтаж уже завершен, и завод достиг объемов производства 370 тысяч новых покрышек в год. Но пока шин нового поколения не хватает, выпускаются самые удачные модели семейства Medved. Примерно 30% продукции поступает на конвейеры автозаводов, остальное отгружают фирмам, торгующим запчастями. Новые шины экспортируют пока только на Украину, но холдинг стремится освоить рынки стран Восточной Европы, где семейство Tyrex должно успешно конкурировать с польскими, украинскими и белорусскими аналогами.

Холдинг планирует из всех шин для тяжелых грузовиков в Ярославле выпускать только 22,5 дюймовые. Покрышками размером 20 дюймов для старых машин будет заниматься другое предприятие холдинга – Омский шинный завод. Освоение выпуска грузовых металлокордных шин других современных размеров 17,5” и 19,5” в планах есть, но говорить об этом рано.

В новое семейство входят шины для управляемых колес Я-626, для ведущих колес Я-636. Они бывают двух размеров – 295/80 и 315/80. Размер 315/80 имеет шина для специальной техники
Я-656. Широкая шина 385/65, которую конструкторы прозвали «бочкой», предназначена для прицепов и полуприцепов. А главное, в семейство входит универсальная шина Я-646, пригодная для ведущих и управляемых колес. На заводе ее зовут «автобусной», хотя можно ставить ее и на грузовики. У 646-й есть индикатор износа боковины. Это связано с особенностью работы городских автобусов, которые часто притираются боковой поверхностью шин к бордюрным камням.

Шина нового семейства на линии конвейера

Гарантия на резину нового семейства – 5 лет с момента изготовления. Заявленный ресурс не менее 100 тыс. км в городе и не менее 150 тыс. км – на трассе. Разумеется, подобно продукции ведущих мировых производителей, шины Tyrex рассчитаны на несколько восстановительных ремонтов: нарезку нового протектора на «лысой» резине, накладку нового протектора, в том числе путем «холодного» наложения протекторной ленты. Данная особенность отличает все шины с цельнометаллическим кордом от покрышек с комбинированным кордом, восстановление которых не предусмотрено конструкцией. Поэтому при более высокой цене резина ЦМК вдвое дешевле в эксплуатации.

Итак, Ярославский шинный завод пока единственный в России производитель грузовых шин с цельнометаллическим каркасом. На территории бывшего СССР резину такой конструкции выпускают только предприятия Украины и Белоруссии.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию