Опубликовано: ГП 05-2004

Цены на рынке грузовой автотехники (анализ цен на рынке – март 2004 года)

В. Салыгин

В марте текущего года рынок грузовой автотехники заметно оживился. Этому способствовало, прежде всего, традиционное повышение спроса в весенний период. Кроме того, рост продаж автотранспортных средств связан и с весьма интенсивным наращиванием производства в ряде отраслей, в том числе в стройиндустрии, нефтехимии, лесном комплексе, являющихся основными конечными потребителями грузовых автомобилей. По оценке Института экономики переходного периода, основные показатели промышленного маркетинга, в том числе спрос, объемы выпуска готовой продукции, занятость на предприятиях, свидетельствуют о возможности дальнейшего роста отечественного производства в ближайшие месяцы, что благоприятно скажется на реализации грузовой автотехники.

Оживление на автомобильном рынке в марте сопровождалось монотонным ростом цен на грузовые автомобили. В целом в течение марта текущего года рыночные цены на грузовики по большинству марок выросли на 2–3%. Быстрее росли цены на автомобили ОАО «ГАЗ» (на 2–4%). При этом разница в цене автомобилей различных модификаций осталась практически прежней. Так, за бортовую «Газель» с дизелем ГАЗ-560 (Steyr M14) нужно доплатить $2,5 тыс. Машина со сдвоенной кабиной ГАЗ-33023 «Фермер» дороже обычной на $500, а с удлиненной базой – на $1 000.

Несколько медленнее дорожали автотранспортные средства ОАО «КАМАЗ» (1,5–2%). В то же время увеличение цен на отдельные большегрузы, в частности на седельный тягач КамАЗ-5460 и самосвал КамАЗ-55102, составило 4–5%. Челнинские грузовики с ярославским двигателем дороже на 8–10%. Так, если самосвал КамАЗ-65115 с двигателем КамАЗ-740.13 (260 л.с.) можно приобрести за 860 тыс. руб., то за тот же 15-тонник, но с двигателем ЯМЗ-238М2 (240 л.с.) придется заплатить 930 тыс. руб. Такая же разница в цене ($2–2,5 тыс.) между бортовыми автомобилями КамАЗ-53215 с ярославским и камcким двигателями.

Повышение рыночных цен на автотехнику Уральского автомобильного завода в марте составило в зависимости от модели 0,5–1,5%, на среднетоннажники московского АМО ЗИЛ – от 0,5 до 1,0%. Цены на грузовики РУП «МАЗ» подросли на 0,5–1%. Заметно поднялись цены на автомобили Кременчугского автозавода (1,5–2,5%), остававшиеся длительное время практически неизменными.
Сбыт малотоннажных дизельных грузовиков производства калининградского «Автотора» не поспевает за наращиванием их выпуска. Рыночные цены на автомобили KIA Motors снизились, в среднем на $200.

Рынок подержанных автомобилей остается весьма инертным. Цены на подержанные грузовые автомобили отечественного производства в период январь–март менялись незначительно. Характер их изменений зависел в основном от марки автомобиля и его возраста. Заметно снизились в цене развозные грузовички «ВИС» и «ИЖМАШ-Авто». Фургончики двух- и трехлетней давности подешевели на 2–3%. Малотоннажные автомобили, в том числе бортовые ГАЗ-3302, фургоны ГАЗ-2705 выпуска прошлого года, практически остались в прежней цене. Они, как и большинство подержанных ЗИЛов, попадают в группу автомобилей, для которых «возрастной» темп снижения цен компенсируется ростом инфляции. В итоге – относительное постоянство цен. Незначительно подешевели двух- и трехлетние КамАЗы (на 0,5–1,0%), а также подержанные «Уралы» со сроком эксплуатации четыре года и больше.

Повышение цен на грузовые автомобили вызвано не только ростом цен на металл, увеличением тарифов на энергоносители, железнодорожные перевозки, но и необходимостью технического совершенствования автотехники, в частности для повышения экологической безопасности. Предполагается, что осенью Правительство РФ вновь вернется к проекту Постановления «О повышении экологической безопасности автомобильной техники, поступающей на российский рынок», предписывающего переход к производству автомобилей, удовлетворяющих стандарту Euro-2. С вступлением в силу данного Постановления (видимо, не ранее начала 2005 г.) скачок цен на модернизированные автотранспортные средства может составить, по мнению экспертов, от 15 до 30%. Сопоставление действующих ныне цен на отечественные двигатели и силовые агрегаты подтверждает это. Если 6-цилиндровые двигатели ЯМЗ-236НЕ (230 л.с., Euro-1) предлагаются Ярославским моторным заводом «Автодизель» за 188,3 тыс. руб. (156 тыс. руб. без КП и сцепления), то модель ЯМЗ-236НЕ2-1, удовлетворяющая требованиям Euro-2, отпускается по 214,1 тыс. руб. на комплектацию автомобилей МАЗ и по 221,5 тыс. руб. для автомобиля «Урал»-43206 (прирост в цене 14 и 18%). Восьмицилиндровые ЯМЗ-238БЕ2-2 (300 л.с., Euro-2) для самосвалов и седельных тягачей КрАЗ в 1,5 раза дороже ЯМЗ-238Б-2 (соответственно 331,4 и 216,2 тыс. руб.). Немногим дешевле (по 320,5 тыс. руб.) отпускается модель ЯМЗ-238ДЕ2-1 (330 л.с., Euro-2) на комплектацию поставляемых в Россию бортовых МАЗ-533605, седельных тягачей МАЗ-543205, МАЗ-642205 и самосвалов МАЗ-551605.

Наряду с наличием факторов, способствующих росту цен на грузовую автотехнику, специалисты по маркетингу отмечают и ряд причин, сдерживающих их нынешний рост. Стабилизации уровня цен на отечественные грузовики, в частности, способствуют излишки запасов, скопившиеся на заводских площадках. По данным Госкомстата РФ, в I квартале текущего года динамика производства опережала динамику продаж у 27% предприятий. При этом наибольшее число предприятий, чей выпуск опережает спрос, зарегистрировано в легкой промышленности (34%), лесном комплексе (32%). В машиностроении их доля составляет 31%. По мнению экспертов, наличие небольших излишков готовой продукции автозаводов в условиях развитой рыночной экономики является нормальным явлением, свидетельствующим о поиске более точного баланса между спросом на автомобили и объемом их выпуска.

В скором времени на рынке капотных большегрузов можно ожидать появления новой модели. В середине марта начались испытания трехосного полноприводного КамАЗ-4355 (грузоподъемность 10 500 кг, полная масса 20 190 кг, двигатель КамАЗ-740.30-260, 191 кВт, Euro-2). Цель испытаний – обкатать узлы и агрегаты новой машины, выявить, а затем устранить эксплуатационные замечания и дефекты. Сборку первой опытно-промышленной партии автомобилей КамАЗ-4355 планируется осуществить в текущем году. Предположительно, по цене новый грузовик будет позиционироваться в ряду автомобилей «Урал»-4320-0611, КамАЗ-43118-011, т.е. от 950 тыс. руб. и выше.


Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию