Опубликовано: ГП 10-2005

Автомобильная авиация

В. Перевалов, фото автора

Как все было красиво и чертовски зрелищно на выставке «МАКС-2005»! Что вытворяли в воздухе наши герои-летчики! А самолеты на рулежной дорожке! Есть чем гордиться! А нам, автомобилистам, особенно: все это великолепие без нас было бы изрядно поблекшим...

Ситуация-то на самом деле в авиастроении – так себе... Все основные экспортные поставки завершены и больше многомиллиардных контрактов не намечается. Дошло до того, что на конец июня текущего года предприятия российского авиапрома не имели контрактных обязательств на поставку самолетов в этом году.

Зато, как это ни странно, общие цифры по отрасли, как заявил один из руководителей на одной из пресс-конференций, вполне благополучные! За счет чего? Когда начинаешь разбираться, видишь, что автомобильная тематика давно стала серьезным подспорьем для авиазаводов. А в перспективе...

Генеральный директор Центральной компании МФПГ «Аэрокосмическое оборудование» Валерий Киселевич рассказал, что в 2004 году по автомобильной тематике было изготовлено продукции на $10 млн., на 2005-й запланировано выйти на $25...30 млн., а в 2006-м ожидается, что объем производства автомобильных компонентов достигнет $80...100 млн. Генеральный директор ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» Сергей Бодрунов полон энтузиазма относительно роста объемов выпуска автомобильных компонентов. У него есть все основания ожидать, что долю военной продукции удалось снизить с 92% (2001 год) до 75% (2004-й) с перспективой достижения оптимального баланса в 60% (оборонная продукция) и 40% (гражданская продукция).

Цифровой тахограф, разработанный Научно-производственным республиканским предприятием СКБ «Камертон»

На «МАКС-2005» была показана продукция, производимая для автопрома. Например, две модификации антиблокировочной системы: АБС-Т (4S/4K) для автомобиля-тягача, автобусов и других автотранспортных средств и АБС-П (4S/3K) – для прицепного состава. Принцип работы их известен: при движении электронный блок управления постоянно получает от датчиков частоты вращения колес (ДЧВК) информацию о частоте вращения всех подключенных к нему колес, а также об их ускорениях (положительных или отрицательных). При превышении пороговых значений, заложенных в память контроллеров, ЭБК начинает изменять с помощью электропневмомодуляторов ЭПМ-1 (для автомобилей и автобусов) или ЭПМ-П (для прицепов) давление воздуха в тормозных камерах. Тем самым предотвращается блокировка колес и обеспечивается оптимальное сцепление с дорожным покрытием в данных конкретных условиях.

Процесс регулирования давления воздуха в тормозной системе производится вплоть до скоростей менее 10 м/с либо до момента, когда водитель сам прекратит торможение. При этом АБС-Т может исполнять роль ограничителя максимальной скорости движения, регулируя ее с точностью 1,5 км/ч. АБС может выполнять и роль некоего черного ящика, фиксируя в энергонезависимую память все события последних 40 секунд экстренного торможения.

Микропроцессорная система управления стационарными и транспортными газовыми дизелями М-20 «Корвет»

Производит АБС научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Экран» (г. Борисов, Белоруссия). На КамАЗ и «Урал» поставлено более 20 тысяч комплектов таких АБС. Активно ведутся поставки на ПАЗ (около 900 комплектов в месяц). И руководители нового автозавода «Амур» из Новоуральска тоже заинтересованы в поставках АБС.

Представлен был на авиасалоне и цифровой тахограф, разработанный Научно-производственным республиканским предприятием СКБ «Камертон» (г. Могилёв, Белоруссия), а изготовляет их ОАО «Измеритель» (г. Смоленск). Этот прибор соответствует европейским нормативно-техническим документам – Annex 1 (B) Council Regulation (ЕС) 2135/98 от 24 сентября 1998 г. для записывающей аппаратуры, встраиваемой в автотранспортные средства. Он измеряет и регистрирует скорости движения (каждую секунду в течение 24 часов); измеряет пройденное расстояние, частоту вращения коленчатого вала двигателя, уровень топлива в баке, контролирует действия экипажа; регистрирует превышение допустимой скорости движения и превышение времени непрерывного вождения, правда, дает водителю шанс не допустить эти нарушения, заранее предупреждая об их возможности. Все это записывается в чип-карты водителей, владельца АТС и может быть прочитано сотрудниками ГИБДД и сервисных служб, гарантируя защиту от несанкционированного доступа к данным.

Газовый двигатель КамАЗ-820.53-260

Показали и микропроцессорную систему управления стационарными и транспортными газовыми дизелями М-20 «Корвет», разработанную ЗАО «Абит» (г. Санкт-Петербург) и серийно производимую Государственным рязанским приборным заводом. Прибор управляет восьмицилиндровыми дизелями КамАЗ с распределенной или центральной подачей сжатого (компримированного) газа при напряжении бортовой сети 24 В. Оснащенный такой системой дизель КамАЗ-820.53-260 (на базе двигателя КамАЗ-740.60-360) развивает максимальную мощность 260 л.с. и максимальный крутящий момент 932 Н·м, расходуя 218 г природного газа на кВт/ч мощности. Есть еще один нюанс. Топливо, как известно, надо еще подать на форсунки, следовательно, нужен отбор мощности для привода ТНВД мод. 33723 ЯЗДА, а сжатый газ качать не надо. Так что 260 «лошадей» газового дизеля – «полнее».

Серийно выпускаться новый двигатель начал только в этом году, а перспективы у него – самые радужные. Двигатели мощностью 240...260 л.с. устанавливают на две трети камских грузовиков и на все автобусы НефАЗ. Причем требования Euro 2 достигаются лишь «особенностями конструкции», а соблюдение Euro 3 и Euro 4 не потребует никаких кардинальных вмешательств в конструкцию и не повлечет повышения цены машины.

ЭБК, электропневмомодуляторы ЭПМ-1 (для автомобилей и автобусов) и ЭПМ-П (для прицепов)

В связи с тем, что с нового года все спецмашины и автобусы в обязательном порядке должны будут оснащаться системами спутниковой навигации, то следующий образец – КАИС (комплекс автомобильный информационно-связной). Его изготовляет смоленское ОАО «Измеритель». Комплекс работает по навигационным сигналам спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS и имеет возможность приема/передачи голосовой, навигационной и телеметрической информации по каналам сотовой связи стандартов GSM или УКВ.

Комплекс может, например, определить координаты места, курс и скорость движения автомобиля, текущее время в любое время суток. Он накапливает навигационную информацию и обеспечивает ее выдачу на внешнее считывающее устройство. Этот комплекс по мультиплексным каналам автомобиля собирает всю телеметрию о работе узлов и агрегатов. Комплекс оборудован и скрытой кнопкой тревоги, чтобы водитель смог включать прослушивание разговоров в кабине. Не удивительно, что на выставке MIMS-2005 этой навигационной системой заинтересовались на «Волжанине». С 1 января 2006 года, как известно, автобусы на линию без навигации не выпустят. А уж если ставить, то не лучше ли российское?

Номенклатура выпускаемой МФПГ «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» для автомобилей продукции постоянно растет. Начальник отдела внедрения новой техники Валерий Хвеженко рассказал о том, что уже создана и проходит испытания электронная система дистанционного управления коробкой передач. Эта система особенно актуальна для больших автобусов с задним расположением двигателя и КП, она поможет серьезно облегчить «участь» водителей большегрузных грузовиков. Опытный образец уже обеспечил на стенде порядка 150 тысяч переключений и успешно продолжает работать.

Есть и другие разработки.

Без автомобилей вообще вряд ли бы могла существовать авиация. Машины обеспечивают старт и регламентные работы на самолетах и вертолетах, подвозят полезную нагрузку, чистят ВПП аэродромов и выполняют еще массу необходимой работы.

А теперь настало время, когда российский автопром становится материальной и финансовой базой для авиации. Авиация же платит автомобилистам новыми разработками, повышающими экономичность, безопасность и комфорт перевозок.

Думается, если и дальше так дело пойдет, то через пару авиасалонов автомобильный раздел выйдет из дальнего угла павильона на первые линии. И рядом с красавцами самолетами не менее гордо будут стоять грузовики, автобусы и даже легковушки. Да и сам салон будет называться «авиационно-автомобильным»...

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен