Опубликовано: ГП 02-2006

Новая «маршрутка» от EvoBus
Микроавтобус Mercedes-Benz 413 CDI Sprinter

Д. Нестеров, фото автора

Автомобильный бренд Mercedes-Benz широко известен во всем мире и давно ассоциируется с роскошью и богатством. В начале 1990-х импортные производители вышли на российский автомобильный рынок, и многие преуспевающие бизнесмены раскатывали на авто легендарной немецкой марки, вызывая зависть простых смертных. И вот в начале двадцать первого столетия такая возможность, хоть и отчасти, может появиться у любого россиянина всего за 20...25 рублей.

И пусть это не представительский S600, и не навороченное спорт-купе от AMG, а обычное маршрутное такси на базе Mercedes-Benz 413 CDI Sprinter. Но удовлетворение от поездки на этом автомобиле получаешь несоизмеримо большее, чем от привычной российскому пассажиру за последние 10 лет нижегородской "ГАЗели". И хотя стоимость Sprinter в пять и более раз выше стоимости ГАЗ-322132 (вариант маршрутного такси от ОАО "ГАЗ"), но что-то же заставляет автоперевозчиков обращать взгляды на продукцию немецкого концерна. Будем надеяться, что это прежде всего забота о комфорте и безопасности пассажиров, а не только о собственной выгоде. Впрочем, о финансовых аспектах выбора автомобиля для такси поговорим позже. Познакомимся ближе с техническими и эргономическими особенностями новой "маршрутки" от Карла Бенца.

История семейства Sprinter началась в 1995 году. Оно заменило популярные фургоны серии Т1. По компоновке автомобили мало чем отличались от своих предшественников. Несущий цельнометаллический кузов, продольное расположение двигателя с механической 5-ступенчатой коробкой передач, передающей тяговое усилие через карданный вал на задний ведущий мост. Схема подвески также из разряда "классики". Передняя подвеска независимая с поперечной листовой рессорой, телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Подвеска задней оси зависимая, на продольных рессорах.

Рабочее место водителя

В начале 2000 года компания серьезно обновила модельный ряд Sprinter, в результате чего они получили новую гамму дизелей с системой впрыска топлива под давлением Common Rail Direct Injection (CDI) и турбонагнетателями с изменяемой геометрией сечения турбины. Кроме ряда механических коробок клиенту стали доступны автоматизированная КП Sprintshift и 4-ступенчатый "автомат". Управление коробкой осуществляется не привычным рычагом, а джойстиком, установленным на передней панели. Несколько обновился дизайн. Sprinter получил новые блок-фары с прозрачной оптикой и обновленную переднюю панель.

Образец, любезно предоставленный нам для теста компанией EvoBus Russland – дочерним предприятием концерна DaimlerChrysler, является типичным представителем автобусного семейства Mercedes-Benz Sprinter 2000 модельного года. Впрочем, не совсем типичным, так как изначально этот микроавтобус был грузовым фургоном, а переоборудованию подвергся на российском заводе в г. Коломна. Заметим, что ни один из мировых производителей микроавтобусов, кроме концерна DaimlerCrysler, до сих пор не открыл производство в России. Программа переоборудования включает остекление панорамными стеклами и установку пассажирских кресел фирмы "Фогель", оснащенных ремнями безопасности (жаль, что мы до сих пор игнорируем эти важные элементы пассивной безопасности!), сертифицированных и соответствующих строгим европейским нормам ECE-R.

Комбинация приборов

Пассажирские кресла крепятся на направляющих, расположенных на полу и боковой стенке. Таким образом, есть возможность обеспечить оптимальное пространство для ног пассажиров. Сиденья последних рядов можно полностью демонтировать, освободив дополнительное пространство для багажа. Высота салона в проходе составляет 1820 мм, так что даже высоким пассажирам во время посадки не надо пригибаться (как тут не вспомнить маршрутную "ГАЗель"...). Посадка пассажиров производится через переднюю боковую дверь. Она хотя и не сдвижная, как у большинства "одноклассников", зато исправно прослужит весь срок эксплуатации. К тому же такая конструкция двери позволяет водителю полностью контролировать процесс посадки и обилечивание пассажиров, поскольку функция билетера тоже входит в обязанности водителя. В задней части микроавтобуса есть двойная распашная дверь, используемая в качестве аварийного выхода, для доступа к которой в последнем ряду установлены сиденья 2+1 с проходом. Причем если кому-то вздумается самовольно ее открыть, то мгновенно сработает зуммер, предупреждая водителя. Задние двери при помощи специального ограничителя могут открываться на угол 90° и 180° (наследие фургона).

Микроавтобус MB Sprinter 413 CDI (EvoBus Russland), помимо штатной "печки", оборудован дополнительным водяным отопителем мощностью 10 кВт с программируемыми таймером включения и потолочным вентилятором, поэтому в салоне автобуса постоянно поддерживается оптимальная температура и хорошая вентиляция. В крышу вмонтирован вентиляционный люк, который может быть использован в качестве аварийного выхода в чрезвычайной ситуации.

Защита двигателя и КП

Рабочее место водителя по комфорту и оснащению максимально приближено к комфорту легкового автомобиля. Рулевая колонка регулируется по углу наклона. В нижней части колонки разместился блок предохранителей. Травмобезопасное рулевое колесо не закрывает комбинацию приборов, что довольно часто встречается у "одноклассников". Приборы расположены, на наш взгляд, оптимально. Они легко читаются в любое время суток. Панель приборов оборудована ЖК-дисплеем одометра, на который выводятся часы и показания сервисной системы ASSYST. Сервисная система помимо прочего может показывать уровень масла в картере двигателя и информирует об актуальном сроке проведения ТО.

Водительское кресло регулируется в продольном направлении и углу наклона спинки. Помимо этого можно подстроить наклон подушки кресла. Все регулировки механические.

Среди мелочей, делающих труд водителя немного комфортнее, стоит отметить наличие дополнительной ниши и держателей для шариковой ручки и бумаг, пепельницы, совмещенной с подстаканником. Конструкторы предусмотрели отсек для установки магнитолы, правда, сама автомагнитола в стандартной комплектации не предлагается. Не предлагается и замок для "бардачка", а не мешало бы, так как "бардачок" находится со стороны пассажирской двери. Мало ли что! Базовый микроавтобус не комплектуется электрическими стеклоподъемниками (в отличие от большинства конкурентов) при том, что регулировка наружных зеркал заднего вида с электроприводом.

Задний мост

А как ведет себя пассажирский Sprinter на дороге? Помимо ставших традиционными для нашего журнала испытаний на топливную экономичность и скоростные свойства, мы опробовали работу систем активной безопасности ABS и ASR, входящих в стандартную комплектацию автомобилей данного семейства. Благодаря изменчивой осенне-зимней погоде конца ноября нам представилась возможность протестировать микроавтобус как на сухом асфальте, так и в гололедицу.

Как известно из теории, задача антиблокировочной системы ABS (Anti-Вlocking-System) – не допустить блокировку колес при торможении, тем самым сохраняя сцепление колес с дорожным покрытием и прямолинейную траекторию торможения. При этом должно сохраняться условие, что при неисправности ABS не должна влиять на работоспособность штатной тормозной системы. Система ABS включается в работу, начиная со скорости 8 км/ч. На тестируемом автомобиле при торможении "в пол" действие ABS сопровождается значительной вибрацией педали тормоза. Отключение систем происходит при падении напряжения бортовой сети ниже 10 В. На сухом асфальте разница тормозного пути при торможении со скорости 80 км/ч с ABS и без оной оказалась незначительной и составила в среднем 1,1 метр. Зато преимущество антиблокировочной системы проявилось в полной мере на гололеде. При тормозном пути с ABS в 64 метра при отключении системы автомобиль остановился на 6,8 метра дальше. Испытания проводились на снаряженном автомобиле.

Дополнительный отопитель салона

Функция противобуксовочной системы ASR (Antriebs-Schlupf-Regelung) призвана повысить курсовую устойчивость, а также облегчить трогание с места и ускорение, особенно на скользкой дороге. Система ASR затормаживает отдельные колеса и ограничивает крутящий момент двигателя для предотвращения прокручивания ведущих колес. Отключается система ASR кнопкой на передней панели, при этом загорается предупредительная лампочка на комбинации приборов. К сожалению, испытать работу ASR мы смогли только при снаряженной массе и сухом асфальте из-за опасения повредить тормозные механизмы, поскольку длительная работа этой системы неблагоприятно влияет на них и может вывести их из строя. К слову, Sprinter не так легко пустить в "пробуксовку". Поэтому микроавтобус с ASR разгоняется (до скорости 60 км/ч) всего на 1,6 с быстрее, чем без нее. Хотелось бы заметить, системы типа ABS и ASR не в состоянии предотвратить действие законов физики, и ни одна система не заменит здравомыслящей головы и реакции водителя. Зная об авариях с участием маршрутных такси, водитель, помни ты везешь людей. Всегда помни об этом!

Управляемость микроавтобуса находится на очень высоком уровне. Sprinter послушно проходит виражи на больших скоростях, а гидроусилитель заметно облегчает труд водителя при разворотах и парковке. Благодаря большой площади остекления и крупным зеркалам маневры автомобиля в ограниченном пространстве не доставляют особых проблем. Кстати, при общей длине микроавтобуса 6,6 м радиус разворота составляет всего 7,2 м.

Тесновато...

На скоростном шоссе Sprinter – в родной стихии. Уверенная динамика разгона проявляется со средних оборотов 130-сильного турбодизеля. А вот на "низах" мотор не так напорист. На подъемах, например, приходится постоянно "подтыкать" низшие передачи. Хотя, по словам эксплуатационников, для работы в условиях города вполне хватает и такого мотора.

Подвеска микроавтобуса справляется со своей задачей, сглаживая дорожные неровности на "четверочку". На скоростях до 50...60 км/ч "огрехи" полотна дороги не доставляют особых проблем. Но если прибавить скорость, то через некоторое время пассажиры начинают чувствовать себя как на вибромассажере. Дело в том, что задняя рессорная подвеска унаследована от грузового варианта, который послужил основой микроавтобусу. Однако этот вариант оправдан с точки зрения надежности и долговечности, поскольку работа автомобиля в качестве маршрутного такси подразумевает движение с постоянными большими нагрузками.Любой коммерческий проект в России оправдан, если он приносит максимальную прибыль при минимальных затратах. В сфере автоперевозок значительную часть себестоимости составляют затраты на топливо и обслуживание автопарка, в том числе запчасти и ГСМ.

С точки зрения топливной экономичности микроавтобус Mercedes-Benz 413 CDI Sprinter может составить серьезную конкуренцию другим автопроизводителям в данном секторе рынка. По результатам испытаний расходы топлива на постоянных скоростях в диапазоне до 80 км/ч составили не более 9 л/100 км для снаряженного автомобиля и 10 л/100 км – для полностью загруженного.

Дисковые тормозные механизмы на всех колесах

Любителям прокатиться "по максимуму" придется смириться с аппетитом Sprinter в 18...18,5 л на "сотню" при скорости около 140 км/ч на порожней машине и 130 км/ч – на загруженной. При этом заметим, что скорость пассажирских транспортных средств ограничена ПДД 70 км/ч на всех видах автодорог! При испытаниях в режиме имитации городского движения на Дмитровском автополигоне автомобиль показал результат – 11,1 и 12,5 л/100 км (порожний и загруженный вариант соответственно). В реальных условиях эти цифры могут немного отклоняться как в бо’льшую, так и в меньшую сторону. Например, по наблюдению сотрудников автоколонны №1417 (г. Коломна), с успехом эксплуатирующих микроавтобусы Sprinter, расход топлива на городских маршрутах в среднем составляет 11,5 л/100 км.

По обслуживанию микроавтобусов Sprinter скажем, что рекомендуемые межсервисные интервалы составляют 22 500 км, но для российских условий эксплуатации маршрутных такси сервисный центр ООО "ЕвоБус Русслэнд" ServiceCenter Moskva снизил периодичность ТО до 15 000 км пробега. Стоимость технического обслуживания в специализированных сервисных центрах колеблется от 250 до 380 евро, включая затраты на расходные материалы. Запчасти и расходные материалы при обслуживании автомобилей используются только оригинальные из Германии.

Топливный фильтр с влагоотделителем

Микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter заметно дороже конкурентов. Цена на автомобиль, переоборудованный в России, составляет 45 000 евро (при этом Sprinter аналогичной комплектации из Германии обойдется на 10 000 евро дороже). Однако компания EvoBus Russland разработала гибкую систему скидок для своих клиентов. Так, при покупке партии от 10 до 24 машин стоимость одного экземпляра снижается на 2000 евро. При заказе 50 автомобилей цена ниже еще на 2000 евро и составляет, таким образом, 40 800 евро за единицу. А на партию в 100 микроавтобусов EvoBus Russland предлагает специальную цену – 38 800 евро (вкл. НДС). Оптом, как говорится, дешевле. Приняв во внимание и то, что многим российским автоперевозчикам не под силу такие дорогие покупки, EvoBus Russland совместно с финансовыми партнерами "Интерлизинг" и "УралСиб Лизинг Санкт-Петербург" наладили реализацию своей продукции в кредит. Такой возможностью уже воспользовались транспортники Коломны, Балашихи, Санкт-Петербурга и Новороссийска. Кстати, по их мнению качество сборки Sprinter от EvoBus Russland ничем не хуже немецких оригиналов, так как все комплектующие сертифицированы. И все работы по переоборудованию проводятся под непосредственным жестким контролем представителей ООО "ЕвоБус Русслэнд".


"Одноклассники"

ГАЗ-3221(32)

"ГАЗель" в пассажирском варианте ОАО "ГАЗ" изготовляет с 1995 года. Выпускаются несколько вариантов, различающихся числом и комфортабельностью пассажирских мест. Дверь для пассажиров сдвижная, расположена рядом с правой дверью кабины.

Помимо гаммы бензиновых двигателей Заволжского и Ульяновского моторных заводов пассажирскую "ГАЗель" оснащают турбодизелем ГАЗ-560 собственного производства. Подвеска передней и задней осей зависимая, на полуэллиптических рессорах. Тормозные механизмы передних колес дисковые, задних – барабанные. В салоне "ГАЗели" одновременно могут разместиться 13 пассажиров. Максимальная скорость – 120 км/ч. Стоимость колеблется около 10 000 евро.

IVECO Daily (Сity-Bus)

Микроавтобусы IVECO разработаны на базе фургонов и выпускаются только в варианте с высокой крышей. Под капотом устанавливают 4-цилиндровый дизель мощностью 125 л.с. и рабочим объемом 2,8 л. Передняя подвеска независимая, задняя – зависимая со стабилизатором. Тормоза всех колес дисковые, с ABS. В пассажирском салоне 12 кресел и может поместиться 5 человек стоя. Кстати, IVECO Daily сертифицируется в России как первое маршрутное такси легкого класса с возможностью проезда пассажиров стоя. Отличительной чертой микроавтобусов IVECO является богатое оснащение. Цена в России составляет примерно 36 000 евро.

Volkswagen LT

Пассажирская модель LT позволяет частично или полностью демонтировать сиденья салона, превратив микроавтобус в грузовой или грузопассажирский фургон. Микроавтобусы производятся с различными вариантами колесной базы и высотой крыши. По желанию заказчика кабина может быть оснащена сервис-комплектом. В него входят аудиосистема, тахометр, устройства обогрева сидений и др.

Подвеска пассажирской версии идентична фургону: передняя – независимая, задняя – зависимая рессорная. Тормозные механизмы всех колес дисковые. Микроавтобусы оснащают 5-цилиндровыми 110-сильными турбодизелями объемом 2,46 л. Максимальная скорость – 145 км/ч.

Нечаянные мысли

Неоднозначными представляется подход к трансформации грузового фургона в автомобиль, предназначенный для перевозки людей, и метод ее реализации, заключающийся в основном в установке пассажирских кресел. Грамотный технический подход не подразумевает компромиссных решений, любое вмешательство в конструкцию способно вызвать целый ряд непредсказуемых последствий.

В. Вальданов, испытатель

Если рассматривать человека в качестве груза, то его нужно обогреть в холодное время, провет-рить, когда жарко и осветить его путь в темноте. Всё это требует установки дополнительного оборудования и соответственно увеличения нагрузки на генератор и аккумуляторную батарею, а от стабильности напряжения в сис-теме электропитания зависит бесперебойная работа электронных систем управления двигателем и АBS. Если "грузу" небезразлична собственная безопасность, то необходимо внести изменения в систему электрооборудования: применение генератора повышенной мощности, изменение конструкции блока предохранителей, жгутов проводки и т.д. Если этого не сделать, то проблемы останутся. На некоторых основных моделях Mercedes Sprinter в зависимости от комплектации для повышения стабильности напряжения устанавливаются две аккумуляторные батареи. В этом случае стартер как основной потребитель, приводящий к падению напряжения в бортовой сети, питается от собственной аккумуляторной батареи. Вот такой подход можно назвать логическим и технически грамотным.

Это в полной мере относится к подвеске автомобиля и конструкции кузова, как в отношении уменьшения вибрации, так и обеспечения входа-выхода пассажиров. Но просматривается не "фирменный" подход, и получилось то, что имеем. Во время редакционных испытаний не покидало ощущение, что ты находишься все-таки внутри фургона. Общий объемный шум от вибрации кузова дополняли находящиеся в непрерывной тряске верхние части спинок пассажирских сидений и периодический металлический звук, характерный для незакрытой задней двери, приходилось специально проверять. Но двери оказывались плотно закрытыми, и роль первой скрипки была явно за пластмассовым кожухом верхнего аварийного люка. Загрузка автобуса балластом нисколько не повлияла на общую картину, только закрепилось ощущение, что после окончания испытаний с облегчением покинешь салон автобуса.

Вместе с водой выплеснули и младенца, об удобстве пассажиров, по-видимому, просто забыли в погоне за вместимостью. Явно ориентировались на стандарты 90х60х90, причем на последние 90, потому что 104 занимают уже весь проход и в паре с трудом помещаются на двойном сиденье. Для работы в режиме маршрутного такси пассажирский салон автомобиля просто малопригоден. Получилось так, что все проблемы "ГАЗелей" в плане неудобства для пассажиров (экстремальная для головы посадка-высадка, возможность только одностороннего перемещения по салону, отсутствие места для багажа и т. д.) просто попытались прикрыть эмблемой Mercedes. Правда, принцип установки сидений позволяет варьировать их взаимное расположение и найти оптимальное, но, естественно, за счет уменьшения количест-ва мест. Да, транспортники получили, несомненно, качественный, надежный, выгодный в эксплуатации, возможно, даже оправдывающий свою невероятную цену, удобный для водителя автомобиль, осталось научить его трогаться всегда после того, как пассажиры успеют сесть. В настоящем виде автомобиль, вероятно, целесообразнее использовать в качестве корпоративного или экскурсионного транспорта.

Редакция благодарит компанию ООО "ЕвоБус Русслэнд" за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию