Опубликовано: ГП 09-2008

Выи­грал «Урал»... или про­играл?
Самосвал УРАЛ-583106

Павел Гаманьков, фото автора и Максима Шелепенкова

Общий вид
Интерьер незамысловат, зато «голого» железа нет
Единственный «бардачок» на весь салон небольшого размера
Панель приборов архаична, но показания читаются неплохо
На этом месте оказался бы кстати вещевой бокс, а клавиши управления можно разместить и на передней панели
Задняя стенка кабины изнутри обшита пластиком
Общая схема
Вернуть масляный щуп в исходное положение целая проблема, он извивается и сопротивляется
Нижняя ступенька подвешена на гибких канатах
Гидроцилиндр подъема кузова без защитного колпака, что может привести к его быстрому выходу из строя
Гидроусилитель руля «толкает» не первый, а второй управляемый мост
Под КП защитная дуга, на каждом мосту установлен стабилизатор поперечной устойчивости
Третий мост проходной
А этот пучок из проводов и шлангов – система ABS
Производитель кузова: ОАО «Уралпромтехника»
Модель: УРАЛ-583106
Производитель шасси: ОАО «АЗ «УРАЛ»
Базовое шасси: УРАЛ 6563-1010

Крупнотоннажные четырехосные самосвалы – все более привычное явление на наших дорогах. Причина их популярности очевидна – высокая рентабельность перевозок и, как следствие, быстрая окупаемость автомобиля. Но «дают стране угля» в основном китайские четырехосные монстры. Автозаводы Поднебесной раньше всех успели отреагировать на изменение спроса. И только по прошествии времени начали подтягиваться отечественные производители. Минский и Камский автозаводы представили новые семейства четырехосных машин. УралАЗ в 2005-м на СТТ-2005 также презентовал сорокатонный самосвал 8х4 .

Старое по-новому
Внешний вид «Уралов» дорожной серии мне очень импонирует. Пусть 25-летняя, но все же европейская кабина как нельзя лучше вписалась в образ суровых уральских автомобилей, добавив им немного лоска, которого так не хватало старым машинам из Миасса. «Ивековская» облицовка радиатора с огромным ромбом Уральского автозавода, мощный передний бампер сложной формы и закрытая специальными решетками передняя оптика делают из четырехосника настоящего бойца. А за комфорт отвечают такие мелочи, как наружный противосолнечный козырек и развитая система зеркал. На дорожных «Уралах» появились даже боковые обтекатели, препятствующие загрязнению зеркал, стекол и дверных ручек. Согласитесь, что до приобретения «УралАЗом» лицензии на производство кабин IVECO TurboStar, такая забота о быте водителя казалась чем-то фантастическим. Пластиковые накладки над колесными арками – еще одна приятная деталь, спасающая низ кабины от грязи, соли, а значит, и коррозии. А чего стоит откидывающаяся ступенька на переднем бампере, благодаря которой водитель сможет легко протереть ветровое стекло грузовика.На глушителе и выхлопной трубе наконец-то появилась защита. Сзади и по левому борту установлены противоподкатные брусья. Причем задний отбойник не жестко закреплен на раме, а установлен на шарнирах, и в случае движения по бездорожью его можно убрать от греха подальше. Нижние ступеньки кабины подвешены на тросах , значит, при работе на стройплощадках они проживут гораздо дольше, чем жестко установленные ступеньки. Машина дорожной серии разрабатывалась с учетом особенностей эксплуатации в карьерах и на стройках, тогда как большинство конкурентов из Китая поставляют даже без защитных решеток фар, не говоря уж о складывающихся отбойниках и подвижных ступеньках кабины.При внешнем осмотре машины мы остались недовольны только самосвальным кузовом. Качество изготовления и окраски его откровенно низкое. Сварные швы футеровки грубые и неровные, в некоторых местах уже появилась ржавчина. Это при том что машина пробежала всего пару тысяч километров, не эксплуатировалась в карьере и на испытаниях впервые была загружена песчано-гравийной смесью.

Кабина
Мнения о внутреннем убранстве кабины «Урал-6563» разделились. Те, кто сравнивал миасский «дорожник» с капотными машинами, говорили о высоком комфорте и отличной эргономике. Другие утверждали, что из итальянской кабины можно было бы выжать гораздо больше. Пожалуй, мне ближе вторая точка зрения, хотя нельзя не признать, что в кабине «Урала» стало достаточно комфортно и уютно. В отличие от аскетичных военных трудяг в интерьере практически не найти голого железа (за исключением ручек стеклоподъемника — они по старинке из металла), потолок отделан мягким материалом, а задняя стенка пластиком . Зеркала заднего вида с электроприводом и подогревом. Для более комфортной зимней эксплуатации дорожные «Уралы» штатно оснащают автономными отопителями.Анатомические кресла Pilot с огромным диапазоном регулировок имеют боковую поддержку и возможность адаптации подвески сиденья к весу водителя. Это позволяет разместиться за рулем вполне комфортно. Подумали и о пассажире, его кресло не отличается от водительского.Рулевая колонка регулируется по углу наклона не путается в ногах, а обод «баранки» имеет оптимальный хват и диаметр. Неказистая и банальная панель приборов с контрастирующими черными дырами мелких циферблатов выдаёт дремучесть конструкторов и незнание основ эргономики и дизайна. А вот педальный узел (что не всегда присуще отечественным грузовикам) оказался вполне удобным, педали информативные и расположены на оптимальной высоте.В кабине предусмотрен только один маленький бардачок над ветровым стеклом, да и тот со стороны пассажира. А ведь над стеклом много свободного места, и сделать полку на всю ширину кабины не составило бы труда. Даже магнитолу врезать некуда, ведь в единственно пригодном для этого месте (над ветровым стеклом со стороны водителя) установили рукоятку электрорегулировки зеркал. Почему именно там? Без ответа. Справа от рулевой колонки на консоли воткнут блок с клавишами управления, которые без видимых финансовых затрат можно было бы перенести на переднюю панель. А вместо блока установить объемный (до задней стенки) бокс , как это сделано на МАЗах. Интерьер по остаточному принципу, не говоря о том, что собран он дешево и сердито. Кое-где можно увидеть саморезы, даже не закрытые декоративными заглушками. Так что по части интерьера «Урал-6563» хоть и далеко ушел от своих предшественников, не дотягивает даже до китайских аналогов. Ведь из Поднебесной все чаще приходят грузовики с продуманным интерьером и достойным качеством отделки. Да и новое четырехосное семейство минских самосвалов имеет более современную кабину в сочетании с неплохим качеством сборки. Наш вердикт, по части оснащения кабины: «Урал» можно записать в ранг отстающих. Что мешало поставить кабину от дальнобойных IVECO TurboStar со спальным местом и учесть, таким образом, пожелания водителей с нефтегазовых кустов Севера и командированных на стройки Юга России?

Euro 2
Но сила уральских машин не в рюшечках и бантиках, а точнее, не в кондиционерах и магнитолах. Эту технику всегда ценили за мощь и несгибаемость в реальных российских условиях эксплуатации. Поэтому сначала мы решили проверить четырехосник в деле. Тем более что заявленная заводом производителем полная масса автомобиля – 41 т. И при снаряженной массе 16 400 кг (мы взвешивали автомобиль с полным баком топлива), грузоподъемность упадет до 24 600 кг. Работать с такими нагрузками по силам не каждому грузовику. Стоит оговориться, что пришедший на тест самосвал 2007 года выпуска оснащен ярославским силовым агрегатом ЯМЗ-7511 экологического стандарта Euro 2 и коробкой передач ЯМЗ-239. Именно об этой связке мы и будем говорить, поскольку пока нет ясности, какие моторы норм Euro 3 будут устанавливать на четырехосные «Уралы».Ярославский 400-сильный двигатель выгодно отличает «Урал-6563» от восточных конкурентов. Как известно, в Китае четырехосные грузовики оснащают моторами значительно меньшей мощности. Поэтому при управлении «китайцем» аналогичной грузоподъемности с машиной приходится постоянно сражаться, часто переходить на пониженный ряд передач, крутить двигатель до красной зоны. С «уральцем» ситуация противоположная. Старт на второй, далее пониженный ряд можно перебирать через одну передачу. И уже при скорости 35–40 км смело включаем шестую передачу повышенного диапазона. Мотор легко подхватывает, в работу вступает турбонагнетатель и дальше следует ровный уверенный набор скорости. Даже на крутых подъемах Дмитровского полигона мотор без ощутимых затруднений вытягивал груженый автомобиль на восьмой передаче, а при нажатии педали газа самосвал заметно ускорялся. Понравилась нам и работа трансмиссии. Рычаг удобно ложится в руку, ходы небольшие. На машине установлен привычный флажок переключения диапазонов, что облегчает общение с КП. Даже на необкатанной машине с пробегом всего 2000 км четкость включений можно назвать более чем удовлетворительной. Возникали проблемы только со 2 и 6 ступенями, видимо, после теста специалистам придется регулировать тяги. Зато в нужную передачу попадаешь с первого раза, люфты рычага практически отсутствуют. В любом режиме движения чувствуется слаженная работа силового агрегата и коробки передач ЯМЗ-239. Дорожная машина сохранила наследственные черты, и оказалась в первую очередь «Уралом» – мощным и выносливым.Отметить можно и отличную шумоизоляцию. В салоне действительно тихо. Четырехточечная подвеска кабины в сочетании с амортизированными креслами позволяет даже по бездорожью двигаться с комфортом. Особенно хорошо это чувствуется при движении на порожнем автомобиле – подвеска кабины заметно сглаживает неровности покрытия.

Местное и китайское
Машины дорожной серии проектировались по модульному принципу: возможна установка различных узлов и агрегатов иностранного и отечественного производства. Рама самосвала выполнена по принципу «лонжерон в лонжероне» суммарной толщиной 16 мм. Высота лонжерона 280 мм.Вместимость самосвального кузова 16 м3, что можно считать эталоном соотношения вместительности и грузоподъемности. Загрузив песчано-гравийную смесь по самые борта, мы получили автомобиль полной массой 39,4 т. Все соответствует заводским табличкам и расчетным массам. Это вам не «китайцы», грузоподъемность которых вписывается в дорожное законодательство, а по факту велик соблазн загрузить кузов чуть не в три раза больше и некоторые потребители считают такую нестыковку плюсом, а не минусом китайской техники. Но не стоит забывать о ресурсе грузовика, и для тех эксплуатантов, которые думают о ресурсе, вариант с 16-кубовым кузовом будет куда предпочтительнее. А вот схема подогрева самосвальной платформы неоправданно сложная. От выпускного коллектора проведен длинный рукав к раме самосвала. Далее газы циркулируют внутри рамы и после этого попадают в кузов. Лично у меня возникли сомнения по поводу эффективности подобного решения.Применение немецкого интегрального рулевого механизма RBL позволило обеспечить угол поворота управляемых колес до 45?, что крайне важно для строительной техники работающей в стесненных условиях. Передние управляемые мосты разработаны на уральском заводе специально для дорожной серии автомобилей. Задние мосты FAW с коническим редуктором и разнесенной планетарной передачей имеют межколесную и межосевую блокировку. Третий мост проходной . Энергоаккумуляторы размещены не под, а над мостами. Это делает их неуязвимыми на любом бездорожье.Из недочетов конструкции могу отметить отсутствие верхнего защитного колпака на гидроцилиндре подъема кузова. В случае попадания туда песка (что вероятно при загрузке машины) зеркала цилиндров могут быть поцарапаны. А дальше – постоянные течи масла, вплоть до полной замены гидроцилиндра. Решение этой проблемы копеечное, но раз о ней не подумали на заводе, водителям придется самим проявлять чудеса изобретательности и укрывать узел подручными средствами.

Бой еще впереди
О том, что разработка и производство четырехосных самосвалов в будущем сулит немалые дивиденды, может свидетельствовать хотя бы тот факт, что жюри конкурса «Коммерческий транспорт-2007» признала МАЗ-6516 (8х4) лучшим в номинации «Перспектива года», а «Урал-6563» – «Лучшим отечественным грузовиком года». Строительные машины большой грузоподъемности востребованы рынком, и что в эту нишу пришел и отечественный производитель, безусловно, хороший знак. В активе «Урала» мощный силовой агрегат и развитая сервисная сеть. Зато китайцы предлагают потребителю более современные машины с точки зрения эргономики и комфорта водителя и низкую стоимость своей продукции.

Техническая характеристика самосвала «Урал-583106»

Полная масса, кг 41 000
Грузоподъемность, кг 25 150
Снаряженная масса, кг 15 850
Распределение полной массы по осям, т 7,5/ 7,5/ 13/ 13
Преодолеваемый подъем, % 47
Двигатель ЯМЗ 7511.10-10, турбодизель, V-8
Рабочий объем, см3 14 866
Мощность, л.с 400 при 1900 мин -1
Максимальный крутящий момент, Н·м 1715
Коробка передач ЯМЗ-239, 9-ступенчатая механическая с синхронизаторами
Передаточные числа КП  
1 передача 12,24
2 передача 6,88
3 передача 4,86
4 передача 3,50
5 передача 2,74
6 передача 1,97
7 передача 1,39
8 передача 1,00
9 передача 0,78
задняя передача 10,04
Сцепление Однодисковое, сухое, вытяжного типа
Подвеска передняя/задняя Рессорная
Шины 12.00 R 20 (154/149J)
Вместимость топливного бака, л 350
Время подъёма/ опускания кузова, сек 60/ 50
Комментировать ... >>