Опубликовано: ГП 12-2005

Свой погрузчик вожу с собой

С. Ионес, фото автора

Грузовики, у которых между кабиной и бортовой платформой установлен небольшой кран-манипулятор, существовали в СССР еще в 1960–1970 годы. Подобные установки встречаются на иномарках (особенно на японских грузовиках с правым рулем), нередко их применяют и на европейских машинах. В наше время появилась возможность оснастить отечественный грузовик хорошим «фирменным» краном. Разумеется, шасси автомобиля, на который помимо обычной платформы устанавливается кран, требует определенной подготовки.

Наличие манипулятора на шасси грузовика позволяет заниматься погрузкой без помощи отдельного крана, автопогрузчика или бригады грузчиков. Выгода очевидна: это автономность и большая экономия. Некоторым типам специализированных автомобилей – трубовозам, лесовозам, эвакуаторам – крановая установка на борту просто необходима.

Монтаж кранов на бортовые и специализированные автомобили стал одной из специализаций нижегородской фирмы "Чайка-Сервис". Все крановые установки закупаются у одного производителя, итальянской компании Amco veba, официальным дистрибьютером которой является "Чайка". Краны этого производителя выполнены из стали повышенной прочности и эластичности, имеют блок электронного управления нагрузкой, устойчивостью, динамическими характеристиками, повышающими безопасность эксплуатации и ресурс (в результате кран будет служить дольше). Блок распределителей с микропроводом ведущего производителя Sauer Danfoss позволяет оператору осуществлять перемещения одновременно в двух плоскостях.

Срок службы крана, заявленный производителем, составляет 10–15 лет. Значит, крановая установка "переживет" несколько автомобилей-носителей. Все краны от Amco veba окрашены в характерный темно-красный цвет, который придает им привлекательный вид.

Кран устанавливается на грузовик между кабиной и платформой. Как и для монтажа другого специализированного оборудования, на "Чайке-Сервис" раму автомобилей ГАЗ удлиняют с помощью вставок. Это позволяет сохранить стандартную длину платформы. Краны ставят даже на "газоны" с двойной кабиной и "ГАЗель"-фермер. С машинами ЗИЛ проще: удлиненные шасси выпускает завод. Но некоторые заказчики приобретают машины со стандартной длиной базы и уменьшенной платформой.

Обязательное дополнение к крану – выдвижные опоры-аутригеры. Передние входят в серийную комплектацию, задние являются дополнительным оборудованием. Гидравлическая система крана и опор приводится в действие насосом, работающим от коробки отбора мощность автомобиля. Сама крановая установка фирмы Amco veba в сложенном положении занимает немного места.

Из модельного ряда итальянских кранов различной грузоподъемности можно выбрать установку для грузовика любой отечественной марки. Существуют краны, рассчитанные на "ГАЗель", "Валдай", "Бычок", ГАЗ, ЗИЛ, минский "Зубренок", разные модели МАЗа и КАМАЗа, причем на один и тот же автомобиль можно поставить мощный или наоборот более легкий кран. На ГАЗ-3309/07 и "Бычок" подходят разные модификации кранов серий 705, 706, 807. На такие машины, как МАЗ и КамАЗ, бортовому крану предстоит поднимать очень тяжелые предметы, например бетонные блоки. Для них предназначена линейка наиболее мощных кранов. У некоторых моделей по 6...8 выдвижных секций стрелы. Одним из самых больших автомобилей, на который "Чайка" устанавливала кран, был четырехосный полноприводный КамАЗ-63501, седельный тягач с полуприцепом-лесовозом.

Индекс модели крановой установки указывает на грузоподъемность, выраженную количеством тонн на метр вылета стрелы. Это самый важный показатель. Чем дальше вы выдвигаете стрелу, тем меньше ее грузоподъемность. Управляя кранами, нужно учитывать, что у них есть система усиления мощности (для сохранения грузоподъемности и точности подачи груза на больших вылетах) и система гашения колебаний (уменьшающая вибрационные нагрузки и повышающая точность управления перемещением груза). Например, устанавливаемый на ГАЗ-3309 или "Бычок" кран популярной серии 807T/3S при длине стрелы 1 м в непосредственной близости от автомобиля поднимает груз весом 6,8 т, а при длине стрелы 2,16 м – только 3,15 т. Если раздвинуть стрелу на 3,73 м, грузоподъемность крана снижается до 1,75 т, а когда стрела выдвинута на максимальный вылет 7,11 м, кран способен поднять всего 680 кг.

Число через дробь в индексе крана (например, 807T/3S) обозначает количество выдвижных секций стрелы: у кранов одной серии есть модификации с разным количеством выдвижных секций, т. е. с разным вылетом стрелы. При выборе модели крана, потребителю следует определить, какой по весу груз и на каком расстоянии ему предстоит поднимать.

Для выполнения определенных погрузочных работ кран может быть дополнен разным навесным оборудованием, предназначенным для подъема сыпучих материалов, бревен, труб, мусора, бордюрного камня. К тому же разряду относятся траверсы эвакуаторов, позволяющие поставить на платформу и снять с нее перевозимый автомобиль.

Собственной разработкой "Чайки" стала промышленная крановая тележка на специальном шасси с колесами от "Волги" и одной управляемой осью. Она предназначена для работы на складах, в цехах промышленных предприятий. Тележку демонстрировали летом и осенью 2005 г. на нескольких выставках.

Стоимость крановой установки Amco veba, конечно, немаленькая, плюс переоборудование автомобиля. Но как показывает российская практика, за счет погрузки силами водителя, без привлечения отдельного крана или грузчиков можно будет порядочно сэкономить, и кран, возможно, окупится уже через 8...10 месяцев работы.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен