Опубликовано: ГП 08-2005

Проблемы с тормозами решены

Новые тормозные накладки устанавливаются аккуратно. Но реальный эффект после их замены зависит от того, насколько пристальное внимание уделяется состоянию барабана, в котором они будут работать.

За последние 50 лет полная масса и максимально допустимая скорость автобусов и грузовиков выросли. Увеличивающаяся мощность двигателя, улучшенная конструкция шин, гидроусилители рулевого управления и масса дополнительных усовершенствований создали все предпосылки для бурного развития современного грузопассажирского транспорта. Но одно из наиболее важных направлений прогресса не соответствовало общей динамике – это тормоза.

Горизонтальный стенд для расточки тормозных барабанов, дисков и маховиков модели В325 (Hunger, Германия) позволяет проводить одновременно расточку и шлифование тормозного барабана как отдельно, так и в сборе со ступицей и колесами

Тормозные барабаны, за некоторым исключением, все еще остаются универсальными системами, реализуемыми на международных автобусах, грузовых автомобилях и прицепной технике, а их размеры практически не подвергаются изменению по одной простой причине. Увеличение размера тормозного барабана неминуемо приведет к увеличению диаметра покрышки, что часто конструктивно неприемлемо.


Пространство, ограниченное колесом, само по себе не является идеальным для компонентов, единственным назначением которых является преобразование энергии движущегося транспортного средства в тепло. Ясно, что грузопассажирский транспорт наших дней заставляет увеличивать конструкцию обычных тормозных систем до максимально возможного предела.

В Европе 33% всех грузовиков не проходит технический осмотр с первого раза, и основные проблемы связаны с тормозами. Однако нет причин считать эту ситуацию безнадежной, поскольку существующие технологии позволяют проводить обслуживание тормозных систем и доводить их рабочие характеристики до уровня новых стандартов.

Когда транспортное средство покидает завод-производитель, его тормозные барабаны правильно обработаны, и в большинстве случаев накладки проточены в сборе на оси. Таким образом, обеспечивается 100%-ный контакт по всей фрикционной поверхности накладок. Тормозная сила достигает максимума и при этом равномерно распределяется по всем осям.

Та же технология может быть предложена для ремонтных сервисных станций, и в большинстве развитых стран это является нормальной практикой. Например, в Германии сервисным мастерским запрещено готовить транспортное средство к прохождению технического осмотра, если они не оснащены соответствующим оборудованием, а персонал не имеет квалификационного аттестата.

Так как у многих сервисных станций есть лицензии на проведение техосмотра, им приходится обслуживать тормозные системы в соответствии с предписанными стандартами, до того как грузовик выедет за ворота станции.

Вертикальный стенд для обработки тормозных барабанов, дисков и маховиков модели U305 (Hunger, Германия)

В Великобритании, наоборот, обычной практикой является только установка новых накладок стандартной толщины. Предполагается, что во время эксплуатации грузовика накладки сами приработаются под диаметр тормозного барабана. Но в этом случае ясно, что у накладок не будет 100%-ного контакта с поверхностью барабана, а зачастую контактная поверхность будет незначительной. Заданный производственный допуск, износ и искривление компонентов делают невозможной точную сборку колодок на держателе, что приводит к их угловому смещению.

При применении тормозных механизмов с колодками, раздвигающимися поворотным кулаком, его вращение будет прекращаться, когда одна из колодок придет во взаимодействие с барабаном, в то время как другая колодка может совсем не касаться его поверхности. Если это произошло с первичной (прижимной) тормозной колодкой, с одной стороны, и вторичной (отжимной) колодкой – с другой, то разница тормозных сил на двух противоположных колесах одной оси может достигать 40% и более.

Локальный перегрев, возникающий при этом, может повредить барабан и привести к полировальному эффекту накладок. В худшем случае накладку может сорвать, и это приведет к заклиниванию барабана – не самое приятное происшествие в дороге. Ясно, что эксплуатация такого транспортного средства недопустима.

Как быть? В первую очередь необходимо проверять барабаны на эксцентричность, конусность и задиры, чтобы при необходимости направить их либо на расточку, либо в брак. В зависимости от принятой практики сервисной мастерской барабан может обрабатываться как отдельный элемент, так и в сборе со ступицей и колесами на подходящем расточном стенде. Очень удобно, когда на стенде со специальной оснасткой есть возможность производить обработку тормозных дисков, протачивать и шлифовать маховики. Необходимо внимательно измерять внутренний диаметр барабанов, а колодки с наклепанными новыми накладками аккуратно устанавливать на ось для последующей обточки.

Стенд для этой операции должен быть установлен на регулируемой тележке, оборудован инструментом с одной режущей кромкой и салазками с микрометрической установкой, которые должны свободно вращаться на собственных подшипниках.

Если ступица была снята, то стенд устанавливается по ее оси, в противном случае он крепится с помощью фланцев к штифтам ступицы. Затем с помощью салазок стенда выставляется обтачиваемый диаметр, который должен быть на 1 мм меньше внутреннего диаметра соответствующего барабана. После проведения процедуры крепления и настройки стенд включается и в автоматическом режиме обтачивает фрикционные поверхности обеих колодок.

При обработке накладок необходимо использовать специальное оборудование для удаления и сбора пыли. Режущий инструмент стенда должен быть полностью охвачен вентиляционным каналом, по которому загрязненный воздух будет удаляться из зоны резания в пылесборник. Стенд может быть оборудован автоматическим выключателем, не допускающим эксплуатацию стенда, если не работает система пылеудаления.

После установки барабанов и колес транспортное средство будет полностью пригодно к эксплуатации. Эта простая процедура не занимает много времени, и можно быть уверенным в качестве ремонта тормозных систем.

Стенд для обточки накладок тормозных колодок непосредственно на оси автомобиля модели F308 (Hunger, Германия)

В условиях бурно растущего сектора сервисного обслуживания грузовых автомобилей и автобусов в нашей стране описанная технология и методика становятся востребованным инструментом повышения качества ремонта тормозных систем. Это, несомненно, положительно сказывается как на удовлетворенности клиентов результатом ремонта, так и на доходности владельцев сервисных станций.

Продукция немецкой фирмы Hunger Maschinen Vertriebs-GmbH, являющейся признанным лидером в разработке и производстве профессионального оборудования для ремонта и обслуживания элементов тормозных систем грузопассажирского автотранспорта, позволяет комплексно решать поставленные задачи в рамках любого автосервисного предприятия.

Консультации по подбору оборудования для обслуживания элементов тормозных систем:ЗАО «Гэллакс»

Тел. (8162) 671272, 948080


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:



Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию