Опубликовано: ГП 05-2008

Пробежки по льду
Фургон Mercedes-Benz 211 CDI Sprinter BM W609

Павел Гаманьков, фото автора и Максима Шелепенкова
Схема
Над противосолнечными козырьками ниши для документов
Аккумуляторная батарея спрятана под ногами у водителя
Сдвижная дверь широкая. Для удобства входа специальная рукоятка
Под капот выведена клемма «+»
Сзади установлены однолистовые рессоры
В бампере предусмотрена ниша для ног. Протереть стекло не составит проблемы
Специальные фиксаторы позволяют открывать задние двери на 180º

Принято считать, что профессиональные спортсмены не блещут умом и сообразительностью. Сила есть – ума не надо. Но спорт это не только сила и скорость. В современном мире победа зависит от реакции, тактики, стратегии игры. И маркетологи компании Mercedes-Benz это прекрасно понимают. Поэтому, создавая новый Sprinter, конструкторы делали ставку не только на силу и скорость, а наделили «бегуна» недюжинным интеллектом с самыми современными системами безопасности. И как мы ни старались его обмануть — не вышло. Mercedes-Benz 211 CDI Sprinter BM W609


Начало продаж: 2007 г.Производитель: DaimlerChrysler AGМодель: Mercedes-Benz 211 CDI Sprinter BM W609Стоимость: 33 469 евро

Мы уже встречались с новым Mercedes Sprinter. В прошлом году, когда машину только выводили на российский рынок, журналистам предоставили возможность оценить новинку от Mercedes-Benz. Тогда, на Дмитровский полигон привезли несколько «бегунов», оснащенных самыми современными системами безопасности. Для лучшего скольжения асфальт обильно полили водой, и мы лихо отправились бороздить просторы «большого океана». Закладывали неимоверные виражи на фургонах с высокой крышей, разгонялись, тормозили, ставили машины боком, а они упорно возвращались на траекторию. В общем, покуражились вволю. Не забыв при этом оценить активную безопасность Sprinter. Но подготовленное шоу на автомобилях с полным «фаршем» было далеко от реальных условий эксплуатации.Поэтому, когда мы взяли на редакционные испытания грузовой фургон Mercedes-Benz Sprinter, мне было интересно сравнить «реальную рабочую лошадку» с показанными ранее «нафаршированными» Sprinter. Да и погода для такого сравнения удалась на славу – плотный укатанный снег, хорошенько промерзший за ночь, только начинал таять от ярких лучей весеннего солнца. Для усложнения задачи кое-где виднелись асфальтовые проталины. Просто блеск. Загрузив в машину балласт, мы отправились на дороги Дмитровского полигона.

Гигантомания
Перед тем как приступить к испытаниям, осмотримся. Отдельного внимания заслуживают размеры Sprinter. Если раньше самый просторный фургон «немца» был 13,4 м3, то у машин нового поколения он увеличился до 17 м3. На протестированной машине внутренняя высота кузова составляет 1840 мм. С высокой крышей увеличились и дверные проемы, задние распашные и боковая сдвижная двери. Их высота 1840 мм. Набрал «бегун» и в весе: полная масса варьируется от 3 до 5 т, максимальная грузоподъемность - 2670 кг. Но к нам на тест попала одна из самых легких модификаций Sprinter грузоподъемностью 1200 кг и полной массой 3,5 т. Салон отделен от кабины сплошной перегородкой с вентиляционными отверстиями.Аналогичная гигантомания наблюдается и в салоне. Места там предостаточно. Даже огромный центральный бокс, напоминающий боксы грузовиков, не мешает. В «базе» кабина трехместная, т. е. кроме водительского кресла установлено двухместное пассажирское сиденье. Но под заказ возможна установка только двух раздельных кресел. Джойстик КП расположился на приливе передней консоли, силовой агрегат полностью спрятан под капот, пол в салоне почти ровный - все это создает ощущение простора. В базовую комплектацию входит огромное количество мелочей, начиная с вещевых отделений над ветровым стеклом, центрального замка, розеток для электроприборов и заканчивая подушкой безопасности, автоматическим запиранием всех дверей при скорости больше 15 км/ч, электрическими стеклоподъемниками и др. Ящиков и ниш не просто много, а очень много. В них можно тайком увести «ценностей»... лет на 15 с конфискацией имущества. Поэтому таможенным службам не помешает внимательно изучить его и составить подробный список всех кармашков.Зато регулировка рулевого колеса по высоте и вылету - опция. В базе только нерегулируемая колонка. Правда, благодаря огромному диапазону регулировок водительского кресла можно достаточно комфортно разместиться за рулем.При увеличении габаритных размеров и грузоподъемности малотоннажников конструкторы по-прежнему пытаются приблизить комфорт салона и управляемость к легковым автомобилям. При всех плюсах качества отделки и великолепного дизайна новое поколение Mercedes-Benz Sprinter вряд ли можно назвать идеалом. С законами физики не поспоришь. Управляя «бегуном», постоянно приходится помнить, что управляешь настоящим грузовиком. Хотя есть и неоспоримые плюсы, до которых одноклассники еще не доросли. Первое - это мягкость подвески. Не в ущерб управляемости и грузоподъемности Sprinter «проглатывает» любые неровности. Второй комплимент — за диаметр разворота. Даже при максимальной колесной базе 4325 мм, как на тестируемом «бегуне», он составляет 15,6 м, что действительно мало для подобного автомобиля. Тут надо сказать спасибо заднему приводу.

Сердце спортсмена
Перед нами Sprinter со 109-сильным мотором: четырехклапанная система газораспределения, два распредвала, турбонаддув, охладитель наддувочного воздуха, система Common Rail, 6-ступенчатая коробка передач. Впечатляет. Кстати, даже линейка силовых агрегатов, устанавливаемых на Mercedes-Benz Sprinter, выстроена достаточно интересно. Всего предлагается шесть моторов, из которых четыре двигателя (88, 109, 129 и 150 л.с.) имеют одинаковую конструкцию и объем 2148 см3. Мощность силовых агрегатов меняется только благодаря настройкам мотора. Для любителей погорячее предлагается V-образный 184-сильный дизельный мотор. А для гонщиков от рождения или водителей «маршруток» возможна установка бензинового мотора мощностью 258 л.с., аналогичный двигатель устанавливается на Mercedes-Benz SLK!!!Поворачиваю ключ в замке зажигания, и панель приборов вспыхивает, словно праздничная иллюминация. Скажу честно, половину пиктограмм я видел впервые. Кстати, руководство по эксплуатации полностью на русском языке, что очень облегчает новичку в освоении машины.Запустили мотор, послушали... понравилось. Вибрация в салоне отсутствует полностью, лишь легкий дизельный шепот выдает работу двигателя. На холостом ходу дизельный силовой агрегат «держит» приблизительно 800 мин-1. При разгоне турбоподхват практически не ощущается - наддув работает во всем диапазоне от 1000 до 2500 оборотов. Старт с места не вызывает никаких эмоций, чувствуется здравый экономический расчет. Пустая машина еще способна на динамичную езду. Но когда мы загрузили в кузов 1,2 т балласта, Srpinter заметно притих. Зато расход топлива придется по душе любому практичному хозяину.Даже порожний малотоннажник идет очень мягко, что уж говорить о загруженном фургоне – плывет как настоящий корабль. Идеально легкий при парковке руль на трассе наливается приятной ощутимой тяжестью. Шестиступенчатая коробка передач оказалась очень кстати для низкооборотного дизеля. При скорости 80 км/ч на пятой передаче стрелка тахометра зашкаливает (!!!) за 2500 мин-1. Ехать при таких «огромных» оборотах уже невозможно. И тут выручает шестая передача. Обороты падают, шум мотора уменьшается, движение по трассе становится по-настоящему комфортным.

Системы безопасности
максимально возможного уровня безопасности водителя и пассажира одной из своих приоритетных задач. И это оказались не пустые слова. В базовую комплектацию Mercedes-Benz Sprinter включено небывалое количество пассивных и активных систем безопасности, других опций. Но основной предмет гордости конструкторов Mercedes-Benz – система ADAPTIVE ESP. В рекламных буклетах она расшифровывается по-разному. В одних как система адаптивного контроля курсовой устойчивости автомобиля, в других – как адаптивная система стабилизации движения. Но суть ее от этого не меняется. Наряду с огромным количеством параметров, контролируемых датчиками системы ESP, новая система дополнительно фиксирует массу и центр тяжести автомобиля в зависимости от загрузки. Система Roll Over Mitigaition (ROM) определяет приближение значений поперечных ускорений к критическому порогу и предотвращает их рост снижением крутящего момента двигателя и повышает давление в гидравлической тормозной системе определенного колеса. Система Untersteering Controll (USC) повышает устойчивость автомобиля при высокой недостаточной динамической поворачиваемости. Говоря проще — при прохождении крутых поворотов на большой скорости. И это далеко не полный список систем, обеспечивающих работу ADAPTIVE ESP. Я остановился только на наиболее понятных из них.Надо сказать, что благодаря погоде и таящему снегу, мы смогли на практике убедиться, насколько четко, тонко и эффективно работает система стабилизации. Разгоняешь машину по прямой, резкий поворот руля… И вместо предполагаемого заноса машина практически моментально снижает скорость и вписывается-таки в заданную рулем траекторию без сноса задней оси. При следующем заходе, в момент поворота руля, я задумал добавить газа. При таком развитии событий заноса ведущей задней оси, казалось, не избежать. Но и тут Sprinter поступил так, как посчитал нужным. И моего мнения не спросил. Как я ни жал педаль газа в пол при входе в поворот, обороты силового агрегата не увеличились ни на йоту. Наоборот, почувствовалось торможение двигателем, машина сильно присела на переднее «наружное» колесо, но опять-таки вписалась в заданную траекторию, хотя и на значительно меньшей скорости, чем того хотел водитель. Непередаваемые ощущения. После такого вероломного вмешательства электронного разума в мои действия, я полтора часа «сражался» с Sprinter, пытаясь его обмануть, подловить, сорвать заднюю ось в скольжение. Но при любых маневрах машина выдавала одинаковый результат – чуть заметную недостаточную поворачиваемость в сочетании со снижением скорости.Для обеспечения максимальной пассивной безопасности лонжероны и элементы трансмиссии сконструированы таким образом, что в случае ДТП они целенаправленно «складываются», гася энергию удара. При этом сами лонжероны сконструированы так, что после ДТП их можно быстро восстановить при помощи ремонтных накладок.

Эксплуатация
Если говорить об эксплуатации и обслуживании Mercedes-Benz Sprinter, первое, на что обращаешь внимание, – высокое качество окраски, пайки и проработки швов. Каждый шов или соединение обработаны и герметизированы, аккуратно промазаны специальным составом. В плане коррозии - такая тщательность внушает уверенность в завтрашнем дне, не говоря уж о том, что кузов предварительно обработан методом катафорезного грунтования. Днище автомобиля тоже обработано и защищено от коррозии. Зато изнутри кузов тестированного автомобиля был полностью «голый». За исключением большого количества крепежных петель для груза. Видимо, остальную обшивку кузова необходимо заказывать и оговаривать отдельно. Электропроводка задних фонарей проложена по верхнему левому углу кузова и закрыта аккуратным пластмассовым кожухом. Над задними распашными дверями, как и в кабине между противосолнечными козырьками установлены датчики движения и объема с защитой от буксировки и сиреной. Скажем прямо, для российских условий эксплуатации такая система защиты грузовика далеко не лишняя. Пригодится в суровую российскую зиму и штатно установленный дополнительный жидкостный обогреватель мощностью 5 кВт. Он способен поддерживать работу системы отопления как во время движения так и во время стоянки автомобиля.Задние распашные двери штатно оснащаются специальными креплениями, позволяющими при необходимости открывать двери на угол 180º. Погрузочная высота сзади – всего 670 мм. Аккумуляторная батарея спрятана в пол под ногами водителя. Для того чтобы до нее добраться, необходимо снять несколько крышек и накладок, открутить не одну пару шестигранников. Но если вам понадобится «прикурить» от другого аккумулятора, под капот выведена «плюсовая» клемма.

На зависть конкурентам
Mercedes-Benz Sprinter, безусловно, хорош. В движении машина мало чем отличается от легковушки. Великолепная управляемость и плавность хода даже порожнего грузовика впечатляет. Правда, для работы в городе в качестве развозного грузовика 109-сильного мотора будет маловато. Тут нужна более мощная версия двигателя. Зато на прямых загородных дорогах тестируемый «дизель» окажется в самый раз. Большая скорость и далекие расстояния - вот стихия «бегуна».Работа систем безопасности - это отдельная песня. Работают они великолепно. Машина дарит ощущение вседозволенности. Но не стоит забывать о законах физики. Включение этих опций в базовую комплектацию - палка о двух концах. С одной стороны, они увеличивают стоимость машины. Но не стоит забывать, что благодаря активным системам безопасности, машина быстро и уверенно движется по маршруту независимо от капризов погоды. В любое время года Sprinter способен выполнить больше , чем конкуренты, не оснащенные перечисленными системами. А это значит, что несмотря на высокую стоимость, «бегун» способен гораздо раньше «привезти» прибыль. И при этом остаться целым и невредимым.

Техническая характеристика

Снаряженная масса, кг 2162
Грузоподъемность, кг 1338
Масса буксируемого прицепа с тормозами/ без тормозов, кг 2000/ 750
Допустимая полная масса с прицепом, кг 5000
Максимально допустимая нагрузка на крышу, кг 150
Радиус поворота, м 13,6
Площадь загрузки, м2 5,2-5,5
Двигатель OM 646 DE22LA, I-4, турбодизель CDI, 16v
Рабочий объем, см3 2148
Мощность, л.с. 109 при 3800 мин-1
Крутящий момент, Н·м 280 при 1600-2400 мин-1
Коробка передач Механическая 6-ступенчатая
Вместимость топливного бака, л 75
Аккумулятор, В/Ач 12/74
Генератор, В/А 14/90
Шины 235/65 R 16

Результаты сравнительных испытаний Mercedes-Benz Sprinter на топливную экономичность и скоростные свойства и сопоставление с аналогами

Испытания проводились на динамометрической дороге полигона ФГУП НИЦИАМТ в соответствии с методикой изложенной в ГОСТ 22576–90 и ГОСТ 20306–90 Mercedes-Benz 211 CDI Sprinter BM W609 Golden Dragon XME6482E-YB Kia K2700 II Ford Transit 300van ГАЗель ГАЗ-2705-0034 ГАЗель ГАЗ-2705-0224 FAW CA1041 K26L-II
Проведение испытаний 15.03.2008 г. “ГП” №5, 2006 г. “ОС” №7, 2003 г. “ГП” №5, 2005 г. “ОС” №11, 2002 г. “ОС” №11, 2002 г. “ГП” №11, 2006 г.
Масса автомобиля, кг 3550 2790 2990 3200 3500 3513 3520
Расход топлива (при скорости км/ч), л/100 км:              
40 9,4 8,8 11 7,9
50 8,4 9,6 8,6 8,8
60 8,8 10,3 9,6 6,7 10,1 12,7 10,2
70 9,4 11,3 11,1 7,3 11,7
80 10,2 12,4 12,7 8 12,3 14,9 13,3
90 11,3 13,8 14,6 9,1 14,3 16,8 15,5
100 12,7 10,4 16,5 19,1
110 14,6 12,4
Vmax 15,5 17,5 15,7
Максимальная скорость, км/ч 114,7 103,3 90
Расход в режиме ИГД1, л/100 км (при средней скорости, км/ч) 14,6 (38,4) 14,3 (36,4) 11,3 (37,6) 12,6 (40,3) 17,7 (37,4) 19,3 (37,6) 12,2 (38,6)
Путь выбега со скорости 50 км/ч, м 490 707 568 433
Время разгона с места до скорости 60 км/ч, с 12,6 16,6 (27,3*) 17,6 (31,8*) 21,6
Время разгона с места на пути, с:            
400 м 26,5 22,1 28,1 28,8 31
1000 м 48,2 51,4 53,6 59,7

1 ИГД – имитация городского движения. 2 До скорости 100 км/ч.

Атмосферные условия во время испытаний

  Зима дождь Снег обильные осадки полудождь Ясно снег Ясно лето Ясно лето Ясно лето
  Mercedes-Benz 211 CDI Sprinter BM W609 Golden Dragon XME6482E-YB Kia K2700 II Ford Transit 300van ГАЗель ГАЗ-2705-0034 ГАЗель ГАЗ-2705-0224 FAW CA1041 K26L-II
Проведение испытаний 15.03.2008 г. “ГП” №5, 2006 г. “ОС” №7, 2003 г. “ГП” №5, 2005 г. “ОС” №11, 2002 г. “ОС” №11, 2002 г. “ГП” №11, 2006 г.
Температура, Со 6 -6...-9 +1...+4 -2...+1 28 28 +21...+23
Скорость ветра, м/с 1 01.мар 03.июл 01.апр 3 3 01.апр
Давление, гПа 984 984-987 992-996 991-985 1002 1002 997-999
Относительная влажность, % 76 71-85 81 51-86 48 48 56-62

Особое мнение ( Вячеслав Вальданов)
Амбиции нового поколения Sprinter откровенно демонстрирует фирменная звезда Mercedes-Benz, засиявшая теперь и на корме фургона, оригинально расположившись строго на линии соприкосновения створок задней двери. Какие еще преимущества, кроме подарка вандалам, заложены в него при проектировании и отличают от предшествующего поколения. Это повышение жесткости кузова фургона, что позволило использовать рекордную ширину бокового проема 1300 мм при установке сдвижной двери, а жесткость задней части по сравнению с предыдущим поколением возросла более чем в два раза. Это позволило исключить перекос заднего проёма и уменьшить зазоры прилегания дверей, что, в конечном счете, и является истинным обоснованием дизайнерского изыска, возвращаясь к расположению фирменной эмблемы. Широкие боковые пластиковые накладки тоже кроме дизайнерского решения олицетворяют концепцию ремонтопригодности, заложенную при проектировании нового кузова. Кроме основной своей функции - защиты от незначительных ударов и мелких царапин - они являются сглаживающим барьером при замене небольших участков стальной обшивки нижней части кузова. Концептуальной является и защита нового кузова от коррозии, предусмотрена полная герметизация всех соединительных швов, значительно возросла доля используемых деталей из оцинкованной стали, в их числе и поверхности задних дверей.У нового Sprinter увеличена как передняя, так и задняя колея, изменено крепление колес (шесть точек крепления вместо пяти). Передняя поперечная рессора теперь изготавливается только из стеклопластика, изменены места крепления и наклон амортизаторов заднего моста, увеличены диаметр и толщина тормозных дисков. Рулевая колонка имеет составной вал из трех частей вместо двух, за счет этого она располагается за педальным узлом, освободив пространство для ног водителя. Рулевое управление имеет нелинейную характеристику привода взамен постоянного передаточного отношения. Из всего сказанного следует только одно: такие изменения, затрагивающие основополагающие характеристики автомобиля, простой модернизацией назвать нельзя, новый Sprinter - это другой автомобиль. А подход к проблеме прокола колеса кажется даже фантастичным в нашей действительности, вместо запасного колеса, домкрата и баллонного ключа предлагается мощный электрический компрессор (6 бар) и герметик. Испытуемый автомобиль оказался более приземленным, у него обычная «запаска». На нем не установлен ни сажевый фильтр, ни каталитический нейтрализатор, потому что в такой комплектации, обеспечивающей нормы токсичности Euro 4, Sprinter поставляется в страны Европейского Союза.Весенняя погода приготовила нам сюрприз в виде проливного дождя на фоне нерастаявших сугробов, создав естественный испытательный каток, сплошной лёд которого вдобавок покрыт слоем воды. Это позволило наглядно познакомиться с работой интеллектуальной вспомогательной системой ADAPTIVE ESP, которая входит в базовую комплектацию нового Sprinter. Она объединила известные уже функции, которые можно отнести к термину вспомогательные, это антиблокировочная (ABS), антипробуксовочная (ASR) и система электронного распределения тормозных сил между осями. Проще говоря, электронный регулятор, принцип же действия ABS и ASR одинаковый, но цели разные, одна предотвращает блокирование колес при торможении, вторая пробуксовку при трогании. Работу этих систем можно назвать безупречной, а, выходя из автомобиля на этот мокрый лед, искренне удивляешься, почему же разъезжаются в разные стороны свои собственные ноги, если в автомобиле чувствуешь себя уверенно.Все остальное, что добавлено в ADAPTIVE ESP, можно отнести к термину «интеллектуальные». К этому разряду можно отнести и систему экстренного торможения (BAS), которая по скорости нажатия на педаль тормоза оценивает, опасна возникшая ситуация или нет. Система противодействия опрокидыванию (ROM) активизируется в опасных ситуациях, например, при съезде на высокой скорости на обочину. Система компенсации вмешательства в движение (RMI) активизируется, например, при разъезде на высокой скорости с внезапно возникающим препятствием. Система контроля рулевого управления (USC) повышает устойчивость автомобиля, например, при скоростном прохождении поворотов. Как видно ключевым словом здесь является «скорость», если дело в ней, может быть, нужно поступить так, как на одном из испытанных нами аналогов Sprinter. Это польский фургон Lublin 3Mi с силовым агрегатом IVECO (двигатель объемом 2,8 л, мощностью 92 кВт), на нем просто стоит ограничитель максимальной скорости 90 км/ч. Этим значительно уменьшается вероятность возникновения критических ситуаций. От «дурачка» и защита должна быть простейшей, зачем ему «супермозг», он же все равно не оценит важности и сложности заботы о себе. Возможна другая альтернатива. На автомобилях, предназначенных для России, как в случае с двигателем, на первое время исключить систему ADAPTIVE ESP из базовой комплектации и позволить нашему разумному человеку сэкономить хотя бы в этом случае на собственной ответственности, если за нее приходится пока только расплачиваться.В заключение несколько слов о расходе топлива. Испытанный нами автомобиль не является лидером в своей группе и заметно уступает тому же Lublin 3Mi с силовым агрегатом IVECO. При обычных условиях можно было объяснить такое различие погодными условиями, недостаточной обкаткой, тем, что у Sprinter в полтора раза меньше выбег с 50 км/ч. А вдруг это очередное проявление «кибермозга». Под подозрением ASSYST – активная сервисная система, которая на протяжении 40 000 км контролирует работу двигателя и рассчитывает срок замены масла, такая корректировка достигает 10 000 км. И от нее вполне можно ожидать вмешательства в работу двигателя без ведома водителя, например, на стадии обкатки в зависимости от загрузки автомобиля.

Комментировать ... >>