Опубликовано: ГП 11-2008

Грузовик BMC Professional PRO 935 FDBLK

Андрей Филиппов

Схема
Интерьер менее экстравагантен, чем внешность
Панель приборов одинакова для всех машин семейства PRO
Зимой такие окна мгновенно выстудят кабину
Задний борт может откидываться как на вертикальных, так и на горизонтальных петлях
Серьезный пакет рессор передней оси, дополнен амортизаторами
Листы рессор профилированные
Сливать конденсат из ресиверов шасси проблематично

В 1996 году фирма BMC Sanayi Ve Ticaret. A.Ş. представила новое семейство грузовиков Professional. Не знаю, как оценили в то время эту машины профессионалы, но на меня, семнадцатилетнего пацана, она произвела сильное впечатление. Да и не удивительно – до этого видеть самосвалы с кабиной от итальянской Pininfarina мне не доводилось. Как оказалось, жизнь – забавная штука. И вот появилась возможность познакомиться с самосвалом BMC поближе, а в виде подарка еще с седельным тягачом и четырехосным шасси. Здравствуйте, юношеские мечты...

Посиделки
Три грузовика, окрашенные в благородное бордо, даже в статике выделяются из общего ряда снующих вокруг автомобилей. Что ж, внешность привлекательна, спасибо итальянским кутюрье, а что там внутри? Конечно, очень хочется заглянуть в кабину, но заставляю себя сначала осмотреть то, что турки сотворили без чьей-либо помощи.Первое, что бросается в глаза, это более широкая юбка. Она пластиковая и выполняет сразу несколько функций. Во-первых, прикрывает верхнюю ступеньку от осадков. Во-вторых, уменьшает количество брызг из-под передних колес. А в-третьих, устраняет очаг коррозии, которым исконно являются нижние кромки дверей. Однако прозвучавшее мнение, что лучше бы кабину расширили – уж больно мала, естественно, породило желание это проверить.Распахнув дверь и увидев обилие поручней, которыми встречает кабина, понимаешь, что опасения по поводу высоко расположенной нижней ступеньки, беспочвенны. Влезать внутрь достаточно удобно, а лесенкой за грунт не зацепишься.В кабине довольно комфортно. На дальнобойный тягач, конечно, не тянет, но и задача такая не стояла. А для рабочей машины, на которой безвылазно сутками работать никто не собирается, – то, что надо. Все необходимое под рукой. От панели подсознательно ждешь большей футуристичности, но осмотревшись, не разочаровываешься. Приборы понятны, а клавиши доступны и оснащены внятной символикой. Наличие незадействованных клавиш позволило определить некоторые возможные опции. Присутствует и аудиоподготовка. Единственное, что вызвало невольную улыбку, это вынесенное под потолок управление корректором фар.Кабина действительно небольшая, но скомпонована достаточно функционально. Все свободное пространство отдано под ящички, полочки и кармашки для мелочей. Предусмотрены и крючки для верхней одежды. В общем, обыкновенное место работы на обыкновенном самосвале. Хотя, конечно, электрические стеклоподъемники немного идут вразрез с данным утверждением.К сожалению, нашлось место и конструкционным недочетам. Огромные окна на задней стенке, безусловно, откроют прекрасный вид на груз, либо надстройку. Вот только надо ли это, особенно зимой, когда прогреть кабину с такой площадью остекления будет довольно сложно? Впрочем, справедливости ради следует отметить, что на этих экземплярах установлена такая опция, как отопитель Webasto.

Драйв
Самосвал – один из самых востребованных типов грузовиков на российском рынке. В результате пришлось наступить на горло собственной песне, и выбрать то, что сможет наиболее полно рассказать о ходовых свойствах семейства. С этой точки зрения, наличие кузова за кабиной, пусть и порожнего, вывело самосвал в лидеры.Значит, так тому и быть. Поворот ключа, и двигатель ожил. Раздражающих вибраций нет ни на рычаге КП, ни на зеркалах. Последние, кстати, приходится регулировать вручную: электрорегулировок, равно как и подогрева, нет. И если с отсутствием первого можно смириться, то обмерзающие зеркала – это прямая угроза безопасности. Впрочем, к самим «линзам» вопросов не возникло. Вкупе с цельными боковыми стеклами без перемычек, они обеспечивают достаточно хороший обзор и позволяют полностью контролировать ситуацию вокруг автомобиля.Регулировка рулевой колонки, показавшаяся при первом знакомстве с кабиной маловатой, в движении оказалось довольно приемлемой. Приборы не перекрываются, а толщина обода обеспечивает удобный хват.Вняв сигнализатору непристегнутого водительского ремня, накидываю лямку. Для пассажира подобный индикатор не предусмотрен, поэтому ему приходится ориентироваться на водителя. Вроде экономия, а с другой стороны – часты ли гости на самосвалах?Попытка тронуться со 2-й передачи сразу показала, что в этом нет никакой необходимости. Порожний самосвал легко трогается с 4-й передачи как на ровной местности, так и на небольших уклонах. Насколько это будет актуально для груженой машины, сказать не возьмусь – все-таки 16 т груза смогут умерить пыл любого двигателя. Схема переключения стандартна для коробок с демультипликатором. Правда, расположены передачи довольно близко, что требует некоторого времени на адаптацию. Зато проехав пару километров в городском режиме, переключаешься практически автоматически. Способствует этому и индикатор включения верхнего ряда – он прекрасно виден даже в солнечную погоду.Освоившись с коробкой, переключаю внимание на плавность хода. Радужная картина немного портится. Потряхивает серьезно, причем, чем выше скорость, тем сильнее тряска. Больше 80 км/ч разгоняться не стал – трудно удерживать машину на узкой дороге. Смутило только, что Вальданов на пассажирском сидении дискомфорта не почувствовал. Его сиденье было без пневмоподвески. Поменявшись местами, уже я спокойно делал пометки в блокноте, а он «ловил» машину.Ситуацию исправили, отключив подвеску водительского сиденья, и управлять автомобилем стало легче: не надо удерживать себя в кресле, а можно сконцентрироваться на управлении. Разогнавшись без особого напряжения до «сотни», решаем, что для самосвала этого достаточно, и дальнейший разгон прекращаем, хотя запас, похоже, остался.Плавность хода оказалась как раз предсказуемой: учитывая размеры пакетов рессор, ожидать иного было бы просто наивно. К тому же наличие четырех амортизаторов – два на передней оси и два на креплении кабины – позволяют двигаться на скорости до 40 км/ч довольно комфортно даже порожняком.Хороший разгон требует хорошего торможения. Две ступени работы моторного тормоза вам его обеспечат. На первой он включается автоматически при сбросе газа, на второй – нажатием на кнопку торможение усиливается принудительно. Работает достаточно эффективно, опять же, с учетом порожнего кузова. Маневрирование, как на асфальтированной площадке, так и в карьере, затруднений не вызвало.Теперь о том, что не понравилось. Педали газа и тормоза расположены слишком близко. И если это чувствуется в летних туфлях, то нетрудно догадаться, что будет, когда водители переобуются в осенние сапоги. Причем, исправить этот дефект будет затруднительно. А как вам возможность открывать задний борт самосвала как на верхней, так и на боковой навеске вправо? Среди других недостатков – отсутствие обогрева кузова, неудобно пользоваться ступенькой в бампере, трудно заливать воду в бачок омывателя.Других серьезных недостатков не заметили, и самосвал достойно откатал программу, оставив приятные впечатления.

Техническая характеристика автомобиля BMC Professional PRO 935 FDBLK с кузовом Arslan (по данным завода изготовителя)

Колесная формула 6х4
Полная масса, кг 26000
Распределение полной массы по осям, т 7,0/ 9,5/ 9,5
Снаряженная масса шасси, кг 9300
Распределение снаряженной массы шасси по осям, т 4,15/ 2,58/ 2,57
Грузоподъемность с кузовом, кг 16700
Двигатель Cummins ISLe+ 350, турбодизель, I-6
Рабочий объем, куб.см 8849
Мощность, л.с. 350 при 2100 мин–1
Крутящий момент, Н·м 1550 при 1400 мин–1
Впрыск топлива Cummins CCR
(Common Rail)
Коробка передач ZF 16 S 1820 TO механическая, синхронизированная с демультипликатором
Количество ступеней вперед/ назад 16.02.09
Передаточные числа КП 13.80:1; 11.54:1; 9.49:1; 7.93:1; 6.53:1; 5.46:1; 4.57:1; 3.82:1; 3.02:1; 2.53:1; 2.08:1; 1.74:1; 1.43:1; 1.20:1; 1.00:1; 0.84:1
Передаточные числа заднего хода 12.92:1; 10.80:1
Редукторы ZF AP35/DK и ZF AP35/DK
Главная передача 6,03:1
Сцепление Однодисковое, гидравлическое
Подвеска Рессорная, с амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости
Тормозная система Пневматическая, ABS/ ASR
Шины 315/80 R22,5
Вместимость топливного бака, л 300
Максимальная скорость, км/ч 91
Преодолеваемый подъем, % 35

Время как всегда поджимало, и прокатиться на всех трех машинах, конечно, не получилось. Несколько минут я пребывал в состоянии смятения. Четырехосное шасси было интересно само по себе. Начал с более приземленных PRO935 – шасси 8х4 и самосвала 6x4, которые унифицированы по кабине.Рамы из швеллера толщиной в палец сразу внушают уважение. К тому же они покрыты специальным защитным составом. В местах крепления к раме гидроцилиндра у самосвала стоят демпферные пружины.В зависимости от поставленных задач по-разному разместились ресиверы на раме. У шасси 8х4 они находятся внутри нее. Риск оборвать их, конечно, ниже, но зимой, чтобы стравить конденсат, водителю придется по уши, в прямом смысле этого слова, вымазать руки. На самосвале же сгруппированные с правой стороны, возможно, они и более уязвимы, но добраться до них гораздо проще.Высокий клиренс и отсутствие выступающей мелочевки обеспечивают неплохую геометрическую проходимость. Даже банка глушителя расположена у обеих машин выше центров осей. Кстати, на передних осях обеих машин установлены стабилизаторы и амортизаторы, а сзади нет.В принципе можно было бы долго перечислять мелочи, облегчающие эксплуатацию в тяжелых условиях: защиту нижней части радиатора, решетки на фарах и задних фонарях, раздельный бампер с центральной металлической частью и пластиковыми боковинами и тому подобное. Но лучше я отмечу пару действительно интересных решений.Так, например топливный фильтр на всех автомобилях семейства подогревается… охлаждающей жидкостью. Спорное решение, но проверить его будет возможно только в условиях зимы. Крышка бака запираемая, а личинка плотно прикрывается от грязи.Всего кабин серии Profesyonel (так они именуются в самой Турции) существует шесть версий. В России же пока появились только две: узкая дневная (шасси и самосвал) и широкая со спальным местом (тягачи 4х2).Место работы и отдыха водителя в кабине седельного тягача PRO 1142, естественно, комфортнее. Во-первых, кабина шире, во-вторых, она выше, в-третьих, в ней есть спальный отсек на одну полноценную кровать и присутствует верхняя полка, похожая на носилки. Собственно, на этом различия и заканчиваются. Передняя панель выглядит так же, как и на других автомобилях серии PRO, разве что псевдодеревянные вставки призваны подчеркнуть более высокий статус тягача, да блок клавиш над головой скомпонован несколько иначе. Жаль, но приходится констатировать, что реально кабина явно не дотягивает до звания дальнобойной. Скорее, она рассчитана на среднемагистральные перевозки с плечом до 1000 км.Есть другие нюансы: в противовес шасси и самосвалу, на «седельнике» кроме переднего стабилизатора, установлен и задний. Коробка передач крепится к раме через демпферные пружины. Спойлер на крыше регулируется по высоте. Воздушный фильтр оснащен датчиком засоренности... Будущее
Строить прогнозы рано. Автомобили, предложенные на тест, являются «чистыми турками» и неомологированы для российских условий. Перспективы у BMC, конечно, есть. Темпы эксплуатации техники в Турции и у нас во многом схожи, т. е. они одинаково тяжелые, и это большой плюс для семейства, так как усиливать конструкцию не придется.Основным же отличием являются климатические условия: в России зимы похолоднее будут. И большинство вопросов к Professional вызваны именно подготовкой к суровым зимним будням. Если компания сможет адекватно ответить на вопросы, возникшие при первом знакомстве, а по нашим сведениям именно этим сейчас BMC и занимается, то вскоре пообщаться с ее продукцией смогут не только специалисты, но и потенциальные покупатели.Мне же остается только констатировать, что юношеские мечты не оказались пустышкой – как выяснилось, даже щебенку можно возить не только эффективно, но еще и эффектно…

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию