Опубликовано: ГП 09-2007

Грузовик Yuejin NJ 1020

П. Гаманьков, фото М. Шелепенкова

Братья по духу

Коммерческий транспорт грузоподъемностью от 1 до 1,5 т пользуется устойчивым спросом на российском рынке. Когда-то эту нишу заняла "ГАЗель", и несмотря на многочисленные попытки европейских и азиатских автопроизводителей изменить ситуацию – лидер рынка по-прежнему очевиден. Для европейских малотоннажников непреодолимым барьером стала низкая цена отечественной техники. Покупать китайские "полуторки" потребитель тоже не спешит. Сказывается отсутствие фирменного сервиса на периферии и возможные проблемы с запасными частями.

Грузовик Yuejin NJ 1020 российской сборки, взятый на редакционные испытания, – очередная попытка изменить расстановку сил в сегменте малотоннажных автомобилей полной массой до 3,5 т. Для потребителя это означает сравнительно низкую стоимость как самого автомобиля, так и комплектующих. Сможет ли российский малотоннажник с китайскими корнями конкурировать с "ГАЗелью", покажут наши испытания.

По сути, единственным поводом для сравнения Yuejin NJ 1020 и "ГАЗели" является сходная полная масса и низкая стоимость обоих грузовиков. В остальном малотоннажники принципиально разные – вид топлива, компоновка, оснащение и др.

Даже внешне Yuejin NJ 1020 не похож на российского конкурента. Из-за полукапотной компоновки "ГАЗель" кажется массивным грузовиком, а NJ 1020, наоборот, создает впечатление автомобиля грузоподъемностью не более 800 кг, хотя на деле способен увезти почти 1,5 т. Не зря же сзади установлены колеса с двускатной ошиновкой и многолистовые рессоры.

Знакомство

Комбинация приборов симпатичная, но "зеленая" рабочая зона тахометра размечена неправильно

При внешнем осмотре сразу обращаешь внимание на необычную светотехнику. Каждая фара имеет по три лампочки. Вдобавок к этому на машине установлены передние и задние противотуманные фары, а на дверях – повторители поворотов. Такого набора более чем достаточно.Но в кабине "китайца", разработанной много лет назад японской компанией Nissan, откровенно тесно. По документам она трехместная, но на деле с комфортом в ней разместится либо водитель с дорожной сумкой, либо два человека без поклажи. Для третьего пассажира места нет. Ради справедливости надо отметить, что с августа этого года в Калининграде начали собирать машины с новыми кабинами, которые шире и выше прежних.

Но благодаря аккуратно подогнанным панелям и ровно постеленному напольному покрытию (что нетипично для китайской техники) в кабине достаточно уютно. Чувствуется, что интерьер разрабатывали японцы – дефлекторы вентиляции расположены ровно там, где и должны находиться. Это значит, что стекла не будут запотевать, а водитель и пассажиры не замерзнут зимой. Жаль только, что из-за большой площади остекления и "голой" задней стенки остывать кабина будет быстро.

Дизайн передней панели интересный, но низкое качество материалов портит общее впечатление

"Бардачок", подстаканники, радиоприемник, складываемые спинки пассажирских сидений с боксом для документов, подогреваемые зеркала заднего вида входят в базовую комплектацию, регулятор холостых оборотов и многое другое – нельзя сказать, что эти мелочи делают комфорт идеальным, но облегчить жизнь водителя в дороге они вполне способны. Кстати, в блоке предохранителей мы нашли даже выход для предохранителя кондиционера. Устанавливают ли его под заказ в Калининграде, не знаю, но сам факт приятно впечатляет. "ГАЗелям" до такого оснащения еще далеко. Но маленькая кабина Yuejin NJ 1020 – горькая ложка дегтя. Выход один – заказывать полуторную кабину, благо, она присутствует в производственной программе Yuejin.

Зато благодаря компоновке с кабиной над двигателем обеспечивается высокая посадка водителя, что положительно сказывается на обзорности. Еще совсем чуть-чуть, и я стану ярым сторонником вынесенных вперед зеркал, как у большинства азиатских грузовиков, – действительно удобно. Правда, к их постоянной вибрации необходимо привыкнуть.

На регулировках сидений и рулевой колонки не будем подробно останавливаться. Почти у всех китайских малотоннажников аналогичные диапазоны регулировок. Здесь идеально подойдет термин "необходимо и достаточно", т. е. ничего лишнего, но необходимый минимум имеется.

Зеркала на длинных рычагах обеспечивают отличную обзорность

Педальный узел можно оценить "на четверочку". В целом все хорошо, но педали тормоза и сцепления расположены высоковато. Каждый раз приходится высоко поднимать ногу, чтобы произвести нажатие. В длительных поездках по городу это утомляет.

Подготовка к испытаниям

Уж не знаю, кого винить – китайскую конструкцию или российскую сборку, но испытания пришлось неожидано отложить на несколько часов из-за досадных огрехов. При заявленных в технических характеристиках максимальных оборотах двигателя 3200 мин-1 у нас стрелка тахометра с трудом "доползала" до отметки 1500. Тросик педали подачи топлива оказался просто не натянут. Пришлось поднимать кабину и устранять неполадку. Ладно, мелочь, но после десяти минут эксплуатации пропала зарядка аккумуляторов. Провода генератора оказались проложены аккурат между горячим выпускным коллектором и турбокомпрессором. Изоляция проводов расплавилась за несколько секунд. Описанные недоделки легко устранимы и не являются большими конструктивными просчетами. Если уж мы принялись сравнивать, то у отечественных конкурентов тоже есть к чему придраться. Зато после натяжки троса подачи топлива мы увидели совсем другую машину, куда более резвую и тяговитую, чем вначале.

Тише едем – дальше будем

Кабина откровенно маленькая. Водитель ростом чуть выше среднего касается головой потолка

На Yuejin NJ 1020 установлен четырехцилиндровый дизельный силовой агрегат с рабочим объемом всего 2088 см3. Даже с применением турбины и системы промежуточного охлаждения воздуха конструкторам удалось выжать из мотора всего 63 л.с. Не густо. С крутящим моментом дела обстоят чуть лучше – 165 Н·м при 2200 мин-1.

Но это все теория. На практике маленький моторчик звучит по-грузовому. Ровный дизельный рокот отчетливо слышен в кабине постоянно. Слабая звукоизоляция характерна для любой китайской техники – этим нас не удивишь. Правда, на трассе при установившейся скорости в кабине NJ 1020 не очень шумно.

Порожняя машина разгоняется достаточно бодро – только успевай "щелкать" передачи. А вот когда мы загрузили в нее 1100 кг балласта, стало очевидно, что эта машина не создана для гонок. Рожденный ползать летать не может. Странное сравнение, но Yuejin NJ 1020 чем-то напомнил КрАЗ-256, который при мощности мотора всего 240 л.с. способен тянуть немереное количество груза. Именно тянуть. Медленно. То есть для компенсации малой мощности мотора передаточные числа коробки передач подобраны таким образом, что машина рассчитана только на тяговые характеристики. Динамика – показатель второстепенный. Аналогичная ситуация и с NJ 1020. Даже полностью груженная машина без ощутимых усилий трогается на второй передаче. Лихим разгоном автомобиль похвастаться не может, зато по субъективным ощущениям способен тянуть втрое больше заявленной грузоподъемности. Первой передачей мы практически не пользовались. Она уместна только при старте в гору груженого автомобиля.

Шумоизоляция кабины выполнена только наполовину?!! Оригинальное решение

Нажимаешь педаль "газа" "в пол", а стрелка тахометра медленно поднимается вверх и замирает на 2500 мин-1. Следующая передача – опять медленный разгон и так далее. Если бы сам лично не видел, что мотор оснащен турбонагнетателем, никогда бы не поверил. По крайней мере, ощутить его работу мне не удалось. По теории, при определенных оборотах двигателя в работу включается турбина и чувствуется заметное ускорение. На NJ 1020 турбонаддув не выдавал себя никакими признаками – ни ускорением, ни звуком.

Но есть у этой медлительности и оборотная сторона. Наши замеры дали отличные показатели расхода топлива. Судите сами. Машина полной массой 3300 кг при скорости 80 км/ч расходует всего 10,5 л дизельного топлива. А при имитации городских режимов движения расход составил 10,7 л на 100 км. Достойный показатель!

К работе коробки передач претензий не возникло. Можно даже сказать, что я впервые вижу столь четкую работу тросового привода КП. Легкое, а главное, точное включение передач в сочетании с информативной педалью сцепления приятно удивляет. В этом аспекте Yuejin на все 100% перещеголял "ГАЗель" с ее длинной "кочергой" КП и постоянными закусываниями.

Привлекает внимание мощный гидроусилитель руля. Даже стоя на месте можно крутить руль одной рукой, что очень удобно при развороте в стесненных городских условиях. Но при движении по трассе пустой руль доставляет некоторый дискомфорт: никакого обратного усилия, никакой пропорциональной нагрузки и т. д. Для сравнения еще раз вспомним "ГАЗель". У нее проблем с гидроусилителем нет! Потому что в базовой комплектации и гидроусилителя нет. Думаю, это не менее серьезная проблема.

Провода генератора проложены в непосредственной близости от выпускного коллектора

Плавность хода NJ 1020 показалась нам удовлетворительной. Конечно, на ямах машина скачет нещадно. Но если ее хорошенько нагрузить, ситуация меняется к лучшему. Думаю, положительную роль здесь играют установленные на грузовик российские шины, которые на порядок мягче стандартных "дубовых" китайских.

Вы ждете выводов? Четкого ответа на вопрос: что же лучше, "ГАЗель" или Yuejin NJ 1020? Такая постановка вопроса не совсем корректна. "ГАЗель" с ее полукапотной компоновкой скорее можно квалифицировать как грузовик для ближнемагистральных перевозок. Yuejin же, с его отличной обзорностью, малыми габаритами и неплохой маневренностью, идеально подойдет для работы "развозником" в городах с плотной застройкой.

Yuejin: специально для России

Первые результаты заездов по определению расходов топлива насторожили. Не имея возможности в дорожных условиях оценить их уровень и убедиться в исправности измерительной аппаратуры, с легким беспокойством продолжили испытания. И только после обработки и анализа полученных данных поняли, в чем причина. Она не связана с технической стороной. Величины расходов топлива Yuejin соотносимы с ближайшим конкурентом от ТагАЗ – малотоннажником Hyundai Porter, у которого такая же грузоподъемность – 900 кг. Дело в том, что Yuejin 1020 хоть и маленький, но все же классический грузовик (работа мотора, бортовая платформа, двускатная ошиновка, внушительный топливный бак на мощных кронштейнах, высокая посадка над дорогой), мы к нему как к грузовику и относились, соответственно у него не должно быть таких низких расходов топлива.

Очередной "шедевр" китайского автопрома – чтобы тормозные шланги не перетирались о передние колеса, их зафиксировали небольшими пружинками

Когда в прошлом году мы испытывали Hyundai Porter Н100, для него подобный уровень значений не вызывал никаких сомнений и выглядел вполне естественным. А если оба автомобиля поставить рядом, то можно уловить разницу между развозным автомобильчиком и маленьким грузовиком, хотя они и находятся в одной весовой категории. Кроме низкого расхода топлива автомобиль отличает общая "подтянутость", т. е. на общем фоне китайской техники просматривается более глубокая конструкторская проработка и больший уровень требований к потребительским качествам автомобиля. Это уже можно назвать отличительной чертой китайской продукции, которую начали собирать на территории России, от всей продаваемой. На подобные рассуждения подвигла наклейка на впускном коллекторе двигателя автомобиля Yuejin 1020, на ней по-русски и, вероятно, то же по-китайски написано: "Специально для Российской Федерации".

Это напомнило времена советского производства, когда главный конвейер работал в три смены, и периодически по нему проходила продукция с пометкой "экспортная", к которой предъявлялись повышенные технологические требования, такими же были и тарифы на выполнение сборочных операций на всех постах конвейера. Остальная продукция предназначалась для внутреннего рынка. Такая практика дифференциации качества продукции в КНР существует, возможно, и по сегодняшний день. Но ведь могут деловые отношения с народной республикой строиться по такому принципу: если вам нужны наши автомобили, но не устраивает качество предназначенных для нашего внутреннего рынка и продаваемых в России, то собирайте нужные вам автомобили у себя. А у нас хозяйство плановое, но мы можем обеспечить вас комплектующими необходимого качества.

Чтобы накачать колесо, придется изрядно потрудиться: соски расположены с внутренней стороны колеса. (на заводе этот недостаток обещают устранить в ближайшее время)

С технической точки зрения такая надпись означает подтвержденный уровень Euro 2, который обусловливается наличием таких внешних признаков, как алюминиевый теплообменник системы охлаждения наддувочного воздуха и регулируемая турбина. О характеристиках двигателя можно сказать так: до сих пор не верится, что он имеет рабочий объем чуть больше двух литров, мощность всего 63 л.с. Работу подвески точно описывает поговорка – больше "газа", меньше ям, на скоростях до 50 км/ч неровности дороги воспринимаются резче, чем на более высоких. Вот такой непоседливый характер оказался у нашего грузовичка.

Попавший к нам на тест китайский грузовик Yuejin NJ 1020 (Юэцзинь) собран в Калининградской области силами ООО "Автотор–Тракс". Это одно из крупнейших российских предприятий по производству и сборке автомобилей. За 10 лет существования компания выпускала автомобили таких марок, как BMW, Hummer, Kia, Cadillac и др.

В 2005 г. ЗАО "Автотор" подписало соглашение о начале крупноузловой сборки грузовиков Yuejin. Почему была выбрана именно эта марка? Во-первых, компания Yuejin Motor Group (YMG) имеет почти пятидесятилетнюю историю. Ее автомобили достаточно популярны на родине. Во-вторых, китайский партнер согласился на замену некоторых китайских узлов автомобиля российскими, что бесспорно должно положительно отразиться как на стоимости, так и на качестве грузовика.

В середине 2006 г. с конвейера российского предприятия сошла первая партия китайских коммерческих автомобилей. Модельный ряд включает три модификации различной грузоподъемности – NJ 1020, NJ 1041, NJ 1080. Кроме того, под заказ возможна установка двухдверной четырехместной либо четырехдверной шестиместной кабины.

Редакция благодарит компанию ООО "Автотор–Коммерческие автомобили" за предоставленный автомобиль. (495) 623-44-00

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию