Опубликовано: ГП 06-2008

Автобус ВМЗ-4252 «Олимп»

Андрей Филиппов, фото автора и Максима Шелепенкова

Дорогу осилит идущий

ВМЗ-4252 «Олимп»
Панель приборов проста и функциональна
От кабины до середины салона пол ровный, а дальше он ступенчато поднимается
Чтобы пройти на задний ряд сидений придется пригнуться
«Печка» в кабине греет хорошо, хотя направление дефлектора не оптимально
На автобусе установлен двигатель Cummins 6IS Be 270B (Euro 3)

Производитель: ОАО «Транс-Альфа Электро» (г. Вологда)Модель: ВМЗ-4252 «Олимп»Модель шасси: КамАЗ-5297-3902004В октябре 2007 года Вологодский троллейбусный завод ОАО «Транс-Альфа» представил новую модель троллейбуса 529801-50 «Авангард» с оригинальным дизайном кузова. И вот, спустя полгода, еще одна новинка. На этот раз руководство компании решило попробовать свои силы в новом для себя направлении – производстве автобусов. Что же из этого получилось?..

«Олимп»...
В последнее время финансовые возможности городских автопарков становятся все больше. Поменялся и их взгляд на требования к подвижному составу. Автобусы со стандартным уровнем пола, главным козырем которых была дешевизна, уже не кажутся такими привлекательными, как раньше. Но и низкопольные машины пока еще дорогие. Данная ситуация породила новый класс – полунизкопольный. Изменение уровня пола в таких моделях решается двумя способами. Первый (когда пол плавно повышается от 2-й двери к корме) пока довольно редкий. Второй (когда высота меняется ступенчато) получил гораздо большее распространение. Именно такова концепция автобуса ВМЗ-4252 «Олимп».Экземпляр, побывавший на тесте, имеет № 001 и является как бы носителем идеи. Согласитесь, производить автобусы – это совсем не то, что выпускать троллейбусы. И решение, которое приняло ОАО «Транс-Альфа», довольно смелое. Дизайн «Олимпа» перекликается с «Авангардом» («ГП» №12, 2007 г.), только исчезли футуристические окна в боковинах кузова и, конечно, электрооборудование с крыши.Оценивать дизайн – дело неблагодарное; имеющий глаза, да увидит. Я же просто решил обойти автобус вокруг, чтобы представлять, на чем же еду.Дойдя до кормы, озадачено остановился. Мало того, что выхлопная труба дизельного двигателя не опущена вниз (значит, задние фонари будут всегда в копоти), она и расположена справа по ходу движения, практически в углу. А ведь компоновщикам, несмотря на то, что в корме теперь находится рядная шестерка Cummins, удалось сохранить широкую третью дверь. Именно в нее ветер и будет загонять выхлоп. Возможно, я ошибаюсь, так как двигатель соответствует нормам Euro 3, но общение даже со стандартом Euro 4 заставляет меня задуматься.Здесь же возник еще один вопрос. Моторный отсек снизу полностью защищен от грязи, на задней стенке всего две узкие прорези и для подачи воздуха к радиатору остается лишь боковая решетка. Хватит ли ее для защиты от перегрева или нет, ответить можно будет только летом. Пока топтался вокруг кормы, решил взглянуть на силовой агрегат. Крышка довольно легко открылась на 90º и застыла, удерживаемая газовыми упорами. Согнувшись пополам, бегло осматриваю подкапотное пространство и спешу выпрямиться. Эксплуатационники за такую позу не похвалят.Зато приятное впечатление оставила светотехника – оригинальный дизайн не пошел во вред основному назначению фонарей, а цепочка боковых габаритных огней расположена достаточно высоко, чтобы сразу не покрыться грязью.Перед входом внутрь «Олимпа» поймал себя на мысли, что чего-то не хватает. Потом понял – отсутствуют наружные кнопки аварийного открытия дверей. Досадное, но вполне устранимое упущение. Понравились дверные поручни. На всех автобусах на заводе устанавливают только два наклонных, помогающих входу и выходу пассажиров, а на «Транс-Альфе» установили и третий, горизонтальный, защитив тем самым стекла от случайного выдавливания в час пик.В салоне довольно светло. Этому, кроме большой площади остекления, способствуют выкрашенные в светлые тона оконные перемычки, а в темное время салон освещают два ряда ламп, которые непрерывно тянутся вдоль поручней. Кроме раздельного включения правой и левой стороны, есть еще одна функция, о которой часто мечтают как ранние, так и запоздавшие пассажиры – аварийное освещение, которое не «режет» глаз задремавших, но позволяет при необходимости свободно ориентироваться.Многие ставят на первое место удобство пассажира – он платит деньги, а водитель всего лишь наемный рабочий. Я категорически с этим не согласен. Уставший, раздраженный за день водитель даже на суперсовременном с точки зрения пассажира автобусе так провезет последнего, что в следующий раз тот предпочтет прогулку пешком. Поэтому давайте расставим приоритеты для каждого из этих равноправных участников, ведь порой они взаимоисключающиеся.

...с точки зрения пассажира...
При ожидании автобуса все мы, в зависимости от физических возможностей, мысленно выбираем дверь для посадки (разумеется, если не ждем в Москве автобус с АСКП). Пожилые люди стремятся в 1-ю дверь, родители с колясками – во вторую, а остальные куда придется. Первым двум категориям «Олимп» предложит ровный пол и широкий проем. Правда, следует отметить, что все сиденья находятся на подиумах, а огромная «накопительная» площадка за возможность поставить две коляски потребует крепко удерживать их, так как никаких ограничительных поручней, спасающих от перемещения, не предусмотрено. Тем же, кто будет заходить в 3-ю дверь, придется не сладко. Им нужно преодолеть две крутые ступеньки, а желающим попасть на последний ряд сидений еще две. Впрочем, пара ступенек, пусть не таких крутых, встретит и тех кто, войдя во 2-ю дверь, повернул налево.Однако попасть в автобус мало. Хотелось бы и ехать с комфортом. Тут всплывает один вполне устранимый просчет в эргономике. Поднявшиеся по ступенькам получают «в награду» возможность спокойно держаться за поручни хоть в сиденьях, хоть за потолочные, в крайнем случае – за петли. А вот «ленивым» придется хвататься друг за друга, так как высота поручня несмотря на разный уровень пола неизменна, а петель и сидений мало. Надеюсь, что на серийных машинах это м-м... недоразумение будет устранено. Зато ручки потолочных люков имеют различную длину, и ими удобно пользоваться в любой части салона.За комфорт в салоне зимой отвечают четыре «печки». Находятся они в колесных арках, и каждая включается отдельно. Проверить эффективность их работы в условиях зимы???, конечно, не получилось, но один положительный момент заметен сразу. Отопители защищены от случайного срыва патрубков с последующим вытеканием горячего тосола на ноги пассажиров. А еще вдоль левого борта тянется воздуховод с теплым воздухом от двигателя. Подобное решение последний раз встречал на ЛАЗ-695, помнится, в них зимой всегда было тепло. Сомнения по поводу напольного покрытия развеяли заводчане – оно французское и скользким быть не должно, так что любители катка, проходите мимо.Во время движения сюрпризов не было. Умеренный, учитывая пустой салон, шум будет становиться тише по мере его наполнения. Правда, пассажиров это мало утешит, ведь им придется вслушиваться в то, что говорят четыре (на двенадцатиметровой машине) динамика, размещенные только по правому борту, над дверьми. Могло бы помочь информационное табло, но и оно расположено не оптимально – на стенке кабины, хотя логичнее было повесить его под потолком.В общем, для пассажира «Олимп» – крепкий середнячок без особых изысков.

...и водителя
Отгородив себя от салона дверью, осматриваюсь вокруг. Сначала смущают некоторые кнопки без подписей, но, помня, что машина, можно сказать, экспериментальная, быстро разбираюсь самостоятельно. Судя по фотографиям, в отличие от «Авангарда» у «Олимпа» новый удобный руль, измененные подрулевые переключатели, иная комбинация приборов с тахометром и почему-то одним манометром на два тормозных контура. Немного продрогнув, включаю отопитель, который работает немного шумновато, но довольно эффективно. Над ним расположен регулятор давления воздуха в дверях – прибор, с которым ранее сталкиваться не доводилось. Возможно, это дополнение к датчику, автоматически открывающему дверь, если при закрытии на ее пути встречается препятствие. Кстати, он работает слишком хорошо: чтобы закрыть 2-ю дверь приходилось ее придерживать и поправлять уплотнитель.Разобравшись с панелью приборов, перевожу взгляд на стекло. Оно, в угоду дизайну, цельное и захватывает маршрутоуказатель. Красиво, конечно, вот только что скажет главный инженер парка, когда из-за трещины с водительской стороны придется менять его полностью? Думаю, два панорамных стекла и отдельное маршрутное табло более рациональны на наших дорогах. Немного смутило отсутствие противосолнечной шторки справа, благо, тучи не дали проверить свои опасения. С запотеванием стекол хорошо борется трехскоростной вентилятор. При этом очень понравился воздуховод, предназначенный для обдува левой форточки. Внутрисалонное зеркало очень разочарует любителей сесть сразу за кабиной и нацарапать что-нибудь на обшивке либо стекле – водителю все видно. Правда, из-за сложной структуры поручней невозможно визуально проследить закрытие 3-й двери, однако яркие контрольные лампы помогут в этом. Жаль, что нет кнопок для одновременного управления дверьми, в парке их придется устанавливать самим.Первые капли дождя, заставили с тоской взглянуть на маленькие щетки стеклоочистителей. Мысленно сравнив их с зарубежными аналогами, я предположил, что поездочка будет напряженной. Ничуть не бывало. Сектор очистки подобран очень хорошо, капли удаляются даже из зоны правого зеркала. Кстати, обе наружные «линзы» оборудованы подогревом, а отсутствие электрической регулировки компенсируется доступностью самих зеркал для настройки с земли. Я потратил на это полминуты.Не найдя ремня безопасности утешил себя мыслью, что тест-драйв и краш-тест – разные вещи. АКП справа, «ручник» слева – поехали.Быстрый ровный разгон произвел очень хорошее впечатление. «Олимп» следует за педалью газа, как привязанный. Давно я не встречал автобус, у которого момент переключения передач надо отслеживать по оборотам двигателя, настолько плавно он происходит. Впрочем, ожидать меньшего от двигателя мощностью 270 л.с., да еще на пустой машине, просто несерьезно. Не знаю, какова максимальная скорость автобуса, но на 110 км/ч во мне самом сработал ограничитель – все же в городе так не гоняют. Даже на такой скорости и с распахнутой дверью кабины шум из моторного отсека не слышен, зато посещают мысль о необходимости установки магнитолы или хотя бы стоит предусмотреть место для нее. Хороша и плавность хода: даже на разбитой дороге и при отсутствии пассажиров жестких ударов не слышно.Нет ничего лучше для проверки управляемости, чем исполнение просьб фотографа. Довольны остались все: я – управляемостью автобуса, коллеги – быстротой его попадания в нужный ракурс. При маневрировании для фотосессии всплыла проблема сначала незаметная, но решить которую смогут только конструкторы. Широкие передние стойки создают при повороте такую «мертвую зону», что в ней спрячется даже автомобиль, не говоря уже о пешеходе, а дополнительные секции мало помогают. Однако, как меня заверили, об этом знают, и на серийной машине стойки будут тоньше.Понравились тормоза, они очень понятные в работе. Чуть нажал – чувствуется торможение двигателем, надавил сильнее – и автобус встал «как вкопанный».Как водителю «Олимп» показался мне очень сбалансированной машиной, на которой отработать смену не составит труда.

Подводя итоги
опытной, по сути, машины. Естественно, есть масса мелких просчетов, таких как поручни, закрепленные вплотную к подушке сидений, или отсутствие в салоне кнопок требования остановки. Все это поправимо, главное – сама идея автобуса от «Транс-Альфа» воплотилась в металле. Ведь претензий к управляемости, плавности хода, работе силовой установки нет. А именно такие, конструктивные просчеты, обычно «ставят крест» на казалось бы замечательных проектах.Подтверждением моих выводов был разговор с представителями компании, которые заверили, что на втором пригородном экземпляре многие недостатки, упомянутые в статье, уже устранены...

Техническая характеристика городского автобуса ВМЗ-4252 «Олимп» (по данным производителя)

Пассажировместимость, чел. 100
Число мест для сидения 27
Полная масса, кг 18 000
Габаритные размеры, мм 11 940х2500х3030
Колесная база, мм 5840
Высота ступеньки, мм 290
Подвеска Пневматическая
Двигатель: Cummins 6IS Be 270B (Euro 3)
мощность, л.с. 270
крутящий момент, Н м 970
Коробка передач Автоматическая Voit D 854.3 E
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию