Опубликовано: ГП 08-2007

Принцип 3 в 1 для систем мониторинга

А. Внуков

Развитие систем спутникового слежения за автотранспортом и сервиса по предоставлению услуг на базе подобных систем продолжает набирать обороты. Похоже, что 2007 год ознаменуется созданием в России развитого рынка товаров и услуг, позволяющих удовлетворить требования самых взыскательных потребителей геоинформации на автотранспорте.

Ожидаемые финансовые вложения государства в развитие отечественной системы космической навигации ГЛОНАСС дают основания полагать, что в ближайшие несколько лет доля присутствия систем, использующих отечественные технологии, резко возрастет. Однако на сегодняшний день американская система GPS остается безусловным лидером на рынке услуг позиционирования по двум основным причинам: наличие полной орбитальной группировки и дешевой абонентской аппаратуры потребителей системы.

Правильный выбор делают предприятия, приобретающие системы мониторинга, программно-аппаратная часть которых позволяет безболезненно интегрировать данные, поступающие от обеих (американской и российской) систем навигации. Такой подход позволит в будущем использовать ГЛОНАСС-разработки российских предприятий наряду с уже закупленной и установленной техникой GPS.

Примером реализации такого "универсального" подхода может служить программно-аппаратный комплекс "i-track" (www.i-track.ru). Это система позиционирования последней генерации вобрала возможности систем предыдущего поколения: типа "черный ящик" и он-лайновых систем, работающих в режиме SMS. Web-версия проекта "i-track" поддерживает протоколы обмена, используемые в бортовых навигационных блоках различных отечественных и зарубежных производителей, предназначенных для работы с системами ГЛОНАСС и GPS (вместе и отдельно).

Основными принципами, положенными в основу проекта "i-track", являются комплексность и универсальность. Программное обеспечение, разработанное в рамках проекта "i-track" позволяет в рамках одного автопарка работать с оборудованием трех видов:

– бортовые блоки "Маркер" типа "черный ящик";

– бортовое оборудование типа он-лайн "Рейс-Эксперт", работающее в режиме SMS;

– навигационные блоки типа он-лайн "Маркер+", работающие в режиме GPRS.

Интеграция навигационных данных, поступающих от автомобилей, оснащенных различным оборудованием, осуществляется клиентской программой, устанавливаемой на диспетчерском пункте.Данные, которые поступают с "черных ящиков" "Маркер" на флэш-картах, с блоков "Рейс-Эксперт" и "Маркер+" по SMS и GPRS-каналам, соответственно обрабатываются программным обеспечением и хранятся в единой базе данных.

Навигационная информация, передаваемая с блоков "Маркер+", по GPRS-каналу, поступает сначала на сервер системы "i-track", а затем по запросу клиентской программы, установленной на диспетчерском пункте, поступает на компьютер предприятия. Таким образом, осуществляется дополнительное резервирование информации о перемещении автомобилей предприятия.

Теперь руководству автопредприятий не надо терзаться сомнениями, какой системе (офф-лайн или он-лайн) отдать предпочтение. Можно в рамках одного автопарка использовать и ту и другую. Например, часть машин, не требующих постоянного контроля, оснастить приборами "Маркер" (типа "черный ящик"), а другую часть, за которой необходим "неусыпный" контроль, оснастить приборами "Маркер+". При этом экономятся средства за счет того, что "черные ящики" стоят дешевле и не требуют абонентской оплаты в ходе эксплуатации. Он-лайновые же устройства стоят дороже, требуют оплаты трафика GPRS и услуг оператора за доступ к серверу баз навигационных данных.

Работа диспетчерского пункта по работе с двумя группами автомобилей в данном случае будет отличаться лишь в одном действии – в приеме навигационной информации с борта автомобиля.

В случае "черного ящика" информация будет сниматься с флэш-карты (карты памяти), на которую записывается навигационная информация в течение рейса. По окончании рейса карта памяти извлекается из "ящика" и передается на диспетчерский пункт. Там информация о перемещениях транспортного средства считывается с использованием установленного программного обеспечения и сохраняется в базе данных.

При использовании он-лайнового оборудования информация о движении автомобилей сразу передается на сервер оператора, предоставляющего услугу мониторинга. Для того чтобы загрузить данные о движении в базу диспетчерского пункта, достаточно нажать одну кнопку ("лампочка" , см. рис.) в окне "Анализатора рейсов", входящего в состав программного обеспечения диспетчерского пункта. При нажатии кнопки информация обо всех автомобилях, находящихся на контроле, с сервера оператора загрузится на компьютер диспетчера и произойдет актуализация траекторной информации, содержащейся в базе данных диспетчерского пункта. В этой же базе данных хранится и информация, считанная с "черных ящиков". Дальнейшая работа по обработке данных, получению статистики, формированию отчетов по водителям, автомобилям и пр. осуществляется идентичным образом для всех автомобилей независимо от типа установленного оборудования.

Использование такого комплексного подхода позволяет:

– достичь экономии за счет оптимизации расходов на приобретение бортового оборудования, рационального расходования средств на услуги сотовых операторов и операторов, предоставляющих сервис мониторинга;

– сэкономить на приобретении клиентского программного обеспечения, устанавливаемого на диспетчерском пункте, поскольку разные типы оборудования (он- и офф-лайн) могут работать в рамках одного программного продукта;

– существенно повысить эффективность контроля за автопарком предприятия за счет использования WEB-ресурсов. Суть данного преимущества состоит в том, что контроль за перемещением автомобилей в он-лайн-режиме можно осуществлять не только с диспетчерского пункта, пользуясь клиентским ПО, но и из любой точки, где есть выход в Интернет. В этом случае слежение осуществляется с использованием WEB-ресурса "i-track". Руководящий состав предприятия, где бы он ни находился (командировка, отпуск и т.п.), пользуясь выделенным паролем, может зайти на страницу ресурса (www.i-track.ru) и проследить за положением и состоянием интересующего автомобиля;

– реализовать поэтапный переход на отечественную систему ГЛОНАСС. Программное обеспечение i-track поддерживает работу с оборудованием отечественного и зарубежного производителя. По мере развития отечественной системы ГЛОНАСС автомобильный парк можно будет оснащать приборами, поддерживающими работу с любой из спутниковых навигационных систем по отдельности или вместе взятых.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен