Опубликовано: ГП 04-2008

Прицениваемся к самосвалам

Александр Трохачёв, фото автора

...Весна. Время активизации строительства и продаж строительной техники. Сегодня мы поговорим о том, что происходит на рынке самосвальной техники, и попробуем найти самые доступные по цене автомобили. Искать будем в Москве, Санкт-Петербурге и в городах, где расположено производство самосвалов.

Как дорожали КамАЗы
На этот раз – в сторону рекламные проспекты, прайс-листы официальных дилеров, сведения торговых центров. Будем искать данные о продаже техники, не выходя из офиса, в российском разделе Интернета. Картина здесь пестрая, как цветные стеклышки калейдоскопа. Без проводника легко заблудиться, с вашего позволения, эту роль я возьму на себя.
Первое, что может удивить и ввести в заблуждение человека непосвященного – цены, отставшие от жизни. На сайтах некоторых компаний данные по продаже техники не обновлялись с 2005 года! С одной стороны, интересно сравнить цены того периода с нынешними. Но и без анализа ясно, что стоимость самосвалов выросла. Причем дорожали и отечественные грузовики, и автомобили производства Белоруссии и Украины.
Самый востребованный на российском рынке самосвальный бренд – конечно же, КамАЗ. Техника этой марки дорожала темпами, опережающими официальный уровень инфляции. По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, в 2007 году уровень инфляции достиг 11,9%. Лишь немногие модели Камского автозавода удержались в указанных рамках. Например, четырехосный КамАЗ-6540-013-10, по моим наблюдениям, за год подорожал на 5% (+84,5 тыс. руб.). Чуть медленнее в процентном отношении поднималась цена на КамАЗ-6522-027: 4,3% (+104 тыс. руб.). Как видите, изменения в прайсе внушительные. За 12 месяцев на 8,6% вырос денежный эквивалент КамАЗ-6520-026-06 с трехсторонней разгрузкой: вместо прежних 2 123 тыс. руб. в феврале 2008-го он стоил 2 305 тыс. руб. (+182 тыс. руб.). Почти на 10% повысилась стоимость КамАЗ-6520-006 – с 2 032 тыс. руб. до 2 236 тыс. руб. На 204 тыс. руб. взлетела ценовая планка для КамАЗ-65115-017, это составило 13%. Вровень с инфляцией, в среднем по одному проценту в месяц, «тяжелел» в цене КамАЗ-6520-028-06: он набрал «лишних» 274 тыс. руб. – до 2 360 тыс. руб.
В процентной лихорадке продавцы переписывали ценники на ряд самосвалов из Набережных Челнов ежемесячно, обгоняя темпы инфляции. Скажем, КамАЗ-45142-010-15 с трехсторонней разгрузкой стал дороже на 12,4% (+185 тыс. руб.). На 15,3% (+208 тыс. руб.) повысилась стоимость КамАЗ-45143-013-15 с боковой разгрузкой. Внушительную сумму 270 тыс. руб. (+16,6%) приходится дополнительно выкладывать покупателям за КамАЗ-65111-012 с задней разгрузкой. Но были и лидеры роста. Например, полноприводный КамАЗ-45141-011-10 за календарный год подорожал на 299 тыс. руб. или на 21%! Ощутимее стала «кусаться» цена на КамАЗ-55111-015-15 (6х4): она выросла на 320 тыс. руб., или на 23,7%. И это не рекордсмены ажиотажного спроса.
В таких условиях отследить текущую динамику рыночной стоимости самосвалов сложно. Анализ интернетовских цен показывает, что разница на одну и ту же модель может составлять 60 тыс. руб. и больше. Правда, у продавцов есть масса уловок для привлечения внимания покупателей. Неспроста под таблицами с указанием стоимости машин нередко приводятся ссылки вроде такой: «Цены указаны при доставке техники под заказ. На технику, находящуюся на стоянке, цена может быть изменена». Проще говоря, указанные суммы не являются основанием для заключения сделки – они «справочные».

МАЗ и другие
Высокий спрос на белорусские самосвалы также вынуждает корректировать их рыночную стоимость в сторону увеличения. Кстати, разброс цен у конкурентов не так велик, как по отечественным автомобилям. Иногда он составляет 5–6 тыс., особенно если речь идет о машинах класса 4х2, например, МАЗ-5551 А2-325. А максимальную разницу на одну и ту же модель я обнаружил на примере МАЗ-5516 А5-371 (6х4) – она составила 130 тыс. руб. Любопытно, что если по российской технике предложений со стоянки в Набережных Челнах (КамАЗы), Челябинске («Уралы») немало, то по белорусской и украинской предложений о самовывозе из Минска и Кременчуга негусто.
Предложение МАЗов и КрАЗов зачастую виртуальное. На сайтах рекламируются автомобили, которых в наличии на российских стоянках нет. Поставки этой техники осуществляются через полтора-два месяца после размещения объявления. Скажем, в середине февраля публикуется анонс, что МАЗ-5516 А5-380 ожидается на стоянке в Москве 30 апреля. Говоря о стоянках в городах, где расположены заводы по выпуску самосвалов, следует иметь в виду, что стоимость техники там может существенно отличаться от предлагаемой в конкретном регионе. Разница порой существенна – десятки тысяч рублей. Но чаще всего за минусом расходов на перегон цены «дома» и «в гостях» теперь вполне сопоставимы.
Рассматривая цены на технику производителей, важно не просто заглядывать в графу «Розничная цена», но и обращать внимание на спецификацию. Один и тот же самосвал как, например, МАЗ-5516 А8-336 может иметь и двух-, и трехстороннюю разгрузку. В первом случае автомобиль окажется на 290 тыс. руб. дешевле. На цену влияет даже такая, казалось бы, мелочь, как тип установленного оборудования. Например, «Урал-583104» (6х4) с гидроцилиндром «НефАЗ» на 29 тыс. руб. дешевле, чем итальянской фирмы Binotto. А на модели «Урал-583106» «8х4» эта разница еще заметнее – 59 тыс. руб. Внимательность нужна и при сравнении индексов: всего одна цифра может свидетельствовать о существенной разнице в комплектации и цене. Пример: «Урал-63685-0010» на 90 тыс. руб. дороже «Урала» модели 63685-0110, поскольку его кабина оборудована двухместным «спальником».
В денежном эквиваленте скромнее других марок, пожалуй, ЗИЛ: эти машины дорожали чуть медленнее. И это при том, что ЗИЛ – один из немногих производителей самосвалов малой грузоподъемности. Разница цен конкурентов на одни и те же модели – от 15 до 70 тыс. руб. Самые выгодные предложения иногда поступают от частных лиц: нередко они привлекательнее конкурентных на 30–50 тыс. руб., но поди угадай, что там за продавец...

Аренда и б/у – не панацея
Практика показывает, что аренда – не панацея. Да, в каких-то случаях она спасает положение или временно решает проблему, но далеко не всегда. На начало весны текущего года аренда 25-тонного отечественного самосвала тянула на 1300–1500 руб. в час. Для сравнения: аренда импортного аналога – от 1600 руб. в час. В стоимость аренды включена заправка дизельным топливом. При заказе техники на длительный срок предусмотрены скидки. Безусловно, это позволяет экономить определенные денежные средства, но не нужно забывать, что аренда сопряжена с долей риска и отсутствием свободы выбора. А ведь потребность в переброске техники на другой объект может возникнуть совершенно внезапно, и что тогда?..
Предложений самосвалов с пробегом – пруд пруди. Но что-то не видно очередей из желающих их приобрести. Может, дело в цене? Шестилетний КамАЗ-55111 с пробегом 60 тыс. км предлагается за 24,2 тыс. у.е. А 15-летний КамАЗ-55111 с пробегом в полмиллиона километров предлагается за 14 тыс. у.е. Рядом размещено объявление о продаже такого же самосвала, но 1989 года (на 3 года старше) с подозрительно малым пробегом в 170 тыс. км по цене на 680 у.е. больше. Надо ли говорить, что при пробеге в 12,5 экваторов Земли из грузовика выжали все что можно. Насколько его хватит и не сломается ли он в первом же рейсе – кто же даст такие гарантии... Очевидно, в расчете на чудака публикуется объявление о продаже ЗИЛ-ММЗ-42021 доперестроечного 1983 года выпуска с пробегом 348 тыс. км за 7000 все тех же «у.е.». Неудивительно, что на сайте даже нет фото этого чуда техники...
В Интернете много объявлений о самосвалах без пробега, которым от роду уже 5–7 лет. Цены на технику 2002 г. в. такие: «Урал-55571-40» – 1 380 тыс. руб., КамАЗ-452801 «Автомастер» – 28 тыс. у.е. Где хранились эти автомобили столько лет и что это за странный вид инвестиций – сказать затрудняюсь. Но по возможности лучше не испытывать судьбу и покупать действительно новый автомобиль. Для тех, кто хочет сэкономить, продолжим поиск подержанных «строителей».
МАЗы с пробегом тоже ценятся недешево. Например, МАЗ-5551 (4х2) 1997 г. с пробегом 120 тыс. км продается за 21,8 тыс. у.е. Та же модель выпуска 1998 года с пробегом в 90 тыс. км предлагается за 10,2 тыс. у.е. Но вы поверите в то, что за 10 лет самосвал эксплуатировался всего по 9 тыс. км в год?! Вот и я не верю! А как вам МАЗ-5551 времен СССР (1991 г.в.), без пробега, за 6,5 тыс. у.е.?! Любопытно, в каком музее он хранился... Кстати, на том же сайте аналогичный самосвал, но с пробегом 250 тыс. км выставлен на торги уже за 16 тыс. у.е. Выходит, на рынке два дурака: один хочет подороже продать, другой... Впрочем, вы и сами знаете.

Экспресс-прогноз
...Президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что если экономика его страны пострадает от замораживания 12 млрд. долларов усилиями Америки на международных счетах, он прекратит поставки сырой нефти в США. И дал понять, что поспособствует тому, чтобы цена черного золота подскочила до $200 за баррель. Казалось бы, при чем тут Венесуэла и нефть! А ни при чем, как и кризис ипотечного кредитования в Штатах. Только от этих «ни при чем» почему-то россиянам становится все труднее. Растут цены на продовольствие, на потребительские товары и услуги. В феврале, например, было объявлено, что в течение 2008 года стоимость недвижимости в Москве поднимется еще на 25–30%. Казалось бы, куда уж больше?! А впереди – повышение зарплат бюджетникам, посевная, да мало ли чего еще...
Самосвальная техника – не сырая нефть и не продукты питания, но и она будет дорожать. Вопрос в том, какими темпами. На взгляд финансовых аналитиков, рост цен будет сопоставим с темпами инфляции. Но внутренний голос подсказывает, что такой прогноз – в пользу бедных. Дефицит самосвальной техники приведет к тому, что она будет дорожать еще стремительнее.

Розничные цены на автосамосвалы российского и белорусского производства (цены на конец февраля 2008 г.)
МодельКолесная
формула
Вместимость
кузова, м3
Грузоподъемность,
кг
РазгрузкаЦена с НДС,
руб.
КамАЗ
КамАЗ-6540-108х48,218500Назад1990000
КамАЗ-6540-013-108х41118500Назад1734540
КамАЗ-6540-018-628х41118500Назад1780820
КамАЗ-65201-0118х41625000Назад2500000
КамАЗ-6522-010-616х61219000Назад2513000
КамАЗ-6522-0276х61219000Назад2524100
КамАЗ-6520-0066х41220000Назад2236660
КамАЗ-6520-010-196х41220000Назад2515500
КамАЗ-6520-010-606х410,520000На 3 стороны2276040
КамАЗ-6520-010-616х41220000Назад2239560
КамАЗ-6520-011-606х41220000Назад2275560
КамАЗ-6520-024-616х41220000Назад2312720
КамАЗ-6520-026-066х410,520000На 3 стороны2305140
КамАЗ-6520-028-066х41220000Назад2359660
КамАЗ-6520-0296х42020000Назад2348060
КамАЗ-6520-10024-616х41620000Назад2360220
КамАЗ-65115-0176х410,515000Назад1765840
КамАЗ-65115-043-626х41014500Боковая1756760
КамАЗ-65115-044-626х41014500Назад1714160
КамАЗ-65115-045-626х41014500На 3 стороны1769560
КамАЗ-65115-046-626х41014500Назад1715160
КамАЗ-65115-047-626х41014500Боковая1897540
КамАЗ-65115-048-626х41014500Назад1870940
КамАЗ-65115-048-D36х41014500Назад1856140
КамАЗ-65115-049-626х41014500На 3 стороны1896340
КамАЗ-65115-050-626х41014500Назад1864940
КамАЗ-65115-050-D36х41014500Назад1869140
КамАЗ-65111-0126х68,514000Назад1900000
КамАЗ-65111-0136х68,214000Назад1648460
КамАЗ-65111-013-626х68,214000Назад1786060
КамАЗ-55111-015-156х46,613000Назад1670260
КамАЗ-451446х418,514000На 2 стороны1900000
КамАЗ-45143-12-156х41210000На 2 стороны1750000
КамАЗ-45143-013-156х415,410000Боковая1568300
КамАЗ-45142-010-156х41114000На 3 стороны1675340
КамАЗ-45141-011-106х66,69500Назад1724300
КамАЗ-432554х26,37000Назад850000
ГАЗ-САЗ
ГАЗ-САЗ-3507-01 бензин4х254500На 3 стороны550000
ГАЗ-САЗ-35071 дизель4х25,0/10,0*4500На 3 стороны605000
ГАЗ-САЗ-350724х254100Назад582100
ГАЗ-САЗ-2505-104х254300На 3 стороны756000
ЗИЛ, ЗИЛ-ММЗ
ЗИЛ-450860 бензин4х265300На 3 стороны795000
ЗИЛ-450850 бензин4х23,85500Назад795000
ЗИЛ-45065 бензин4х26,0/12,5*5300На 3 стороны799000
ЗИЛ-450650 дизель4х26,0/12,5*5300На 3 стороны860000
ЗИЛ-45085 дизель4х23,85500Назад860000
ЗИЛ-3518 «Амур» бензин4х25,55500Назад795000
ЗИЛ-3518-01 «Амур» дизель4х25,55500Назад860000
ЗИЛ-ММЗ-45085 бензин4х23,85800Назад740000
ЗИЛ-ММЗ-45085 дизель4х23,85800Назад799000
ЗИЛ-ММЗ-49525 бункеровоз бензин4х2н.д.5000Назад810000
ЗИЛ-ММЗ-49525 бункеровоз дизель4х2н.д.5000Назад880000
«Урал»
Урал-555716х6710000Назад1580000
Урал-5831046х41220000Назад2134000
Урал-5831068х41625000Назад2432000
Урал-5831096х41220000Назад2091000
Урал-655146х41520000Назад2290000
Урал-65514-106х41520000На 3 стороны2302000
Урал-63685-01106х41220000Назад1900000
Урал-63685-00106х41220000Назад1990000
Урал-65638х41625000Назад2350000
Урал-6563-108х41625000Назад2210000
Урал-652848х42125000Назад2500000
Урал-655158х42125000Назад2543000
МАЗ
МАЗ-5551-21204х25,410000Назад1050000
МАЗ-5551 А2-3204х25,410000Назад1074000
МАЗ-5551 А2-3234х28,310000Назад1094000
МАЗ-5551 А2-3254х25,49500На 3 стороны1224000
МАЗ-5516 А5-3716х412,520000Назад2450000
МАЗ-5516 А5-3806х412,520000Назад2500000
МАЗ-5516 А5-3736х412,520000На 3 стороны2713000
МАЗ-5516 А5-3756х41120000На 3 стороны2500000
МАЗ-5516 А8-3206х41120000На 3 стороны2839000
МАЗ-5516 А8-3366х42220000На 2 стороны2780000
МАЗ-5516 А8-3366х42220000На 3 стороны3070000
Примечание. В таблице указаны цены на автомобили в определенной комплектации. Минимальная стоимость КамАЗ-65225-028 составляет 2 450 500 руб., КамАЗ-65115-044-62 – 1 714 160 руб., КамАЗ-65111-013 – 1 648 460 руб., КамАЗ-55111-015-15 – 1 670 260 руб., КамАЗ-45143-013-15 – 1 568 300 руб., КамАЗ-45142-010-15 – 1 675 340 руб., КамАЗ-45141-011-10 – 1 724 300 руб.
*С надставными бортами.
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию