Опубликовано: ГП 04-2007

Премьеры в закрытом режиме

К. Климов, фото автора и Д. Касаткина

21 февраля 2007 г. в Москве прошло совещание о подведении итогов хозяйственной деятельности ГУП «Мосгортранс». К этому событию на территории Филевского автобусно-троллейбусного парка была организована выставка новейшего подвижного состава городского пассажирского транспорта.

Так как выставка была ведомственной и проходила в закрытом режиме, то увидеть многочисленные новинки городского подвижного состава у широкой публики возможности не было. Постараемся отчасти восполнить этот пробел.

НефАЗ-5299 и МАЗ-203

В экспозиции были представлены низкопольные отечественные автобусы Павловского автобусного завода (ПАЗ), Нефтекамского автомобильного завода (НефАЗ) и завода «Волжанин», а также украинские автобусы ЛАЗ завода коммунального транспорта, белорусские МАЗы и чешские автобусы Citelis концерна Irisbus. Троллейбусы демонстрировались только отечественного производства – троллейбусного завода ТРОЛЗА из Энгельса, Московского троллейбусного завода МТрЗ, Башкирского троллейбусного завода БТЗ и Вологодской «Транс-Альфа».

С экспозицией ознакомились первый заместитель мэра Москвы П.Н. Аксёнов и руководитель Департамента транспорта и связи города Москвы Л.М. Липсиц. Чиновники осмотрели новинки городского транспорта, и особый интерес у них вызвал новый 15-метровый автобус «Волжанин», понравился троллейбус МТрЗ-6223, изготовленный на Московском троллейбусном заводе.

Главная задача выставки – показать руководству ГУП «Мосгортранс» и ответственным мос-ковским чиновникам образцы подвижного состава городского пассажирского транспорта, отвечающие современным требованиям, чтобы в дальнейшем определить, каким маркам и моделям Москва будет отдавать предпочтение в ближайшем будущем.

Во всем мире на природном газе работает лишь 5,4 млн. транспортных средств. В России парк машин, работающих на газе, оценивается примерно в 60 тыс., а их заправка осуществляется на 215 компрессорных станциях, открытых лишь в 59 субъектах РФ (из почти 90!). Для огромной страны этого недостаточно, что заставило в 2006 г. совет директоров ОАО «Газпром» разработать программу, направленную на развитие в России сети АГНКС и увеличение парка газобаллонных автомобилей.

ЛАЗ-А292

Если все пойдет, как задумано, к 2020 г. количество АГНКС в России может вырасти в 7 раз. Правда, на протяжении длительного времени такая техника у нас практически не производилась, хотя справедливости ради стоит отметить, что в 1970–1980-е годы ГАЗ, ЗИЛ, ЛиАЗ, ЛАЗ и КамАЗ предлагали перевозчикам газовые модификации своих машин. Впоследствии парк последних пополнялся в основном за счет переоборудования машин уже в процессе их эксплуатации.

Причиной недоверия к альтернативному топливу у потребителей долгие годы была прежде всего негерметичность запорно-крановой аппаратуры. Сегодня многие узкие места, выражаясь специфическим языком производственников, расшиты благодаря появлению специализированных газовых двигателей. Однако сложилась парадоксальная ситуация: автозаводы вновь могут большими сериями выпускать машины на природном газе, но их никто не заказывает.

Этим же озаботился вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай, который в свое время управлял заводом ЗМЗ. Он отметил, что для появления в России качественного газобаллонного оборудования кто-то должен выступить в качестве его заказчика, а разработчики и производители, в свою очередь, должны четко представлять, для кого они работают. Находясь под впечатлением «газпромовского» совещания, вице-губернатор Нижегородской области заявил, что 400 автобусов, запланированных к покупке в 2007 г. на средства областного бюджета, будут укомплектованы газовыми двигателями. Параллельно будет рассматриваться и вопрос, касающийся установки дополнительного оборудования на уже имеющиеся в области пассажирские транспортные средства общего пользования, позволяющие им работать как на традиционном топливе, так и на природном газе.



БТЗ

БТЗ-52763Т

Троллейбусы ОАО «БТЗ» успешно эксплуатируются в городе Уфе и более чем в 50 городах России и СНГ (в частности, их охотно закупает Казахстан). Еще в начале 2006 года Башкирский троллейбусный завод анонсировал планы по созданию дуобуса – троллейбуса с автономным дизельным ходом, благодаря которому троллейбус может передвигаться без токоприемников. Дизель-генератор установлен в заднем свесе троллейбуса.

Первый экземпляр с агрегатом автономного хода на JGBT-транзисторах, был готов уже в мае прошлого года и прошел обкатку в Стерлитамаке. Теперь настала очередь и Москвы. В салоне уфимской новинки БТЗ-52763Т предусмотрено место для перевозки инвалидов на колясках, о чем свидетельствует крупная пиктограмма на борту, поэтому в передней и центральной части троллейбуса уровень пола снижен.

НефАЗ

Полунизкопольный автобус НефАЗ-5299 и полностью низкопольный МАЗ-203 уже демонстрировались на московском автосалоне в прошлом году, но их решили показать в Москве еще раз непосредственно тем, от кого зависит решение о закупках подвижного состава.

Успех нефтекамских автобусов во многом теперь будет определять выгодные бизнес-предложения «Лизинговой компании «КАМАЗ», которые подразумевают передачу автобусов в лизинг (см. «ГП», № 3, 2007 г.).

Волжанин

«Волжанин Сити-Ритм 6270»

Сегодня в России часто можно встретить автобус ПАЗ-3205, переоборудованный для работы на природном газе. Внешне от «собратьев» его, как правило, легко отличить благодаря вынесенным на крышу металлическим газовым баллонам. Подобную манипуляцию над своими «пазиками» в свое время совершал и «Волготрансгаз». Однако этот «новодел» не бесспорен – группа баллонов достаточно тяжела и, создавая дополнительную нагрузку на кузов, она приводит к его повышенному износу. Конструкторы решили, что в случае с ПАЗ-3205 оптимальным местом для размещения газовых емкостей является не крыша, а задний свес автобуса, а если точнее – то свободное пространство в «корме» с доступом через имеющийся в задней стенке кузова люк.

Для этого пришлось серь-езно пересмотреть компоновку салона машины. На смену стандартному последнему ряду из пяти сидений, ранее находившемуся на уровне пола, пришла надстройка со ступенькой, где теперь установлены четыре кресла. Так, пожертвовав одним пассажироместом, в «пазике» разместили пять баллонов – четыре 70-литровых и один 50-литровый. В общей сложности получилось 330 л. Оснащен автобус 130-сильным V-образным 8-цилиндровым двигателем ПАЗ-32053
с максимальным крутящим моментом 314 Н·м при 2250 мин-1.

ЛАЗ

Низкопольный автобус Львовского автобусного завода ЛАЗ-А183 «Сити» неоднократно показывали в Москве, а годом ранее подобный экземпляр проходил испытания на городских московских маршрутах.
Сочлененный низкопольный автобус ЛАЗ-А292 является абсолютной новинкой Львовского завода коммунального транспорта. По совместному решению ГУП «Мосгортранс» и ЗКТ должен остаться в Москве для прохождения испытаний в условиях транспортных потоков столицы.

МТрЗ-6223

МТРЗ

Троллейбус МТрЗ-52791 «СадКо» («Садовое кольцо») на 117 пассажиров, выполненный в кузове низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292, выпускают серийно на Московском троллейбусном заводе, и несколько машин уже работают на столичных маршрутах. В результате специальной обработки срок службы кузова троллейбуса увеличен до 10 лет. Благодаря современным технологиям этот троллейбус может работать на дорогах мегаполиса более 10 лет без капитального ремонта. Машина обладает возможностью автономного хода до 1,7 км. Заложенные в троллейбус решения позволяют на 15–20% сократить эксплуатационные затраты в троллейбусных парках и на 25–30% снизить расход электроэнергии, по сравнению с обычными троллейбусами ЗИУ.

Представленный образец МТрЗ-6223 пока мало распространен, хотя троллейбусы этого типа эксплуатируются несколько лет. Интерес П.Н. Аксёнова к этому троллейбусу был вызван тем, что это экспортный экземпляр, подготовленный специально для условий троллейбусной контактной сети Улан-Батора (столицы Монголии), а мэрия уделяет особое внимание возможности экспорта столичной продукции за рубеж. При изготовлении особо учитывались требования и пожелания монгольской стороны. Так, например, на МТрЗ-6223 применена новая система отопления салона.

IRISBUS

Москва стала своеобразным полигоном для испытаний новой техники. Разнообразие условий эксплуатации позволило сконцентрировать на столичных маршрутах практически все многообразие пассажирского транспорта стран СНГ.

Чешские компании давно пытаются заинтересовать московское правительство своим городским транспортом. В этот раз они привезли низкопольный сочлененный автобус Irisbus Citelis 18М, который выпускают

ТРОЛЗА

ТРОЛЗА-6206

Футуристичный низкопольный сочлененный троллейбус ТРОЛЗА-6206 энгельского троллейбусного завода (бывший ЗИУ) был собран еще осенью 2006 г. и с ноября по февраль 2007 г. проходил испытания на заводе, после чего ему была дана путевка в жизнь – Одобрение типа транспортного средства. А впервые новинка была представлена именно на этой специализированной выставке. На приборной панели троллейбуса ТРОЛЗА-6206 вместо привычных приборов установлен многофункциональный информационный экран. Вероятно, этот троллейбус будет проходить испытания и в Москве, в Филёвском автобусно-троллейбусном парке.

Еще один экспонат выставки – троллейбус ТРОЛЗА-5265 «Мегаполис» оснащен транзисторной системой управления фирмы «Чергос» (г. Санкт-Петербург). Первая партия из 15 троллейбусов уже работает на московских маршрутах в г. Высоке Мыто.

ПАЗ

ПАЗ-3237.10 – 42-местный автобус предназначен для перевозки пассажиров на центральных маршрутах и на линиях с малым пассажиропотоком. Машина оснащена 17 посадочными местами. Кроме этого есть возможность размещения в автобусе двух инвалидных кресел. По предварительной информации, новые ПАЗ-3237.10 распределены между 6-м, 11-м, 16-м и 18-м автобусными парками, где будут работать на маршрутах с малым пассажиропотоком, а также на скоростных линиях.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию