Опубликовано: ГП 08-2006

Тяжелый артиллерийский

В. Васильев

Полвека назад на Минском автозаводе под руководством Б.Л. Шапошника был создан тяжелый артиллерийский тягач МАЗ-535. Он имел восемь ведущих колес, объединенных в две тележки – переднюю и заднюю. Колеса первой и второй осей выполнены управляемыми и снабжены шарнирами неравных угловых скоростей. Рулевой механизм имел гидроусилитель со встроенным распределителем.

Независимая подвеска колес на продольных торсионах и поперечных рычагах дополнена гидравлическими амортизаторами на каждом колесе переднего и заднего мостов. Давление воздуха в шинах размером 18.00-24 регулировалось в зависимости от дорожных условий. Тягач оснащался расположенным за четырехместной кабиной водителя V-образным 12-цилидровым танковым дизелем Д12А-375 мощностью 375 л.с. В трансмиссию входили планетарная 3-ступенчатая коробка передач, соединенная с одноступенчатым, четырехколесным гидротрансформатором с блокировкой насосного и турбинного колес, и механическая двухступенчатая раздаточная коробка, в которой находился центральный дифференциал с принудительной блокировкой. Первый и второй ведущие мосты снабжались дифференциалами повышенного трения, третьего и четвертого мостов – самоблокирующимися. Ведущие мосты – с разнесенной главной передачей. В состав дополнительного оборудования входил автономный отопитель кабины, предпусковой подогреватель, тент с дугами, лебедка и коробка отбора мощности до 140 л.с. Снаряженная масса машины составляла около 19 т, грузоподъемность – 7 т. Автомобиль буксировал прицепы массой до 15 т, преодолевал 30-градусные подъемы, броды глубиной до 1,3 м. Дорожный просвет достигал 475 мм, максимальная скорость – 55 км/ч. Пара топливных баков общей вместимостью 700 л обеспечивала запас хода до 650 км. В войсках МАЗ-535 и его модификации выполняли только транспортные функции, вооружение на них не устанавливалось.

Носитель для «Луны»

45 лет назад, в 1961 г., успешно прошли испытания четырехосного полноприводного шасси ЗИЛ-135Л. Автомобиль, созданный на столичном автозаводе под руководством В.А. Грачева, предназначался для использования в военных целях. В частности, на него планировалось установить ракетный комплекс «Луна». Машина отличалась рядом конструктивных особенностей. Два бензиновых двигателя ЗИЛ-375 мощностью по 180 л.с. располагались за четырехместной кабиной, которая выполнялась из стеклопластика, как и облицовка мотоотсека и оперенье.

Каждый мотор с помощью гидромеханической 3-ступенчатой коробки передач, двухступенчатой раздаточной коробки, бортовых и колесных редукторов приводил во вращение движители своего борта. При такой компоновке удалось снизить удельное давление на грунт и повысить тяговые и сцепные качества. Этому же способствовало отсутствие в кинематической цепочке дифференциальной связи. Средние оси у внедорожника сближены, тогда как передняя и задняя разнесены, а их колеса управляемые. При этом независимой рычажно-торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами оснащались лишь крайние колеса, в то время как средняя пара жестко крепилась к очень прочной Н-образной несущей раме с помощью мощных кронштейнов. Для поворота передних и задних колес имеются две рулевые трапеции с гидроусилителями, связанные между собой системой тяг и рычагов. Автомобиль имел систему регулирования давления воздуха в шинах размерностью 16.00-20. Дорожный просвет достигал 475 мм. Значительную величину грузового отсека определяла база 2,4+1,5+2,4 м. Снаряженная масса составляла 10,5 т, грузо-подъемность – 9 т. На испытаниях шасси с полной нагрузкой на твердом грунте преодолевало подъемы до 47°, рвы шириной до 2 м и брод глубиной 1,3 м. На твердой дороге автомобиль разгонялся до 65 км/ч.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен