Опубликовано: ГП 09-2007

Российский Le Salon De L'Automobile
Первая международная автомобильная выставка в России

Станислав Кирилец (Stas Kiriletz, Германия), репродукции из журналов «Выставочный Вестник», «Автомобиль» 1907 года выпуска и из архива автора

В преддверии МАФ-2007 мы отметили великий юбилей – 100-летие первой международной автомобильной выставки в России!

К 1907 году закончились волнения первой русской революции, в Российской Империи начался экономический подъем, и автомобильные производители Европы вступили в борьбу за русский рынок.

К тому времени по инициативе ведущей французской автомобильной газеты L'Auto проводились регулярные международные автомобильные выставки во многих городах Европы – в Париже, Берлине, Брюсселе, Лондоне, Женеве, Вене, Мадриде... Настала очередь и России. Французские журналисты обратились с инициативой проведения первого автосалона на российской земле к петербургским коллегам – редакции журнала «Автомобиль». Предложение французов было принято в столице с большим энтузиазмом и нашло поддержку в Российском Автомобильном Обществе (РАО). На заседании РАО 21 января 1907 года (все даты даны по старому стилю) было принято решение: «Идею проведения выставки автомобилей поддержать». Для организации автосалона был создан распорядительный комитет под председательством первого секретаря РАО П.П. Беккеля. В него вошли многие видные деятели российского автомобилизма – главный редактор журнала «Автомобиль» А.П. Нагель, председатель РАО граф В.В. Гудович, авиаконструктор В.В. Лебедев, представитель газеты L'Auto г-н Лефевр. С монаршего позволения для проведения выставки был выделен Михайловский манеж в Санкт-Петербурге.

Моторные омнибусы доставляли посетителей к главному входу в Михайловский манеж

Английский двухэтажный автобус компании London General Omnibus Co. (LGOC), чью работу спонсировали британская фирма Motor Car Emporium London и петербургские автомобильные агенты «Невский Гараж» и «Товарищество Политехник»
Немецкий автобус Gaggenau, предоставленный производителем Sueddeutsche Automobilfabrik Gaggenau (SAG) и Принцем Ольденбургским. В том же году фирма SAG поставила в Петербург несколько своих двухэтажных городских автобусов, с которых началось регулярное автобусное сообщение в Северной столице

В короткий срок были решены все вопросы. До 18 марта шел прием заявок от участников. Было принято решение o всевозможных льготах для производителей, желающих показать и продать русской публике свой товар. Арендная плата была довольно низкой – от 5 до 7,5 руб. за квадратный метр выставочной площади, все иностранные экспонаты было разрешено ввезти и продать беспошлинно, а многие столичные гостиницы представили скидки участникам салона – от 20 до 30%. С 23 марта началось размещение стендов. Благоприятные условия для участников плюс перспектива выхода на российский автомобильный рынок привлекли к «Русскому салону» (Le Salon Russe – так назвала его европейская автомобильная пресса) многих известных автомобильных производителей. Свою продукцию решили показать 30 фирм из Франции и 13 из Германии, в борьбу за русский рынок вступили даже предприятия из Англии, Италии, Бельгии, Швейцарии, США, Австро-Венгрии: Renault, Lorraine Dietrich, Berliet, PanhardLevassor, Brasier, Mercedes, Opel, NAG, Gaggenau, FIAT, Itala, Minerva, Pipe, Ford, Cadillac, Saurer, Laurin & Klement – от одних названий кружились головы автомобилистов!

Cанитарный автомобиль с кузовом «Фрезе» на шасси французской машины Renault

Не отстали от них и отечественные предприниматели, на участие в выставке подали заявки автомобильный завод «Г.А. Лесснер», кузовные фирмы «Фрезе», «Крюммель», «П.Д. Яковлев». Автомобильные шины русского производства (в то время по праву считавшиеся одними из лучших в мире) решили показать общества «Треугольник» и «Проводник», производители решили представить аккумуляторы «Тюдор», горюче-смазочные материалы «Нобель», двигатели «Андрее и Розенквист». Заявки на участие подали около 30 российских фирм, даже продавцы одежды для автомобилистов «Мандль» и «Сорокин». Многие российские торговые дома (в основном петербургские), представлявшие в стране интересы иностранных автомобильных фирм, – «Победа», «Невский Гараж», «Подобедов», «Политехник», «Марк» и др. не отказались от участия в выставке. Накануне выставки в рекламных целях журнал «Автомобиль» организовал автопробег от Парижа до Санкт-Петербурга.

Итальянский грузовик FIAT был приобретен Военным ведомством

19 мая 1907 года «Первая международная выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта» распахнула свои двери. В церемонии открытия и напутственном молебне приняли участие многие российские министры, должностные лица и почетные гости. Звучали торжественные речи, зачитывались поздравительные телеграммы. Для развлечения почтеннейшей публики открылись ресторан и буфет, был оборудован даже синематограф, где показывали фильмы на автомобильную тему. Для почетных гостей было заранее разослано более 20 тыс. бесплатных приглашений, а для обыкновенных посетителей дневной билет стоил от 50 копеек до 1 рубля. С 10 часов утра открывалась выставка для членов РАО, с 11 утра – для остальной публики. Работал салон без выходных, ежедневно до 23 часов до 4 июня. Для доставки посетителей к манежу по Невскому проспекту регулярно курсировали два моторных омнибуса. Россия не ударила в грязь лицом – наш первый автосалон был проведен на самом высшем уровне, и вся автомобильная пресса Европы с восторгом отметила на своих страницах это событие. Организаторы потрудились на славу, не посрамили Отечество!

Согласно правилам выставки, все экспонаты были распределены на классы. В первом классе на награды претендовали производители легковых автомобилей, их шасси и кузовов. Во втором классе к автомобилям добавили велосипеды и мотоциклы. В третий класс попали двигатели, рамы, гаражное и ремонтное оборудование, шины и другие автопринадлежности. Четвертый класс – одежда, обувь для автомобилистов, мотоциклистов и туристов. В пятый класс зачислили грузовики и омнибусы, тяжелую дорожную и сельскохозяйственную технику. Наконец, шестой класс представляли «водные автомобили» – лодки, баржи, буксиры, оснащенные двигателями внутреннего сгорания.

Немецкий автобус NAG модели IB 2 был куплен предпринимателем инженером Н. Белым и стал первым городским автобусом в Архангельске

Остановимся чуть подробнее на классе грузовиков и омнибусов. Кроме продукции известных европейских фирм в этой категории экспонировался грузовик «Лесснер» отечественной постройки. В этом классе доминировали немцы. Грузовики и автобусы Scheibler, NAG, Gaggenau, Bussing, Argus привлекли особое внимание различных российских ведомств и юридических лиц. Французы, итальянцы и швейцарцы тоже активно рекламировали свой коммерческий транспорт – Renault, Delage, FIAT, Saurer, Arbenz, рассчитывая на крупные государственные заказы, и их расчеты оправдались – моторизация России нуждалась в первую очередь в грузовиках и автобусах.

Германский автопоезд фирмы Neue Automobil-GmbH модели NAG J 5 получил на выставке Большую золотую медаль и был приoбретен Военным ведомством

Во время проведения Первого российского автосалона была организована международная гонка из Москвы в Санкт-Петербург – 25 мая 1907 года. В ней победил французский спортсмен Артур Дюре на автомобиле Lorraine Dietrich, прошедший дистанцию около 700 км за 9 ч 22 мин, показав среднюю скорость 73,5 км/ч.

4 июня произошло торжественное закрытие выставки, отмеченное интересным мероприятием – французский аэронавт г-н Фор поднялся с Манежной площади на воздушном шаре и полетел по воле ветра. Петербургские автомобилисты отправились за ним в погоню: того, кто первым найдет место посадки и привезет воздухоплавателя назад, ждал приз. Шар долетел до Пулково, где зацепился за телеграфный столб, а снявшие г-на Фора со столба автомобилисты Данилов и Нобель получили этот приз.

А. Дюре на автомобиле Lorraine-Dietrich. Гонкa Москва–Петербург. 25.05.1907. Репродукция с картины Эрнеста Монто

13 фирм, участвовавших в экспозиции, были награждены Большими золотыми медалями, Малую золотую медаль получили 15 фирм. Большие серебряные медали взяли 14 фирм, Малые серебряные – 8, а бpонзовые достались 4-м экспонентам. Всего на выставке было продано одних только автомобилей на 1,5 миллиона рублей.

Успех Первой международной автомобильной выставки в России был потрясающим! Блестящая организация автосалона бесспорно внесла огромный вклад в развитие автомобилизма в России. Было решено проводить эти мероприятия регулярно. В 1908 году в Москве прошел второй международный автосалон, в 1910-м в Петербурге – третий, а 1913-м опять в Петербурге – четвертый и он же последний.

Отечественные производители тоже не остались без наград. Петербургская фирма «Г.А. Лесснер» получила Золотую медаль Его Величества Государя Императoра «За установление автомобильного производства в России», а фирма «Фрезе и Ко.» – Большую золотую медаль «За производство кузовов и инициативу в распространении автомобилей в России»
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен