<<< Назад

Самосвал Yarovit Gloros A3501D

К. Ушанов, фото автора

На до­ро­гах Рос­сии «тя­же­ло­вес»!

Много ли мы знаем в Рос­сии са­мо­сва­лов-тя­же­ло­ве­сов, у ко­то­рых пол­ная масса 45...50 т при раз­ре­шен­ных га­ба­ри­тах по ши­рине 2,5 м? Volvo, Scania, Mercedes... Часто на до­ро­гах Москвы можно встре­тить че­тырех­ос­ный са­мо­свал Hyundai и са­мо­свалы дру­гих ав­то­про­из­во­ди­те­лей. Но эти ма­шины имеют ко­лес­ную фор­мулу 8х4. У кам­ских ав­то­стро­и­те­лей есть по­доб­ная – КамАЗ-6540, в ближ­нем за­ру­бе­жье – КрАЗ-7133С4-Д10 (Укра­ина), МЗКТ-65151 (Бе­ло­рус­сия). И у этих ав­то­мо­би­лей ко­лес­ная фор­мула 8х4.

Од­нако не всё так плохо в нашем Оте­че­стве. С от­крытием в Санкт-Пе­тер­бурге ав­то­за­вода ЗАО "Яро­вит Мо­торс" по­ло­же­ние дел с пол­но­при­вод­ными са­мо­сва­лами ко­лес­ной фор­мулы 8х8 должно улуч­шиться. Пер­вым ав­то­мо­би­лем из за­яв­лен­ного мо­дель­ного ряда пи­тер­ского ав­то­за­вода как раз и стал че­тырех­ос­ный пол­но­при­вод­ный са­мо­свал Yarovit Gloros A3501D с га­ба­ри­тами по ши­рине 2,5 м и пол­ной мас­сой 46 т. Со­ста­вит ли этот ав­то­мо­биль кон­ку­рен­цию пе­ре­чис­лен­ным ма­ши­нам? Сей­час ска­зать трудно. Как го­во­рится, жизнь по­ка­жет.

А пока Yarovit Gloros A3501D в руках ре­дак­ци­он­ных ис­пыта­те­лей. Пер­вое, на что мы об­ра­тили вни­ма­ние в экс­те­рьере ав­то­мо­биля, – это про­ду­ман­ная зад­няя полка са­мо­сваль­ной плат­формы. Она рас­по­ло­жена так, что не ме­шает от­кры­ва­нию зад­него борта. А за­ре­ше­чен­ные пе­ред­ние блок-фары и зад­ние фо­нари сви­де­тельствуют о том, что кон­струк­торы сде­лали ак­цент на ра­боте са­мо­свала на стройке, в ка­рьере или тя­же­лых до­рож­ных усло­виях. О на­зна­че­нии ма­шины го­во­рит и за­щита кар­тера си­ло­вого аг­ре­гата. Сна­ружи сде­лано все для ра­боты Yarovit Gloros в экс­тре­маль­ных усло­виях. Един­ствен­ное, о чем не по­за­бо­ти­лись кон­струк­торы, – о за­щите вет­ро­вого стекла от кам­ней. Но, ду­маем, и это до­ра­бо­тают.

Бор­то­вая лест­ница не вы­зы­вает на­ре­ка­ний

На пре­зен­та­ции ав­то­за­вода ЗАО "Яро­вит Мо­торс" пре­зи­дент группы ком­па­ний "Яро­вит" Ан­дрей Би­рю­ков ска­зал, что гру­зо­вики этой ком­па­нии будут со­би­раться из им­порт­ных аг­ре­га­тов и ком­плек­ту­ю­щих, оте­че­ствен­ная только пла­сти­ко­вая ка­бина. По ди­зайну она смот­рится со­вре­менно, во вся­ком слу­чае, не хуже им­порт­ных.

У нас воз­ник спор с пред­ста­ви­те­лями за­вода по по­воду аэро­ди­на­ми­че­ских свойств ка­бины. Нам ка­жется, что пе­ре­док со­з­дает боль­шое со­про­тив­ле­ние встреч­ному по­току воз­духа. Наши оп­по­ненты воз­ра­зили, что для ав­то­мо­би­лей, ра­бо­та­ю­щих на строй­ках, в ка­рье­рах и на труд­но­про­хо­ди­мых до­ро­гах аэро­ди­на­ми­че­ские свойства ав­то­мо­биля вто­ро­сте­пенны. Учи­ты­вая наш опыт об­ще­ния с экс­плу­а­та­ци­он­ни­ками, можем ска­зать, что это не­пра­виль­ное мне­ние. А вер­нее, оши­боч­ное. Для стро­и­тель­ных ор­га­ни­за­ций, ра­бо­та­ю­щих в Москве или Пи­тере, во­прос рас­хода ГСМ стоит на вто­ром плане. Для них важ­нее, как го­во­рят они – "ку­бики", т. е. объем пе­ре­во­зи­мого груза. Но для ру­ко­во­ди­те­лей АТП, ра­бо­та­ю­щих в усло­виях веч­ной мерз­лоты и за По­ляр­ным кру­гом, рас­ход ГСМ ар­хи­ва­жен.

Узел сту­пицы управ­ля­е­мого ко­леса

В этих пред­при­я­тиях счи­та­ется каж­дый грамм топ­лива и масла, по­скольку в мо­розы –40...–60 °С дви­га­тели ав­то­мо­би­лей "мо­ло­тят" и день, и ночь. По­этому любые сред­ства эко­но­мии рас­ход­ных ма­те­ри­а­лов ими при­вет­ству­ются, в том числе и аэро­ди­на­мика кабин. Меньше со­про­тив­ля­е­мость встреч­ному по­току воз­духа – меньше рас­ход ГСМ, даже на зим­ни­ках при ско­ро­сти 40...50 км/ч. Так что во­прос об­те­ка­е­мо­сти ка­бины Yarovit Gloros весьма ак­туа­лен.

Са­диться в ка­бину удобно бла­го­даря боль­шому про­ему двери, боль­шому углу ее от­крытия, удачно уста­нов­лен­ным по­руч­ням и хо­рошо ском­по­но­ван­ным сту­пе­ням. Ра­бо­чее место во­ди­теля, по на­шему мне­нию, не со­всем удобно. В первую оче­редь, при всех ре­гу­ли­ров­ках во­ди­тельского кресла и ру­ле­вой ко­лонки пе­даль газа уста­нов­лена слиш­ком вы­соко. Со­о­т­вет­ственно при таком ее рас­по­ло­же­нии затруд­ни­тельно дер­жать ногу по­сто­янно в не­у­доб­ном по­ло­же­нии, да и пе­даль тор­моза рас­по­ло­жена от­но­си­тельно пе­дали по­дачи топ­лива го­раздо ниже. И рас­сто­я­ние между ними на 10 мм меньше, чем тре­бует стан­дарт, т.е. 40 мм вме­сто 50 мм. Ста­ти­стика по­ка­зы­вает, что для ав­то­мо­би­лей ка­те­го­рии, по­доб­ной Yarovit Gloros, наи­бо­лее при­ем­ле­мой фор­мой пло­щадки пе­дали по­дачи топ­лива яв­ля­ется на-поль­ная пе­даль с под­пят­ни­ком. Кроме того, есть еще не­сколько за­ме­ча­ний по эр­го­но­мике (см. таб­лицу). А во­обще ка­бина про­стор­ная, удоб­ная, с хо­ро­шей об­зор­но­стью. Па­нель при­бо­ров – из трав­мо­без­опас­ного ма­те­ри­ала. Хо­рошо со­став­лена ком­би­на­ция при­бо­ров. Ру­ле­вое ко­лесо дает воз­мож­ность кон­тро­ли­ро­вать их, не за­го­ра­жи­вая. По­нра­вился и сам руль – по диа­метру и тол­щине обода.

Так вы­гля­дит дви­га­тель DEUTZ на ав­то­мо­биле

Что ка­са­ется раз­гон­ных ха­рак­те­ри­стик и рас­хода топ­лива, то (по ин­ди­ви­ду­аль­ным ощу­ще­ниям) ди­зель­ного дви­га­теля DEUTZ BF GM 1015C CODE 300G/2 1104L01 мощ­но­стью 408 л.с. для пол­ной массы 46 т явно не хва­тало. Ощу­ще­ния под­твер­дили и со­о­т­вет­ству­ю­щие ис­пыта­ния. Для срав­не­ния можно при­ве­сти такие при­меры. Са­мо­свал МЗКТ-65151 8х4 в го­род­ском цикле "съе­дает" топ­лива 63,0 л/100 км, са­мо­свал Scania P114CB 8х4 HZ380 – 53,4 л/100 км, а Yarovit Gloros – 81,5 л. Не­об­хо­димо учи­ты­вать и тот факт, что са­мо­свалы МЗКТ и Scania имеют ко­лес­ную фор­мулу 8х4, а са­мо­свал Yarovit Gloros – 8х8. Не­об­хо­димо пом­нить о по­греш­но­сти рас­хода топ­лива и не­вы­со­кой ди­на­мики на уси­лия пе­ред­них ве­ду­щих мо­стов. Тем не менее и наши ис­пыта­тели, и пред­ста­ви­тели пи­тер­ского ав­то­за­вода со­гла­си­лись с тем, что на пол­но­при­вод­ный са­мо­свал не­об­хо­димо уста­нав­ли­вать более мощ­ные мо­торы, при­б­ли­зи­тельно мощ­но­стью 450...480 л.с. А дви­га­тели мощ­но­стью 408 л.с. надо ста­вить на ав­то­мо­били с ко­лес­ной фор­му­лой 6х6 или 6х4 и со зна­чи­тельно мень­шей пол­ной мас­сой. Тем более что в про­екте ЗАО "Яро­вит Мо­торс" такой сег­мент су­ще­ствует.

В ав­то­мо­биле Yarovit Gloros ис­поль­зу­ется ори­ги­наль­ная двух­кон­тур­ная си­стема ру­ле­вого управ­ле­ния, обес­пе­чи­ва­ю­щая управ­ля­е­мость ма­шины при вы­ходе из строя от­дель­ных эле­мен­тов ру­ле­вого управ­ле­ния (на­со­сов, кла­па­нов и др.), раз­гер­ме­ти­за­ции од­ного из гид­рав­ли­че­ских кон­ту­ров си­стемы, оста­новки дви­га­теля во время дви­же­ния, а также при бук­си­ровке ав­то­мо­биля с не­ра­бо­та­ю­щим дви­га­те­лем.

Раз­да­точ­ная ко­робка ZF

В си­стеме ру­ле­вого управ­ле­ния пи­тер­ского са­мо­свала уста­нав­ли­ва­ются двух­кон­тур­ные ру­ле­вые ме­ха­низмы не­мец­кой фирмы ZF Lenksysteme, что поз­во­ляет управ­лять тя­же­лым гру­зо­ви­ком, как лег­ко­вым ав­то­мо­би­лем. Это под­твер­ждают и дан­ные про­ве­ден­ных ис­пыта­ний. На­при­мер, уси­лие при по­во­роте руля вправо-влево на не­по­движ­ном ав­то­мо­биле со­став­ляет 6,8 и 6,5 еди­ниц со­о­т­вет­ственно, хотя по нор­ма­тив­ным тре­бо­ва­ниям оно не должно пре­вы­шать 25,0 еди­ниц. Есте­ственно, осталь­ные по­ка­за­тели при дви­же­нии в по­во­роте ра­ди­у­сом 12 м со ско­ро­стью 10 км/ч с ис­прав­ным ру­ле­вым управ­ле­нием и при "не­ис­прав­ном" уси­ли­теле во время входа в по­во­рот ра­ди­у­сом 20 м с той же ско­ро­стью, уси­лие на руль го­раздо меньше нор­ма­тив­ных.

Очень хо­ро­шую управ­ля­е­мость и устой­чи­вость по­ка­зал Yarovit Gloros в усло­виях огра­ни­че­ния мак­си­маль­ной ско­ро­сти, обес­пе­чи­ва­ю­щей тре­бу­е­мый уро­вень без­опас­но­сти, т.е. на ско­ро­сти до 60 км/ч. К со­жа­ле­нию, экс­тре­маль­ное во­жде­ние пи­тер­скому са­мо­свалу про­ти­во­по­ка­зано, по­скольку ско­рость на ис­пыта­ниях "по­во­рот" и "пе­ре­ставка" на 3,5% и 3,0% ниже нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ний. Но при ис­пыта­ниях "пе­ре­ставка" у са­мо­свала кур­со­вых ко­ле­ба­ний не воз­ни­кало бла­го­даря двум ста­би­ли­за­то­рам по­пе­реч­ной устой­чи­во­сти на пе­ред­нем и зад­нем мо­стах.

Пе­ред­ние блок-фары за­щи­щены съем­ными ре­шет­ками

Что ка­са­ется дру­гих экс­пер­тиз, то пол­но­при­вод­ный Yarovit Gloros про­шел их без на­ре­ка­ний. От­лично ра­бо­тает тор­моз­ная си­стема ABS с мо­ду­ля­то­ром. Нет пре­тен­зий по шуму, а "брод" в пол­метра са­мо­свал про­хо­дит без на­пря­же­ния.

Очень хо­рошо ведет себя гру­зо­вик на грун­то­вых до­ро­гах – как на твер­дом грунте, так и на тя­же­лом. На тя­же­лом грунте бла­го­даря целой си­стеме бло­ки­ро­вок ав­то­мо­биль с пол­ной мас­сой 46 т шел как на­сто­я­щий ко­лес­ный вез­де­ход, хотя ко­леса были "обуты" в обык­но­вен­ную до­рож­ную ре­зину.

При всех не­до­стат­ках и от­к­ло­не­ниях от нор­ма­тив­ных по­ка­за­те­лей, при­чем не очень боль­ших, такой ав­то­мо­биль, как пол­но­при­вод­ный са­мо­свал Yarovit Gloros, будет весьма вос­тре­бо­ван у по­тре­би­те­лей. Не­до­статки можно ис­пра­вить, и спе­ци­а­ли­сты ЗАО "Яро­вит Мо­торс" ра­бо­тают над их устра­не­нием. Ре­дак­ци­он­ная тест-группа на­хо­дится в по­сто­ян­ном кон­такте с ними и по­мо­гает сво­ими пред­ло­же­ни­ями и экс­перт­ными оцен­ками. От экс­плу­а­та­ции им­порт­ной тех­ники от­ка­заться не­воз­можно. Но по­яв­ле­ние на рынке на­шего оте­че­ствен­ного гру­зо­вика ка­те­го­рии Yarovit Gloros – это боль­шое со­бытие для рос­сийского ав­то­прома.

Комментировать ... >>
inter788@rambler.ru
(27.03.12)
Когда они появятся в продаже и какова будет цена?